Этот день в истории Арктики –19 апреля
161 год назад родился вице-адмирал Российского Императорского флота Людвиг фон Кербер, стоявший у истоков создания Северного флота, а 64 года назад началась первая арктическая навигация атомного ледокола «Ленин»
19 апреля родился российский военный моряк, вице-адмирал Российского императорского флота Людвиг Бернгардович фон Кербер (1863-1919)
Начал службу под командованием С.О. Макарова, участвовал в его трехлетнем кругосветном плавании на прославленном корвете «Витязь». В 1916—1917 – командующий флотилией Северного Ледовитого океана. Условием назначения его на этот пост была смена имени и фамилии: звучавшее слишком по-немецки Людвиг Бернгардович фон Кербер было заменено: по Высочайшему повелению Людвиг Кербер «с семейством» стал именоваться Корвиным, а на флоте использовался псевдоним Лев Федорович. С начала Первой мировой войны и до конца жизни в России происхождение и фамилия часто ставили его под удар, стоили ему карьеры командующего Балтийским флотом..
Адмирал Корвин отказался присягать Временному правительству, но новые власти ещё рассчитывали использовать его опыт, и вскоре адмирал был командирован в Англию. Поездка была признана весьма успешной, но во время следующей командировки в октябре 1917 года в России произошла революция, и Л. Корвин вынужденно остался в Лондоне. В Британии Л. Корвину была вручена его последняя (одна из высших в Великобритании) награда — Орден Бани Командорского креста. В 1919 году он неожиданно умер во время неудачной хирургической операции и похоронен в Лондоне.
Среди наград Людвига Бернгардовича фон Кербера – ордена Австро-Венгрии, Пруссии, Франции, Японии. Италии, Греции; российские Ордена Святого Станислава 3-й, 2-й и 1-й степеней, Ордена Святой Анны 3-й, 2-й и 1-й степеней, Ордена Святого Владимира 4-й, 3-й и 2-й степеней, Георгиевское оружие.
А про флотилию Северного ледовитого океана GoArctic написал обстоятельный материал.
В 1960 году атомный ледокол продлил срок навигации и стал символом Северного морского пути
Главным конструктором первого в мире судна с ядерной силовой установкой – атомного ледокола «Ленин» - был кораблестроитель Василий Иванович Неганов. Проектантом ядерной установки был атомщик Игорь Иванович Африкантов. Корпусная сталь для судна специально разработана в институте «Прометей».
После долгих испытаний ледокол был зачислен в состав Мурманского морского пароходства. Атомоход сразу показал отменную работоспособность и позволил продлить срок навигации уже в 1960 году. Только за первые шесть лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провёл более 400 судов. Правда, уже в 1970 году пришлось, частично разобрав, частично взорвав конструкцию корпуса, заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку с реакторами ОК-150 на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900, пр этом старую затопили на Новой Земле после выгрузки топлива. Монтаж новой установки закончили в том же 1970 году.
В 1989 году ледокол «Ленин» выведен из эксплуатации, сейчас он находится на стоянке рядом с морским вокзалом Мурманска и выполняет роль корабля-музея.
GoArctic писал о том, как строился первый в истории атомный ледокол, и о его легендарных достижениях.