Эксперты ПОРА: Возврата Севморпути в арктическое забытье не предвидится
План развития Северного морского пути до 2035 года одобрен правительством России.
Фото: Никитин Ярослав/GeoPhoto
План развития Северного морского пути до 2035 года одобрен правительством России. Стратегический документ, включающий в себя порядка 150 различных мероприятий, нацелен на содействие скорейшему запуску новых арктических проектов России, успешная реализация которых напрямую зависит от работы Севморпути. Председатель правления ПОРА Николай Доронин и глава Информационно-аналитического центра ПОРА Игорь Павловский прокомментировали газете «Известия» существующие ограничения и перспективы развития СМП (материал опубликован 8 августа 2022 года). Предлагаем нашим читателям расширенную версию комментария экспертов.
Николай Доронин: План по развитию СМП может дать качественный скачок северной магистрали
Сейчас Севморпуть работает в несбалансированном режиме. Это вывоз продукции крупного бизнеса и «северный завоз». Для малого и среднего бизнеса СМП неудобен из-за отсутствия так называемого «плоского тарифа». Стоимость транспортировки для сборного груза очень сильно «плавает» в зависимости от сезона. Уверен, что с принятием плана развития СМП эти проблемы останутся в прошлом. Главное, что план правительства подтверждает ранее избранный курс на развитие Арктической зоны, описанный в стратегии развития АЗРФ до 2035 года. Возврата в арктическое забытье, как это было в 90-ые, не предвидится.
Географически СМП — это самый логичный путь между Европой и Азией. Спорить с географией невозможно. Но остаются геополитические проблемы. Наши западные партнёры не заинтересованы в развитии СМП, потому и придумываются разнообразные основания для торможения процесса — от экологических страшилок до санкционного давления. При этом нет экологических проблем, которые препятствовали бы Севморпути функционировать как эффективный транспортный коридор. Есть те, которые требуют администрирования. В первую очередь, это предотвращение аварий и организация спасения в морской акватории. Рассказы о том, что от интенсификации судоходства пострадают гидробионты, не выдерживают критики. Несомненно, необходимо вести более тщательный мониторинг за состоянием водных биоресурсов, но это исполнимая задача.
Возрождение Главсевморпути как обособленной организации, по сути, должно ввести режим «единого окна» для судоходства по СМП. Тогда административные барьеры будут нивелированы. Ведь сейчас СМП это зона регулирования различных ведомств и госкорпораций, от Минобороны РФ и ФСБ до Минтранса и Росатома.
Обороты на магистрали уже растут, тренд позитивный. Но качественный скачок может произойти в результате реализации подписанного плана по развитию СМП. Это и увеличение внутрироссийских перевозок и поставки наших товаров в азиатский регион. В первую очередь, необходимо достичь цели, установленной ранее, в 80 млн тонн в год — думаю, в течение 5-7 лет это достижимо.
Игорь Павловский: Севморпуть в ближайшем обозримом будущем торговым путем не станет
Эффективный транспортный коридор позволяет проводить грузы без «приключений» — опасности появления льдов и ледовой проводки. Однако надо осознавать, что Севморпуть в ближайшем обозримом будущем торговым путем не станет. Единственное, что может позволить ему составить конкуренцию другим большим торговым путям, — это перекрытие либо Малаккского пролива, либо Суэцкого канала. Ни то, ни другое пока не прогнозируется, поэтому Северный морской путь может использоваться для реализации внутренних российских потребностей. Распоряжение правительства достаточно четко демонстрирует, что СМП это не международный транспортный коридор.
публикации по теме
Подписка оформлена, спасибо!
далее в рубрике