Сейчас в Мурманске

21:50 -9 ˚С Погода
18+

Экспедиция по обследованию аэродромов воздушной трассы Аляска – Сибирь стартует в Якутии

В годы Великой Отечественной войны Алсиб был авиакоридором, соединяющим США и СССР. Аэродромы трассы Фербенкс (Аляска, США) — Красноярск выступали перевалочными пунктами для поставок американских боевых самолётов по договору ленд-лиза.

О науке и культуре
3 сентября, 2021 | 13:19

Экспедиция по обследованию аэродромов воздушной трассы Аляска – Сибирь стартует в Якутии
Фото: Александр Бормотин / пресс-служба Правительства Республики Саха (Якутия)


4 сентября в Якутске стартует очередной этап совместной экспедиции РГО и Минобороны России по обследованию аэродромов воздушной трассы Аляска – Сибирь (Алсиб). Об этом сообщает пресс-служба Правительства Республики Саха (Якутия).

С 27 июля 2021 года специалисты изучили состояние 11 аэродромов в Чукотском автономном округе, Магаданской области и на востоке Республики Саха (Якутия). Впереди – исследования на аэродромах, располагавшихся западнее Якутска, в Иркутской области и Красноярском крае.

В годы Великой Отечественной войны Алсиб был авиакоридором, соединяющим США и СССР. Аэродромы трассы Фербенкс (Аляска, США) – Красноярск выступали перевалочными пунктами для поставок американских боевых самолётов по договору ленд-лиза. С 1942 по 1945 год по Алсибу наши войска получили около восьми тысяч самолётов, сыгравших важную роль в Победе.

Экспедиции предшествовала большая работа в архивах. 27 июля стартовал полевой этап экспедиции – команда специалистов из РГО, Экспедиционного центра Минобороны России, Центра изучения современной истории и других организаций вылетела на Дальний Восток, чтобы изучить особенности строительства исторических аэродромов, проанализировать их современное состояние и перспективы дальнейшего использования. При этом такая всесторонняя работа по их изучению проводится впервые.

Первым на пути из Америки был аэродром Чаплино – самый восточный на участке Уэлькаль – Красноярск. Взлётная полоса расположена на косе на берегу Берингова моря. Строительство аэродрома началось летом 1944-го и закончилось к концу года. Место было выбрано не случайно – здесь в 1942 году вынужденно, но вполне успешно приземлились десять истребителей Р-39 «Аэрокобра», которых вёл лётчик Пётр Гамов на бомбардировщике Б-25. Самолёты шли с Аляски, но на советской территории Гамов получил радиограмму, что аэродром в Уэлькале не даёт посадку. Все 11 самолётов успешно приземлились на косе в Чаплино и уже на следующий день достигли пункта назначения. К сегодняшнему дню форма косы успела измениться – часть взлётной полосы подмыта и занесена песком. Но это не помешало участникам экспедиции обнаружить аэродромные траки трёх видов – американские и советские, а также остатки тяжёлого бомбардировщика.

На данный момент участники завершили исследование восточной части Красноярской воздушной трассы. Поисковики обследовали аэродромы: Анадырь (Горка), Марково, Омолон, Зырянка, Сеймчан, Сусман, Оймякон (Томтор), Хандыга. По каждому собраны архивные данные, проведена фото- и видеофиксация, нанесены на карту места падения обнаруженных самолётов. В составе экспедиционной группы работают 30 человек: топографы, геодезисты, геофизики, геологи, историки, метеорологи и т.д. Снимается учебный фильм, делаются художественные зарисовки местности. Немаловажная часть экспедиции – увековечение памяти лётчиков, погибших при перегонах самолётов. Впереди обследования исторических аэродромов в Якутске, Олёкминске, Витиме и Киренске. Полевой сезон этого года завершится 10 сентября.

Сегодня, 3 сентября, участники экспедиции по обследованию аэродромов Алсиб прибывают в село Тарат, вблизи которого находился один из ледовых аэродромов воздушной трассы Алсиб. Они примут участие в торжественном митинге и установке памятника труженикам, обеспечившим работу трассы.

В военное время неподалеку от Якутска был сооружён запасной ледовый аэродром для перегонки самолётов союзников на запад: из-за частых и густых туманов в зимнее время аэродром Якутска не мог регулярно принимать самолёты. Было выбрано наиболее подходящее место в 58 километрах от Якутска – озеро Сэгэлэй в селе Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района. В ноябре 1942 года по приказу начальника управления Воздушной трассы ВВС, Героя Советского Союза полковника Ильи Мазурука началось строительство запасного аэродрома. А так как мужчины ушли на фронт, то трудились в основном женщины. В 2020 году в память строителей аэродрома и в честь Матрёны Киренской, ветерана тыла и участницы воздушной трассы мужества Аляска – Сибирь, в селе Тарат возвели монумент в виде стелы с самолётом А-20 «Бостон».


далее в рубрике