Этот день в истории – 9 апреля
127 лет назад родился полярный лётчик Борис Григорьевич Чухновский, а 71 год назад открыта научно-исследовательская станция «Северный полюс-3»

9 апреля 1898 года родился полярный лётчик Борис Григорьевич Чухновский.
Борис Григорьевич Чухновский (1898–1975) увлёкся авиацией подростком, в родной Гатчине. Там в 1910 году открылась первая в России воздухоплавательная школа.
Чухновский – один из первых асов полярной авиации. Первый полёт в Арктику – на Новую Землю – он совершил в 1924 году. В 1928-м вошёл в состав экспедиции по спасению экипажа потерпевшего катастрофу в Арктике дирижабля «Италия». Самолёт Чухновского «Юнкерс» ЮГ-1 был погружён на ледокол «Красин», совершал разведывательные полёты. 10 июля именно он нашёл лагерь Умберто Нобиле и сбросил на льдину припасы.
В 1933 году предложил идею специализированного арктического самолёта. Воздушное судно получило название «ДАР» – «Дальний арктический разведчик».
Более подробную биографию полярного лëтчика читайте на сайте мультимедийного проекта «Герои Арктики».
9 апреля 1954 года открыта научно-исследовательская станция «Северный полюс-3».
Дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс-3», стартовавшая в 1954-м, работала сравнительно недолго – чуть более года, пройдя за это время 1865 км. Льдина, на которой она была построена, относилась к типу пакового льда, относительно тонкого и потому недолговечного. Однако в истории освоения Арктики у станции «СП-3» есть своя «страница».
Во-первых, на ней – и на каждой последующей полярной станции – работал врач в качестве отдельного члена экпипажа. Во-вторых, здесь впервые для дрейфующих экспедиций была применена автотехника: трактор зарекомендовал себя, а вот автомобиль ГАЗ-69 оказался бесполезным в полярных условиях. Наконец, станция попала в число тех, которые прошли через Северный полюс или продрейфовали не более чем в 100 км от него.
Экспедицией руководил океанолог и географ Алексей Трёшников, впоследствии возглавлявший ААНИИ на протяжении более 20 лет. В его честь названо научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников», которое сейчас доставляет полярников и грузы на труднодоступные станции в Арктике. Читайте об этом в публикации GoArctic.
