Сейчас в Мурманске

16:06 0 ˚С Погода
18+

«Арктику можно и нужно обживать через культуру», – роль музеев в будущем арктических городов обсудили в Третьяковке

Поддержали идею и участвующие в обсуждении эксперты

Искусство Норильск Музеи арктики
Анна Щетинина
18 марта, 2024 | 19:03

«Арктику можно и нужно обживать через культуру», – роль музеев в будущем арктических городов обсудили в Третьяковке

Арт-инсталляция – «Биосолнце» на фасаде Музея Норильска / norilskmuseum.ru



Будущее арктических городов, в которых музеи становятся главными генераторами культуры, обсудили на конференции «Арктика. Освоение через культуру» в Третьяковской галерее. Дистанционно в событии участвовала директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», создатель и куратор Полярной арт-резиденции PolArt, вдохновитель создания Арктического музея современного искусства (Arctic Museum of Modern Art, АММА) Наталья Федянина. Фраза: «Арктику можно и нужно обживать через культуру. Для художников это – безграничная по своим смыслам территория», – принадлежит ей. Инициатором конференции стал художник Александр Пономарев, известный своими перформансами и арт-инсталляциями (одна из них – ледяная пещера в московском парке Зарядье, представляющая гостям столицы Арктический регион) и организацией в 2017 году первой в мире Антарктической биеннале.

Конференция «Арктика. Освоение через культуру» завершила выставку Александра Пономарева под названием «Я безумен только в норд-норд-вест», которая проходила в Третьяковке. На открытии экспозиции художник заявил о новой инициативе – Арктической биеннале-2025, призванной актуализировать вопросы развития Заполярья и Северного морского пути посредством архитектуры и искусства.



Проект Александра Пономарева «Голос в пустыне», реализованный в Марокко / tretyakovgallery.ru


Музеи на Севере

Музей на Севере – больше, чем музей: у него действительно особая миссия. Пережив несколько волн урбанизации, сейчас Арктика вновь стала стратегически важным мегарегионом планеты – на самых разных уровнях, включая государственные. Одновременно фокус с добычи ресурсов смещается в сторону человеко-ориентированности.

По мнению участников конференции, современные художники, архитекторы, градостроители и дизайнеры получили возможность исправить ошибки предыдущих периодов и создать в Арктике, где человек особенно уязвим психологически и эмоционально, по-настоящему благоприятные условия жизни. Ключом к этому должна стать культура и эстетизация среды арктических поселений, ведь эстетичность окружения и постоянный контакт с культурными ценностями на Севере не роскошь, а необходимость. Именно «культурный буфер» помогает строить экологичные отношения человека и экстремальной природной среды. С идеей развития арктических городов через культуру перекликается и выставка бумажной архитектуры «На пути к мечте: когда-нибудь город», которая работала в Музее Норильска в конце прошлого года.


Опыт Норильска

Темой выступления на конференции директора Музея Норильска Натальи Федяниной стали новый ЗОЖ – Заполярный Образ Жизни – и Арктика как место проживания и переживания художника. Музей Норильска имеет значительный опыт привнесения новой культуры жизни на Севере, новых идей, смыслов и нарративов в условиях конкретного северного города: вместе с художниками, в том числе резидентами PolArt из других регионов, здесь воплощают уникальные арт-проекты, объединяющие в себе креативность и социальность, призванные вызывать в людях любовь к месту, в котором они живут, и желание делать его комфортнее и лучше.

«Арктика всегда ассоциировалась с освоением через трудности, с преодолением. Это так и не так», – поделилась с коллегами Наталья Федянина. – «Потому что посреди суровой арктической первозданности, как космическая тарелка с пришельцами, стоит современный Норильск – очаг продвинутой цивилизации, теплое убежище от арктического холода, умно устроенное, умеющее противостоять природным стихиям, пример организации жизни на циркумполярной территории без потери качества. Правильнее сказать, что через культуру Арктику пора не осваивать, а обживать. И в этом процессе роль искусства, роль художника может быть очень велика».



Фрагмент экспозиции выставки работ участников резиденции PolArt в Музейном центре «Площадь Мира». Красноярск, 2023. Источник: mira1.ru


Директор Музея Норильска отметила, что работа с натурой Севера заманчива, Арктика – очень вдохновляющая среда, что подтверждает деятельность PolArt-резиденции: конкурс на участие в ней традиционно очень высок – от 10 до 30 предложений на место. За восемь лет приезжие художники реализовали в Норильске уже почти 40 резидентских проектов. Неделю назад завершилась XV Красноярская музейная биеннале – грандиозное и престижное событие в сфере культуры, на котором весь архив PolArt был представлен большим гостевым проектом, занявшим целый этаж в музейном центре «Площадь Мира».


PolArt-резиденция

Диапазон участников PolArt-резиденции очень широк, от не очень известных авторов до практически классиков современного искусства. Одними из последних гостей под занавес прошлого года стала арт-группа «Синие носы» – Вячеслав Мизин, Александр Шабуров и Евгений Иванов. Именно они интерпретировали ЗОЖ как Заполярный Образ Жизни, подразумевая, что Арктика – новое перспективное место для жизни художника.



Арт-группа «Синие носы» / norilskmuseum.ru


«Практически каждый резидент уезжает из Норильска со стойким желанием вернуться и сделать что-то еще. И с пониманием того, какая это безграничная по своей экзотике и смыслам территория. Художник не только и не столько создает красоту и осмысляет реальность, но и экспериментирует, в том числе с будущим, а порой может даже подсказать варианты лучшего жизнеустройства», – отметила Наталья Федянина.

Как пример она привела резидентский проект московской художницы Милы Михайловой, которая работала со световой средой города . Развитием ее идеи стало «Биосолнце» – уличная инсталляция на фасаде Музея Норильска, своеобразные световые часы, большой городской будильник или мягкое вечернее бра для всего города (GoArctic писал об этом проекте). По «Биосолнцу» можно сверять время в полярный день или полярную ночь, ведь в Арктике световые биоритмы человека сбиваются.



«Биосолнце» на фасаде Музея Норильска меняет оттенки от бледно-желтого до ярко-розового в зависимости от времени суток / norilskmuseum.ru


«Думаю, биосвет пробьет себе дорогу и в других арктических городах, это очень перспективная умная технология», – считает Наталья Федянина. – «В наших планах – расширить идею и оформить в таком стиле весь музейный сквер. А музеем глобальных смыслов для человека на Севере станет новый Арктический музей современного искусства (АММА). Норильск всегда ассоциировался с индустриальностью, теперь отсюда о себе громко заявляет и искусство».



Эскиз здания Арктического музея современного искусства в Норильске / norilskmuseum.ru/


Эту же идею – освоения и обживания Арктики не только через экономические показатели, а через культуру – раскрыли и другие участники конференции: ученые, представители Минвостокразвития, архитекторы и художники, работающие на циркумполярных территориях, в том числе фронтмен авторского коллектива разработчиков концепции АММА в Норильске Илья Мукосей.

А в январе дискуссионный клуб Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) провел подобное обсуждение, собравшее экспертов музейного дела.


Какими будут арктические музеи? Обсуждение в дискуссионном клубе ПОРА

Более 20 директоров музеев и музейных работников из разных районов Арктики (и не только) рассказали об успешных кейсах и поделились своими мнениями – что важно для музеев будущего на Севере. Дискуссия на тему «Арктические музеи. Сохранение исторического наследия, проблемы и перспективы развития» состоялась на площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) 30 января 2024 года.

Музей в Заполярье – больше, чем музей, уверены и эксперты дискуссионного клуба. «Запросы горожан могут меняться с течением времени. Если раньше были популярны дома культуры, библиотеки, то сейчас это уже какие-то более современные пространства типа коворкингов, офисы, где люди могут проводить время, общаться, обмениваться идеями, работать. Поэтому очень важно использовать принцип активности под запросы населения», – считает Виктория Богинская, управляющий партнер проектно-консалтингового центра «ЯРУС», член Экспертного совета по созданию стандартов Арктических регионов, разработчик мастер-плана Анадыря.

«Учреждения культуры в регионах должны стать центрами притяжения», – уверена Сардана Брызгалова, эксперт Института геокультурного развития Республики Саха, которая выступает за концепцию «геокультурного туризма». 

«Музеи должны стать полноценной частью и геоэкономики, и геополитики. Функционал, который в них заложен, не полностью используется. А на федеральном уровне нужно реализовывать взаимодействие с фундаментальной наукой», – полагает Рустам Романенков, заместитель генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы».

По мнению доцента факультета географии РГПУ имени А.И. Герцена Ольги Подшувейт, музеи оказались подзабытыми при составлении последних стратегических документов, посвященных Арктической зоне.



далее в рубрике