Эстония медленно идёт в Арктику
Арктические амбиции Эстонии, выразившиеся в подаче заявки для вступления в Арктический совет в качестве 14-ой страны-наблюдателя, пока не увенчались успехом.
Фото: Jaanus Jagomägi / Unsplash
Что ищет Таллинн на Крайнем Севере
Арктические амбиции Эстонии, выразившиеся в подаче заявки для вступления в Арктический совет (АС) в качестве 14-ой страны-наблюдателя, пока не увенчались успехом. Россия, председательствующая с 2021-го года в организации, не спешит или вообще не видит смысла в расширении состава наблюдателей. А все потому, что конкретные цели, которые Эстония хочет достичь в Арктическом совете, до конца не ясны. Вполне вероятно, что проталкивающие Эстонию в АС Соединенные Штаты просто хотят что-то уравновесить. Но непонятно, почему крохотной Эстонией. Ведь Эстония не обладает ни соответствующими ресурсами, ни флотом.
Да, это самая северная неарктическая страна, но разве это повод для участия в экономической деятельности в Арктике? Глава МИД Эстонии настаивает, что его страна заслужила это право, как и возможность привлекать к освоению региона своих ученых. Но самое удивительное — озвученное желание мониторить безопасность в Арктике.
Эстония с подачи США настаивает на том, что обеспечение устойчивого развития Арктики — задача не только приарктических государств, но и ответственность стран, расположенных поблизости к Арктике, а также международных организаций. Говоря о международных организациях, Эстония, как член НАТО, имеет в виду вовсе не Арктический Совет. Его эстонцы видят подконтрольным кому-то другому, недвусмысленно намекая, что есть более престижные и влиятельные структуры. Такие, как НАТО, к примеру!
А теперь самое интересное — еще один аргумент эстонцев. По мнению Таллина (или США?), Китай находится от Арктики весьма далеко, но это не мешает ему быть страной-наблюдателем. Неужто в Вашингтоне рассматривают Эстонию как прокладку между Поднебесной и Арктикой?
Судно Valvas. Фото: Tibukonn / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0
Есть ли у Эстонии флот?
Промышленности в Эстонии нет. Ее верфи скупили датчане (они и норвежцы — также члены НАТО, кстати, не против видеть Эстонию в составе наблюдателей). Производство необходимого оборудования для работы на Севере эстонцы самостоятельно производить не могут. Все ВМС Эстонии состоят из проданных или подаренных ей скандинавами, американцами и немцами катеров.
Об этом подробнее. После провозглашения независимости Эстонии в 1991 году, когда были сформированы Вооруженные силы Эстонии, Таллин получил 8 катеров из ФРГ и один корабль из Швеции. В 1994 году ВМФ России покинули территориальные воды Эстонии, там был создан Штаб ВМС Эстонии. Им была взята под контроль бывшая база Балтийского флота.
Пограничный корабль Viima (ныне — Maru) Эстонии передала Финляндия, из Дании прибыл сторожевой катер типа «Маген», получивший название А431 Ahti, США бесплатно передали Эстонии катер береговой охраны Valvas. А впоследствии, в 1998 году, три прибалтийских государства Эстония, Литва и Латвия создали общую эскадру минных тральщиков «Балтрон». В 2003 году был открыт военно-учебный центр для подготовки кадров ВМС Эстонии.
Постройку для ВМС Эстонии в Финляндии нового многофункционального экологического судна Kindral Kurvits стоимостью 33 млн евро финансировал в основном Европейский фонд регионального развития. Он выделил большую часть денег — 28 121 005 евро. При этом общая численность личного состава ВМС Эстонии не дотягивает и до пятисот человек.
Судно Kindral Kurvits. Фото: Jaanus67 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0
Эстонский арктический коридор
При детальном анализе ситуации с подачей заявки Эстонии на получение статуса наблюдателя в Арктический совет становится понятным, что это политический, а не экономический шаг. Эстонию убедили, что ее роль на международной арене существенно вырастет, даже если ее не примут в годы председательства России. Вода камень точит.
Гипотетически, если Эстония каким-то образом получит доступ в АС в будущем, заказчики членства Эстонии потребуют от нее только одного — стать еще одним голосом для политической кампании против России. Это единственная цель Вашингтона по продвижению Эстонии в АС. Таллин не сможет поставлять свою сельхозпродукцию на архипелаги Северного Ледовитого океана, но получит транши за нагнетание истерии по поводу «единоличного хозяйствования» России на Крайнем Севере. Вот такая экономика реальна.
Устами Таллина Вашингтон пытается осуществить вброс мысли о том, что арктические недра являются общемировыми богатствами, что претендовать на них могут все. Но такая мысль вряд ли понравится приарктическим странам, имеющим свои сектора на шельфах Северного Ледовитого океана.
Таллин же хитрит и настаивает на своем научном интересе в регионе, как основной мотивации подачи заявки. Однако лукавство здесь читается мгновенно, ведь Таллин не прочь принять участие и в дележе Арктического пирога. В 2018 году Финляндия и Норвегия планировали привлечь Эстонию к альтернативному китайскому «Шелковому пути» маршруту. Его назвали «Арктический коридор» и громогласно заявили, что этот путь — кратчайшая дорога из Азии в Европу. Из норвежского порта Киркенес товары из Юго-Восточной Азии предлагалось отправлять по железной дороге через Финляндию на юг. Как? На бумаге очень просто — через подводный тоннель в Эстонию, которого нет.
Видимо, скандинавы хотели соблазнить на его строительство самих китайцев. Но Китай предпочел сотрудничать с Москвой. Финны хоть и принимают участие в строительстве ледоколов для Поднебесной, но заставить Китай инвестировать деньги в дружественную Эстонию не смогли.
Генеральное консульство Эстонии в Санкт-Петербурге. Фото: сайт Генерального консульства Эстонии в Санкт-Петербурге
Реакция Москвы
Что касается реакции Москвы на усилия Эстонии, то она сначала была очень сдержанной. Когда министру иностранных дел России Сергею Лаврову задали вопрос о том, что он думает по поводу включения Эстонии в качестве страны-наблюдателя в Арктический совет, чиновник ответил, что ему известно о желании Эстонии присоединиться к организации.
«Много хочешь — мало получишь» — есть и такая пословица. На состоявшейся 20 мая встрече министры Арктического совета не стали принимать решения по заявке Эстонии на получение статуса страны-наблюдателя в организации. Это означает, что следующая возможность рассмотреть эстонскую заявку на вступление в Арктический совет в качестве страны-наблюдателя представится только в 2023 году.
Эстонцы же ожидали, что все произойдет именно так, полагая, что это лишь временное фиаско и промежуточная остановка на длинной дистанции. Таллин, к слову, подготовил впечатляющую презентацию для обоснования своего права стать наблюдателем в Арктическом Совете. С компьютерной графикой в Эстонии все в порядке. Как, собственно, и с полностью укомплектованным штатом кибер-центра НАТО, функционирующим в Таллине.
Эва-Мария Лийметс. Фото: Министерство иностранных дел Эстонии
Министр иностранных дел Эстонии Эва-Мария Лийметс, комментируя ситуацию с отсрочкой, упомянула, что Эстония не оставит своих попыток приблизиться к Арктике. Не прошло и двух месяцев, как в Москве поняли, что Лийметс, которая до того, как возглавила Эстонский МИД, успела поработать в посольстве своей страны в США, не шутила. 6 июля в Санкт-Петербурге ФСБ задержала эстонского консула Марта Лятте. На опубликованном оперативном видео показана его встреча с российским гражданином, от которого Лятте пытался получить секретную информацию именно о планах России в Арктике.
МИД России на основе представленных ФСБ доказательств шпионской деятельности Лятте объявило его «персоной нон грата» и обязало покинуть территорию РФ в течение недели. Судя по всему, при председательстве России в Арктическом Совете Эстонии в Арктике точно ничего не светит.
***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic