Сейчас в Архангельске

16:52 17 ˚С Погода
18+

"Бурлаки" на Севере

Транспорт на севере Певек Снегоболотоходы Тухард Вездеходы бурлак Амбарчик
21 мая, 2019, 14:20

"Бурлаки" на Севере
Иллюстрация: маршрут "Бурлаков".


Для многих жителей нашей страны Север остаётся чем-то далёким, холодным и совсем незнакомым. Северные города находятся будто на другом материке.

Добраться в арктические регионы или доставить туда любой груз -- действительно очень проблематично. Там есть зимники — дороги из укатанного снега и льда, пригодные для передвижения в зимнее время. Но в тёплый сезон на их месте остаются только направления. Поэтому добраться в пункт назначения становится очень трудно. На самолёте долететь можно только в хорошую погоду (количество рейсов, как правило, ограничено), а на корабле получится попасть только в портовые города, да и то — в короткий период навигации. Проблемы транспортной доступности актуальны практически для любого северного города России.

Отсутствие дорог даёт простор для конструкторов и любителей экстремальных путешествий. Одни стараются добраться туда, куда их сможет доставить и джип. Другие создают машины для комфортного передвижения в любом направлении. Экспедиция «Север рядом» призвана была доказать, что на снегоболотоходах «Бурлак» можно свободно добраться практически в любую точку Арктики в нужное время и при любой погоде. В ходе путешествия команда за 29 дней (с 5 марта по 4 апреля) преодолела более 6 000 км и побывала в двух десятках населённых пунктов. Большая часть маршрута пролегала вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

Экспедиция


Север ближе, чем кажется

Организовали экспедицию главный конструктор компании «Вездеходы Макарова» Алексей Макаров и основатель сервиса заказа такси «Максим» Максим Белоногов. Они собрали команду, в состав которой вошли более десяти человек: путешественники, конструкторы, механики. Была поставлена задача: на колёсных вездеходах проехать от Нового Уренгоя до Анадыря по неподготовленной для передвижения обычных транспортных средств местности.

Подготовка к экспедиции шла не один месяц. Для своего путешествия участники снарядили три шестиколёсных снегоболотохода «Бурлак» и прицеп для перевозки бочек с топливом. Все необходимые припасы загрузили на стартовой точке маршрута — микрорайоне Коротчаево в Новом Уренгое.

В один вездеход поместили запчасти. А прочий груз распределили между остальными двумя «Бурлаками». Путешественники взяли с собой «технические» запасы (приспособления, инструменты, расходные материалы для техники) и закупили побольше продуктов.

Купить что-то из еды за адекватную цену на большей части маршрута экспедиции было нереально. Но в «Бурлаках» есть кухонный узел, благодаря которому можно брать с собой продукты и готовить в машине привычную домашнюю пищу. Да и много питьевой воды с собой брать не пришлось: её можно добывать из снега прямо в пути с помощью специальных снегоплавилен, установленных в вездеходах.

Самым тяжёлым грузом стало топливо. В начале пути в каждую из машин залили по семьсот литров «горючки». Ещё три тонны взяли с собой на прицепе. Забегая вперёд, скажем, что этого с запасом хватило до якутского города Тикси, где экспедиция дозаправилась на остаток пути. Всего было израсходовано около восьми тонн топлива.

Экспедиция

 

«Бурлак» в помощь

С появлением самых разнообразных вездеходов российский Север стал доступнее. Но это не совсем так, потому что у каждой машины свои возможности. Большинство вездеходов неспособны перевозить много припасов, топлива, людей, не могут похвастать наличием условий для отдыха и быта экипажа. Поэтому и не могут автономно преодолевать большие расстояния.

«Бурлак» специально создавался для Арктики, чтобы даже в лютый мороз и вдалеке от цивилизации на нём можно было с комфортом передвигаться практически по любому ландшафту. (Летом, благодаря шинам низкого давления, «Бурлак» тоже может без ущерба для экологии передвигаться по тундре, где верхние слои почвы очень чувствительны и при повреждении могут восстанавливаться годами.) 

Первого «Бурлака» в 2016 году построил конструктор из Екатеринбурга Алексей Макаров. Машину тестировали в экстремальных условиях: загоняли на гору Народную, наивысшую точку Уральского хребта, водили по торосам, пластичному солёному льду Байдарацкой губы, купали в открытой воде Карского моря. «Бурлак» справился с испытаниями, а с тех пор конструкцию ещё доработали — уменьшили массу, увеличили экономичность, управляемость. Дважды в испытаниях «Бурлака» участвовал покоритель Северного полюса, рекордсмен мира Василий Елагин. Сейчас машина выпускается серийно в Екатеринбурге.

В экспедицию «Север рядом» пошли именно серийные вездеходы, без какой-либо специальной дополнительной подготовки. Девизом выбрали смелые слова: «Мы делаем Север доступным».

Северный город


Трудный путь

Испытания начались ещё до старта экспедиции, который пришлось отложить на день. Из-за плохой погоды тралы, которые перевозили технику из Екатеринбурга в Коротчаево, задержались в пути. «Бурлаки» добрались бы вовремя своим ходом, пурга бы их не остановила. Но по дорогам общего пользования этим вездеходам из-за их больших габаритов передвигаться без специального разрешения нельзя.

С небольшим опозданием экспедиция всё-таки начала свой путь, полный интересных встреч, разнообразных испытаний, природных красот. Маршрут пролегал через четыре российских региона и включил в себя четырнадцать контрольных точек (см. иллюстрацию заставки). Это разнообразные населённые пункты: от региональных центров до посёлков, где вместо местных жителей всего пара сотрудников метеостанций.

В первые же сутки пути группа пересекла Северный полярный круг. А вот добраться до второго «чекпоинта» — посёлка Тухард — оказалось непросто. Непогода не отступала, и пурга замела зимники. Но «Бурлаки» пробили себе колею по снежной целине. Поэтому скорости были далеко не максимальные и варьировались от 8 до 50 км/час. К тому же на пути встречалось много подъёмов.

В таких условиях пришлось потратить немало топлива (расход на пройденном участке составил примерно 35 л на 100 км). Но машины шли вперёд без остановок. В итоге группа успешно миновала Тухард, а следом и один их самых северных городов планеты — Дудинку.

Кстати, в Тухард, расположенный на берегу реки Большая Хета, без специальной техники или вертолёта добраться невозможно. Путь в этот посёлок лежит по бескрайним просторам тундры, а расстояние до административного центра поселения (село Караул) – около ста километров. Во многом поэтому здесь проживает всего тысяча человек с учётом кочевого населения. Одним из главных событий для местных жителей является День оленевода, который они отмечают каждый апрель. Основным предприятием посёлка является ОАО «Норильскгазпром». «Место, где добывают огонь» — так с ненецкого переводится название Тухарда.

После Дудинки экспедиция двигалась уже быстрее. Установила даже собственный рекорд суточного пробега — 350 км. Такую спринтерскую скорость машины набрали на участке пути от Новорыбной до Тикси. «Ехали мы быстро. Особенно по морю. Снег местами был очень плотный, и мы по нему «валили» как по асфальту. Ранее проходили не более 250-300 км за 24 часа», — рассказывали участники в своих дневниках.

Энтузиастам также довелось побывать в Талнахе, Волочанке, Хатанге, Усть-Оленьке. На протяжении всего пути машины ехали друг за другом. Экипаж прокладывал путь по картам, на ходу принимая решения о выборе направлений или объезде проблемных участков. По дороге команда несколько раз подвезла попутчиков и помогла доставить важные грузы, в том числе и аккумулятор для детсадовского снегохода в Волочанке. В эту деревню, кстати, группа заехала поздно вечером, но неожиданно встретила на улице десяток детей, играющих в футбол на снегу в свете единственного фонаря. Сами участники экспедиции тоже однажды устроили себе спортивный перерыв, поиграв в мяч недалеко от Певека.

Кроме населённых пунктов, путешественники останавливались только на перекус или для устранения возникших неполадок. Контакт с «большой землей» они поддерживали через специальные средства связи, ели и спали в «Бурлаках», не обращая внимания на мороз за окном.

Встреча в Певеке


Испытания для техники

На участке между Тухардом и Дудинкой экспедиция впервые встретила у дороги заметённые снегом транспортные средства. Когда-то они не сумели справиться со стихией или попросту сломались в неподходящий момент. Их некому было вовремя достать или отбуксировать. В итоге технику пришлось бросить, и она навсегда осталась в снежном плену. В дальнейшем таких машин на пути экспедиции попалось ещё много.

Брошенная техника     Брошенная техника


«Бурлаки» тоже без поломок не обошлись, но серьёзных проблем удалось избежать. Выходили из строя подшипники и рычаг подвески заднего колеса, шумел и нагревался редуктор. Однако без этого в подобных путешествиях никак. Да и, при наличии запчастей, участники зачастую просто меняли детали и тем самым перестраховывались, чтобы не спровоцировать более серьёзные поломки в будущем.

Больше всего досталось прицепу. «Приходилось даже доставать сварку, домкраты и смекалку», - вспоминают участники. Однажды на нём открутилась гайка, отчего стойка выпала и на ходу распалась на составляющие. В итоге — срочный ремонт. Правда, эту остановку, как и большинство других, группа использовала с пользой: пока одни участники занимались ремонтом, другие готовили пищу. В итоге обошлось без потерь времени.

Ремонт


Участники прекрасно знали, что в Арктике, чтобы избежать поломок, недостаточно иметь надёжную технику. Важно быть ещё и предельно осторожными, не рисковать. Ведь условия передвижения и рельеф местности могут быть самыми разнообразными. Но иногда и бдительность не спасает. Например, когда «Бурлаки» передвигались по льду, осторожно проезжая трещины до метра шириной, перед ними оказался четырёхметровый разлом. Лёд на нём был светлее, а значит — толще. Ведь если лёд тёмный, то ещё не успел намерзнуть, он влажный и рыхлый. Таким его делает солёная морская вода. Передвигаться по нему стоит с особой осторожностью. Ранее «Бурлаки» на скорости легко преодолевали подобные участки, но на этот раз машина, которая ехала с прицепом, не успела набрать нужную скорость. Она поддала газу и, казалось, легко проскочила трещину, но произошёл удар. В рацию закричали «Колесо!». Оказалось, что задний мост всё-таки подломил лёд, прицеп заехал в разлом и вывернул переднее колесо…

По льду


Ремонтом занялись шесть человек. На работу ушло несколько часов. Путешественникам ещё повезло, что погода в этот день была около –20 °C, и ветер дул слабый. А вот, например, на пути в Волочанку они меняли подшипник при –35 °. Даже для машины это было непростое испытание, но «Бурлаки» сами выдержали и своему экипажу замёрзнуть не дали.

Ремонт


Остановка в Тикси

«Было желание пройти всю дистанцию автономно, на «Бурлаках» это нам под силу. Однако решили не рисковать и запланировали одну остановку на дозаправку. Выбрали для этого город Тикси. Он находился примерно на середине нашего пути, и там можно было найти всё, что нужно», — рассказал создатель «Бурлака» Алексей Макаров.

Во время остановки в Тикси появилась возможность привести все машины в полную боевую готовность. Механики заменили масло и сальники редуктора, подтянули болты на колёсах, почистили машины, всё перепроверили. И, конечно, заправили полные баки и тем самым запаслись топливом на оставшийся участок пути.

Тикси

Из Тикси экспедиция отправилась через метеостанцию Амбарчик в самый северный город России — Певек, а оттуда через Мыс Шмидта прямиком к заключительной точке своего маршрута — Анадырю.


Морозный мрак

Кстати, добраться до самого северного города страны можно на обычном внедорожнике, но если испортится погода или дорогу не успеют почистить, то такое путешествие станет крайне опасным. Сегодня в Певеке проживает немногим более четырёх тысяч человек, хотя когда-то население достигало тринадцати тысяч. Город живёт в основном за счёт добычи драгметаллов. Местный аэропорт — второй по размеру на Чукотке -- связан постоянными авиалиниями с Москвой и Анадырем. Поэтому с доставкой продовольствия здесь ситуация не такая сложная, как в других северных городах. Но в остальные районы региона добраться из Певека также проблематично.

Сам город, как и его географические соседи, мрачен и будто бы застрял между двумя эпохами. Это типичный населённый пункт Арктики, в котором новые и отремонтированные здания чередуются с заброшенными домами и прочими строениями в «чернобыльском» стиле. В них под снегом ещё сохранилось много вещей, которые бросили их бывшие хозяева, второпях покидая Арктику в поисках лучшей жизни. Даже у гостиниц и популярных магазинов обшарпанные и неухоженные фасады. Окончательно отпугивают местных жителей и гостей с «большой земли» бешеные цены на продукты, дефицит товаров и низкий уровень инфраструктуры. И это не считая морозного климата и транспортных проблем.

заброшенный дом в Певеке


А в Амбарчике даже постоянных жителей нет. Зато есть метеостанция, на которой всегда несут вахту несколько полярников. Добираются они сюда в основном по воздуху и воде. Оборудование у них не современное, но работает. Быт — тяжёлый, но уже привычный. Продукты доставляют редко, поэтому расходуются они экономно. График работы и передачи показаний — очень строгий, расписан по минутам. Но времени для отдыха хватает. Правда, из развлечений только книги да просмотр фильмов. С интернетом в здешних местах, как и почти на всём Севере, проблемы.

Не удивительно, что всех гостей издалека в Арктике встречают с большой радостью. Это не только жажда общения и интересных новостей. Местные всегда надеются, что приезжие как-то изменят их жизнь, сообщат им что-то, что может решить какие-то их проблемы, в том числе транспортные. От этого «Бурлаков» северяне встречали с восхищением.

«Малая авиация и вездеходы подобного класса могли бы сделать Арктику значительно ближе, а жизнь людей — качественнее. Не пришлось бы постоянно «врать» об освоении Севера, собираться на семинары, конференции и заниматься «очковтирательством». Просто стать ближе, и всё. Просто делать дело. «Шерп», «Сокол», «Бурлак»... Мне посчастливилось лично познакомиться со многими разработчиками и производителями техники для Севера. Они стараются реально сделать нас ближе. Нас к вам или вас к нам», — написал в одной из социальных сетей житель Волочанки после общения с участниками экспедиции «Север рядом».

 

Гостеприимный Север

В каждой из контрольных точек маршрута участники экспедиции общались с местными жителями, среди которых были чиновники и простые зеваки, путешественники и предприниматели, охотники и рыбаки. Некоторые встречи удавалось организовать буквально за пару телефонных звонков. Ведь северяне всегда рады гостям с «большой земли».

Где-то общение проходило в неформальной обстановке, где-то — в виде интервью или пресс-конференций. Но везде идея путешествия вызывала одобрение у северян, а техника — восторг. Экипаж экспедиции в очередной раз убедился, что проблема доступности населённых пунктов Севера очень актуальна.

«На таких монстрах мы и сами доедем, куда хочешь», — говорили некоторые из местных. А ведь именно для них и создаётся такая техника. Не для путешествий, а для перевозки людей, доставки важных грузов, для промышленных работ и добычи различных ресурсов.

«В арктических условиях каждый выезд в другой населённый пункт — это событие. Ведь погода и местность связывает по рукам и ногам. А самолёт и вертолёт — редкость и роскошь даже для развитых городов. Продуманные и адаптированные для суровых условий Севера вездеходы в такой ситуации становятся нашими главными помощниками», — отметили местные предприниматели.

Снежная долина


Север рядом!

Путь экспедиции завершился в столице Чукотки — Анадыре. С опережением изначально намеченного графика группа доехала до всех запланированных точек маршрута. И это по заметённой целине и замёрзшим морям, усыпанным ледяными торосами.

Поле торосов


«Мы проезжали там, где другие машины навсегда застревали в снежном плену. Мы несколько раз помогли местным жителям доставить ценные грузы в отдалённые населённые пункты, подвозили людей», – отметил автор идеи экспедиции Максим Белоногов.

Экспедиция успешно выполнила задачу: показала, что при наличии новейших вездеходов многие населённые пункты российского Севера на так далеки и отрезаны от цивилизации, как кажется, и даже суровые погодные условия и бездорожье уже не являются преградой. Об этом и многом другом расскажет фильм про экспедицию «Север рядом», который был снят участниками этого путешествия и выйдет в сентябре 2019 года.

В Анадыре после завершения маршрута путешественники немного отдохнули и, полюбовавшись местными природными красотами, отправились по домам на самолёте. А «Бурлаки» остались на Чукотке. Для них такое путешествие — это только обкатка. Все мелкие неприятности, которые могли случиться, были устранены в пути. Кстати, на Чукотке уже успешно работают несколько «Бурлаков. Здесь их стихия.

По льду


Автор: Иван Орлов. 



далее в рубрике