Сейчас в Арктике:
Грибы/ягоды

Единственный ледокол на Енисее

Единственный ледокол на Енисее
13 Марта, 2018, 18:55
Комментарии
Поделиться в соцсетях
Единственный на данный момент ледокол на реке Енисей «Авраамий Завенягин", способный работать не на море, а на реке. Он помогает судам в северном порту Дудинка справляться со стихией, способной выбросить флот на берег, а в случае аварии может спасти от замерзания целый город в Арктике. О нелегкой службе одного из самых маленьких представителей российского ледокольного флота.

"Завенягин" - судно маленького размера: по водоизмещению он почти в четыре раза меньше, чем "Ермак", с которого начинался арктический ледокольный флот РФ более ста лет назад. Не имеет смысла сравнивать его с современными атомоходами, но на его долю выпало столько событий, сколько не каждое океанское судно за свой век переживает. Воды Енисея, Енисейского залива, а также трех морей: Карского, Лаптевых и Каспийского знакомы этому маленькому ледоколу.

Ледокол был создан в Финляндии и стал одним из уникальной серии судов, созданной специально для сибирских рек. Малая осадка позволяет работать в условиях мелководья по притокам Енисея. Финским судостроителям была поставлена непростая задача - построить небольшой ледокол с достаточной мощностью, способный работать в суровых северных условиях и при этом пройти под ЛЭП или мостом.

Финские судостроители всегда эффективно работали над российскими заказами, а сама финская судостроительная отрасль сложилась во время вхождения в состав Российской империи. "Завенягин" спущен на воду в 1984 году. Его длина - чуть более 76 метров, ширина - 16,5, высота борта - 4,6 метра. Ледокол назван в честь первого директора Норильского никелевого комбината Авраамия Завенягина и сегодня принадлежит "Норникелю".

Основная работа у ледокола начинается осенью, когда льды сковывают северные реки и грозят судоходству в арктических водах. Зона ответственности маленького ледокола - порт Дудинка, что на севере Красноярского края. В паре со своим морским товарищем - ледоколом "Дудинка" - они делают подходной канал в порту, а затем "Завенягин" в одиночку скалывает лед у причальной линии, чтобы прошедшие в порт морские суда могли ближе подойти к берегу.

Привлекается "Завенягин" и для сопровождения караванов во время летней навигации по притокам Енисея. Задача сложная - нужно после ледохода успеть поймать момент большой воды, завести до цели баржи с грузами, пока позволяет уровень реки, поднявшийся от таяния снегов. Фактически в условиях еще не закончившегося ледохода ледокол торит путь каравану.

На счету ледокола множество спасательных операций, больших и маленьких. Экипаж постоянно "вылавливает" рыбаков, провалившихся в полыньи, бывало, ледокол вытаскивал изо льда не успевшие уйти на зимовку суда и целые караваны Енисейского пароходства. Одна из самых масштабных операций - спасение от замерзания Хатанги, крупного села на востоке Красноярского края с населением почти 3 тыс. человек.
Комментарии