Сейчас в Мурманске

14:27 -3 ˚С Погода
18+

Электрификация Арктики

«Узкие» места в электроснабжении и электротранспорт для северных городов.

Экология Энергетика Норвегия Электромобили
Мария Кутузова
17 января, 2023, 11:16

Электрификация Арктики
Фото: Shutterstock


Переход на электромобили и «чистую» энергию возобновляемой энергетики постепенно охватывает все новые территории на Крайнем Севере. Приарктические государства продолжают развивать точечные проекты электрификации, позволяющие устранить «узкие» места в электроснабжении и обеспечить электротранспортом северные города.  


Климатический парадокс Норвегии

Электрификация поможет сократить выбросы на заводе по производству сжиженного природного газа в норвежском Хаммерфесте. Оператор проекта – норвежская национальная нефтегазовая компания Equinor – рассчитывает за счет модернизации Hammerfest LNG (HLNG) продлить работу заполярных мощностей по выпуску СПГ после 2030 года и обеспечить экспорт сжиженного природного газа из Арктики вплоть до 2050 года. Электрификация HLNG поможет сократить выбросы углекислого газа примерно на 850 тыс. т СО2 в год. 

СПГ-проект на острове Мелькёйя на протяжении последних полутора десятилетий не раз подвергался критике за эмиссию парниковых газов. Завод остается одним из крупнейших источников выбросов углекислого газа в Норвегии с момента запуска в промышленную эксплуатацию в 2007 году. В силу технологических процессов завода над Хаммерфестом развивался черный шлейф от зажженных «горелок» на этом активе Equinor. Это происходило в Арктике, которую называют «климатической кухней» планеты...

В мае 2022 года завод проекта Hammerfest LNG возобновил работу после многомесячного простоя и ремонта, вызванных пожаром в сентябре 2020 года. Новые планы модернизации актива предполагают выделение на эти цели порядка 1,26 млрд евро. Электрификацию обеспечит переход электроснабжения предприятия с использования газотурбинных генераторов на электроэнергию, поставляемую с берега. До арктического Хаммерфеста будет проложена новая линия электропередач. Необходимо напомнить, что в Норвегии одна из наиболее «чистых» энергетических систем в мире, обеспеченная производством электричества с помощью мощных гидроэнергетических станций. В результате Hammerfest LNG отказывается от электроснабжения за счет сжигания природного газа, чтобы поставлять его в другие страны, где он будет сжигаться для производства электроэнергии. Вот такие парадоксы современной климатической повестки.

Тем не менее, модернизация Hammerfest LNG обеспечит сокращение эмиссии углекислого газа в Норвегии на 2%. Перерабатывающая мощность завода сегодня составляет 18,4 млн куб. м в сутки, или 6,5 млрд куб. м в год (примерно 5% от всего газового экспорта страны). С момента запуска в 2007 году HLNG перерабатывает природный газ с месторождений Snohvit (Белоснежка) и Albatross. В конце 2022 года к заводу было подключен еще один газовый актив Equinor в Баренцевом море – месторождение Askeladd, разработка которого обеспечит дополнительные поставки 18 млрд куб. м природного газа на мировые рынки. Кроме того, Equinor значительно сократит «углеродный след» поставок норвежского СПГ, рассчитывая повысить его конкурентоспособность в глобальном масштабе.  


5a2326f87b9642c68f84dd0773f34597.jpg

Hammerfest LNG на острове Мелькёйя. Фото: Harald Pettersen / Equinor   


Электромобилизация Скандинавии

По итогам 2022 года продажи электромобилей в Норвегии достигли 80% доли на национальном рынке. Каждые четыре из пяти легковых машин, проданных в скандинавском королевстве в 2022 году, были полностью электрическими. Самым продаваемым электрокаром в стране стала Tesla Model Y. Норвежский рынок стал первым и ключевым в Европе для компании Tesla. Что касается регионального среза, самый большой показатель продаж электромобилей продемонстрировал район вокруг Бергена – 86,5% доля электрокаров в продажах. Тогда как у арктического Финнмарка – пока лишь 53,6%, несмотря на то, что на территории северной провинции уже введена в строй развитая сеть зарядных станций. 

Тем не менее, приарктическое государство оказалось лидером по электромобилизации, оставив далеко позади по этому показателю все остальные европейские страны. Средний уровень по Евросоюзу показывает 8,6% долю в продажах электромобилей, что почти в десять раз меньше, чем в Норвегии. Тогда как первая Tesla появилась в скандинавском королевстве всего лишь в 2010 году. То, что произошло за двенадцать лет на норвежском рынке, можно смело экстраполировать на другие европейские страны в перспективе до 2030 года. На 5,5 млн населения Норвегии уже приходится почти 650 тысяч полностью электрических транспортных средств. Скандинавское королевство планирует уже в 2025 году перейти на продажи исключительно электромобилей, оставив далеко позади весь остальной мир.  

На севере Швеции появился первый в мире электрический подземный самосвал с кузовом из стали. Выход на рынок электросамосвала Minetruck МТ42 называют прорывной технологией, которая позволит перейти горнодобывающей промышленности к экологически жизнеспособным решениям, снижающим выбросы углекислого газа. Аккумуляторы для Minetruck МТ42 прошли испытания в условиях низких температур на горнодобывающих предприятиях, в том числе на золотом руднике Киттиля в финской Лапландии.  

Компания LKAB, крупнейший в Европе производитель железной руды, сможет запустить электрический подземный самосвал на глубину в несколько сотен метров на заполярном руднике. Как сообщает производитель кузова электросамосвала, сталелитейный завод SSAB, сталь, использованная для его выпуска, имеет «нулевой углеродный след». Технологии, которые были применены при ее производстве, позволили сократить эмиссию на 10 тонн углекислого газа, что сопоставимо с выбросами пяти бензиновых легковых автомобилей в течение целого года. При ее производстве вместо угля для восстановления металла из руды используется водород. Аналогичная сталь SSAB применяется также для выпуска электрических грузовиков концерном Volvo. Такие электрогрузовики, запущенные автоконцерном в серийное производство осенью 2022 года, уже задействованы в поставках, перевозке и доставке грузов компанией Amazon, а также задействованы в бизнес-процессах датской судоходной компании DFDS.   


ernest-ojeh-UrCV-U9hhCo-unsplash.jpg

Фото: Ernest Ojeh / Unsplash


Ограничения для климатических проектов

Несмотря на то, что российские проекты электрификации на Крайнем Севере столкнулись с санкциями, в конце декабря 2022 года в Мурманской области заработала Кольская ветроэнергетическая станция. ВЭС включает 57 генерирующих ветроустановок общей мощностью 170,4 МВт (первая очередь). Запланированная мощность станции, согласно планам, должна составить 201 МВт. В конце прошлого месяца «Россети» выполнили техническое присоединение Кольской ВЭС к подстанции «Мурманская». Ввод второй очереди ветроэнергетической станции в российской Арктике запланирован на первый квартал 2023 года. 

Тогда как ожидаемое в 2022 году появление электробусов в Норильске пока отложено. Власти города закупили два электробуса ЛиАЗ-6274 и станции ультрабыстрой зарядки для них. Проект стал первой такой инициативой в условиях российского Крайнего Севера. На покупку электробусов город выделил порядка 83,1 млн рублей, а на зарядные станции – 46,9 млн рублей. Однако, по информации «Таймырского телеграфа», приобретение двух электробусов для Норильска отодвинули на неопределенный срок. В городе уже смонтировали две станции для ультрабыстрой зарядки и создали базовую инфраструктуру. По словам главы Норильска Дмитрия Карасева, в планах города осталось намерение закупить и протестировать электробусы в условиях Крайнего Севера, а затем принять решение об их полномасштабной эксплуатации. Ранее производитель российских электрических автобусов подтвердил возможность эксплуатации в Заполярье. Несмотря на все сложности прошлого года, вызванные разорванными цепочками поставок, проекты электрификации приарктических территорий продолжаются.      


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике