Сейчас в Мурманске

07:55 3 ˚С Погода
18+

Что нам делать в Арктике? Часть 1 Красноярский Край

Почти половина территории Красноярского Края находится в арктической зоне, а это на минуточку больше миллиона квадратных километров

Природа Арктики Туризм Транспорт и логистика Красноярский край Транспорт на Севере Эвенкия
Артем Богатырев
27 мая, 2020, 09:47

Что нам делать в Арктике? Часть 1 Красноярский Край
Фото churilovocity.ru

Почти половина территории Красноярского Края находится в арктической зоне, а это на минуточку больше миллиона квадратных километров. Это Таймырский Долгано-Ненецкий и Туруханский районы, а также город Норильск. А 20 мая текущего года стало известно о том, что принято решение включить в арктическую зону РФ и большую часть Эвенкии, за что выступали эксперты из Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Таким образом арктическая зона в регионе увеличится еще почти на 800 тыс. квадратных километров. В силу суровых климатических условий, отсутствия инфраструктуры, а, следовательно, и большого количества рабочих мест, арктические территории мало заселены. С учетом Эвенкии арктическое население края едва превысит 300 тыс. человек с тенденцией к сокращению. Так что же делать человеку в Арктике?


Прежде всего, конечно, человеку в Арктике необходимо занятие, которое бы окупало неудобства климатические, нехватку солнца, досуга, общества. Преимущественно это добывающие производства углеводородов и металлов, из обрабатывающих – металлургия. Добыча – это в основном непостоянные жители региона, вахтовики, а значит и условия для проживания должны быть сопоставимы с постоянным местом жительства приезжих работников. Создание комфортной среды, вообще, задача повсеместная, а в условиях крайнего севера ещё и крайне необходимая. И если с созданием рабочих мест крупный бизнес может справиться, то сделать север удобным и привлекательным для работы и постоянного проживания – задача уровня государственно-частных партнерств. Государство здесь, естественно, заинтересованно в освоении Арктики, демографии и общего роста человеческого капитала, а бизнес, само собой – в извлечении прибыли.

Времена, когда люди массово гнались за длинным рублем в какую угодно даль, не очень быстро для России, но тем не менее неумолимо проходят. Все чаще люди переходят на удаленную работу из любого удобного места, а многие функции работников заменяют программные алгоритмы и автономная техника. Высококвалифицированную рабочую силу не поселишь в бытовки, даже со всеми удобствами, а съемные квартиры отечественной массовой застройки немногим лучше. Встает вопрос о возведении рабочих поселков из современных домов, с новой инфраструктурой, использованием возобновляемых источников энергии. Поселки эти создадут основу для развития потребления, в том числе бытовых услуг и общепита, досуга и развлечения, то есть малого бизнеса, а там, даст бог, и культурной среды.


Фото: Институт арктических технологий МФТИ

Остается серьезный вопрос с инфраструктурой, а это и энергия, и водоснабжение с водоотведением, наконец утилизация отходов. Начнем с энергоснабжения: несмотря на то, что край богат углеводородами, генерация электричества из нефти и угля губительна для арктических экосистем, а потому здесь необходимо использовать альтернативные источники энергии. Первый вариант, предлагаемый экспертами – использовать энергию атома на малой электростанции – проект считается дорогим, но перспективным. Второе предложение – совместить утилизацию ТБО и генерацию тепловой и электроэнергии посредством современного мусороперерабатывающего завода. Далее идет потребность в чистой воде, и вновь на помощь должны прийти современные технологии, сочетающие сохранение экологии северных рек и озер с системами очистки воды, поступающей в дома. Для экологии здесь важнее проблема водоотведения, а значит необходимо предприятие глубокой переработки сточных вод.

Вторая, но не менее важная инфраструктурная задача – логистическая, а это и дороги, и воздушные коридоры. Эксперты говорят о необходимости возрождения региональной малой авиации, что потребует обновления парка воздушных судов и реконструкции северных аэропортов. Авиация – дело не из дешевых, поэтому неплохо бы для жителей региона полеты субсидировать, а заодно поддержать рублем и перевозчиков, чтобы снизить стоимость грузов, необходимых Арктике. Требуют реконструкции и северные порты со всей прилегающей инфраструктурой. В общем дело пахнет созданием на федеральном уровне целевой программы развития транспортной инфраструктуры Арктики, как основного драйвера общего развития арктических регионов.


Создание комфортной атмосферы и современной инфраструктуры может способствовать и привлечению в обновленную Русскую Арктику как внутренних, так и въездных туристов, которые также падки на комфортную инфраструктуру. Огромные территории арктической зоны Красноярского Края с его заповедными зонами и национальными парками просто обязаны быть драйвером развития экотуризма. Туризм, как известно переживает сейчас глубочайший кризис, и поэтому, в том числе, будет перестраиваться сперва на внутреннего потребителя, а затем и на въездного. Социальное дистанцирование сохранится в мире в ближайшем обозримом будущем, а сохранять его проще в местах, где местное население невелико в силу значительных расстояний и специфического климата.

Таким образом, работы в регионе непочатый край, нужна лишь политическая воля и грамотные исполнители, тогда и за реализацией дело не встанет. Арктика по-прежнему остается относительно слабо изученной территорией, но стратегически важной и перспективной. Необходимо помнить и извлекать уроки прошлого, «свято место пусто не бывает», на богатый ресурсами край всегда найдутся инвесторы и лучше, чтобы они были с российским паспортом. Опыт взаимодействия сибирской тайги с китайскими деньгами очень ярко демонстрирует подход иностранного инвестора к нашим богатствам, и Арктика этого повторять не должна, не имеет права.

***
Артём Богатырев, специально для GoArctic
далее в рубрике