Сейчас в Мурманске

16:25 6 ˚С Погода
18+

Десять арктических экспедиций проведено в навигацию 2023 года тремя исследовательскими судами

Одному из них пришлось c риском выбираться из ледовой ловушки

О науке и культуре Плавучий университет Арктические экспедиции
Анна Щетинина
17 ноября, 2023 | 15:43

Десять арктических экспедиций проведено в навигацию 2023 года тремя исследовательскими судами

Фото: Вадим Балакин / Geo Photo


Флот Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) вернулся в Архангельск, выполнив научно-исследовательские задачи в Арктике и доставку грузов и людей на труднодоступные арктические станции: с мая по ноябрь научно-исследовательское судно (НИС) «Профессор Молчанов», НИС «Иван Петров» и научно-экспедиционное судно (НЭС) «Михаил Сомов» преодолели в суровых арктических условиях около 40 тысяч морских миль – это почти 75 тысяч километров; а все десять морских экспедиций в Арктическом регионе РФ заняли суммарно почти год – более 360 суток, информирует пресс-центр правительства Архангельской области.

Начальник Северного УГМС Роман Ершов особо отметил совместный с САФУ проект «Арктический плавучий университет – 2023» и сказал, что очередная экспедиция этого проекта планируется летом 2024 года. В этом году экспедиция по программе Арктического плавучего университета работала на НЭС «Михаил Сомов» и НИС «Профессор Молчанов». Высаживаясь на берег по ходу следования кораблей, ученые проводили целый ряд исследований и решали поставленные задачи: к примеру, для уточнения геологической карты арктических территорий были организованы геологические работы на побережьях Баренцева и Карского морей, архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.

У специалистов судна «Иван Петров» была в том числе и экологическая программа – изучение радиационного фона в окрестностях острова Кильдин. Кроме того, «Иван Петров» проводил гидрографические работы, промеры глубин – эти данные необходимы для безопасности мореплавания и составления новых карт Северного морского пути.

Помимо научных задач, у экспедиций была еще одна – жизнеобеспечивающая: доставка на труднодоступные арктические станции полярников и необходимых  грузов, этим занимался «Михаил Сомов». На станции были доставлены новые приборы, оборудование, солнечные электростанции.

Опытный капитан НИС «Профессор Молчанов» – Сергей Хохлов, который работает на этой должности уже десять лет, поделился одним из эпизодов экспедиционного капитанского «быта»: как опасный шторм помог судну освободиться от еще более опасного ледового плена. Летом 2023 года обстановка на море вполне благоприятствовала плаванию, но осенью судну приходилось прятаться, уходить от штормов. И вот 21 октября, когда «Профессор Молчанов» вышел на самый опасный участок Северного морского пути – пролив Бориса Вилькицкого – тот оказался забит льдами. Пробить мощный ледовый панцирь было под силу только атомному ледоколу, ждать которого пришлось бы долго, и ожидание грозило тем, что судно могло раздавить льдами. И тут по старой поговорке «клин клином вышибают» – мощный штормовой ветер с юга отогнал льды на север и открыл спасительный проход выбравшемуся из обеих бед «Профессору Молчанову».

далее в рубрике