Сейчас в Мурманске

03:01 19 ˚С Погода
18+

Европейский диалог с Россией о статусе северной территории

8 мин
21 апреля, 2019 | 16:34

Европейский диалог с Россией о статусе северной территории

Правовой режим Арктики и российские суверенные права в Арктическом регионе. В настоящее время, в эпоху глобализации, состояние любой современной экономики зависит от обеспеченности энергетическими ресурсами. Данная зависимость сохранится и в будущем, даже несмотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктический морской регион, благодаря огромным запасам углеводородов и удобным воздушным и морским маршрутам, привлекает к себе внимание многих транснациональных корпораций и стран мира. Сейчас в Арктике происходит столкновение национальных и групповых интересов, обостряются споры о принадлежности арктических зон, повышается военная активность. На данном фоне адекватными выглядят развитие действий России по усилению своего военного влияния в данном регионе.

Арктика - это часть Земного шара, которая находится севернее, чем Полярный круг. Общая ее площадь около 21 млн квадратных километров. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и окраинные моря, расположенные среди них острова и прилегающие части суши Европы, Азии и Северной Америки. В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, США, Канада, Норвегия и Дания, также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия. 

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя данные районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.

России принадлежит почти половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Например, Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3800 млрд м3 газа (для сравнения - это газопотребление Франции за 80 лет). В настоящее время Россия планирует подать в ООН заявку на расширение своих арктических владений еще на 1,2 млн км2 (примерно три площади Франции). В Американском секторе запасы только Чукотского моря оцениваются в 15 млн баррелей нефти, а газа свыше 2000 млрд м3. Также крупные запасы углеводородов расположены и в канадском секторе.

Помимо ресурсного потенциала Арктика обладает очень важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения систем противоракетной обороны элементов систем стратегического сдерживания и для старта баллистических ракет. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение большей части года.

Также велико транспортное значение региона. Через территорию Арктики проходят кратчайшие воздушные и морские пути между Евразией и Северной Америкой. При уменьшении площади льдов в Арктике протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком можно будет сократить на 40%. В настоящее время использование данных транспортных путей сдерживается сложностями плавания и полетов в данных широтах, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.

Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, за исключением прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Ее площадь - около 27 млн кв. км (некоторые ученые ограничивают Арктику с юга Северным полярным кругом, в этом случае ее площадь составляет 21 млн кв. км). С Арктикой "граничат" пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств - 38 700 км (максимальную протяженность границ в Арктике имеет Россия - 22 600 км). Еще три государства - Исландия, Швеция и Финляндия - не имеют с Арктикой океанических границ, однако тоже считают себя приарктическими государствами.

По данным Геологической службы США, подо льдами Арктики залегает около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов: 90 млрд баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов), 48,3 трлн кубометров природного газа (30% мировых неразведанных запасов), 44 млрд баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов). При этом 84% ресурсов находятся на шельфе Северного Ледовитого океана и лишь 16% на сухопутной территории арктических государств в пределах Северного полярного круга.

Международного договора, определяющего правой статус Арктики, в настоящее время не существует. Правовой статус Арктики регулируется нормами международного права, национальным законодательством арктических государств и двусторонними соглашениями.

В 1909 г. Канада стала первой страной, заявившей свои претензии на территории между Северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 г. Канада приняла специальный закон, закрепивший ее право на арктический сектор. На следующий год Советский Союз объявил своей всю территорию от Северного полюса до материковой части СССР. Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории, однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется в том числе и на арктические районы. Таким образом, к середине 1920-х гг. Арктика была фактически поделена на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией.

В 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территория государства включает лишь шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Статья 76 конвенции автоматически устанавливает границы шельфа в 200 морских миль, однако предоставляет государству право претендовать на шельф, простирающийся за эту границу. Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган - Комиссию ООН по границам континентального шельфа (создана в 1997 г.). Прежде чем подать заявку на расширение шельфа, государство должно урегулировать спорные вопросы с другими заинтересованными странами.

Между приарктическими государствами существуют некоторые расхождения относительно арктического шельфа в Северном Ледовитом океане. Они связаны с применением различными государствами разных принципов проведения разграничительных линий по дну океана - равной удаленности, секторального, по границам континентального шельфа. Так, в настоящее время Россия, Дания и Канада выдвигают аргументы на принадлежность хребта Ломоносова. США не являются участником Конвенции по морскому праву.

В 2001 г. Россия первой направила в комиссию представление о внешних границах шельфа, где указывается, что хребты Менделеева и Ломоносова, располагающиеся на океанском глубоководье, являются неотъемлемой частью евразийской континентальной платформы, то есть продолжением России (также в заявке шла речь об участке в Охотском море). В 2002 г. комиссия пришла к выводу, что представленные данные недостаточны для классификации указанных в заявке участков в качестве российского континентального шельфа, в связи с чем возникла необходимость представить дополнительное обоснование. В марте 2014 г. комиссия удовлетворила требование России по расширению 200-мильной экономической зоны за счет участка континентального шельфа в Охотском море площадью примерно 50 тыс. кв км. Эксперты расценивают этот факт как шаг к признанию российских прав на хребты Ломоносова и Менделеева, по которым Россия готовит новую заявку.

Дания (участник Конвенции с 2004 г.) выдвигает гипотезу, согласно которой хребет Ломоносова - это затонувшая часть Гренландии, которая является датской территорией. Датские власти готовят заявку на хребет Ломоносова. В целом Дания претендует на территорию более 1 млн кв. км. Страна подала в комиссию четыре заявки по спорным участкам шельфа вокруг Фарерских островов и Гренландии (в апреле 2009 г., в декабре 2010 г., в июне 2012 г. и в ноябре 2013 г.). Если заявка от 2013 г. будет удовлетворена, Дания получит 62 тыс. кв. км к северо-востоку от Гренландии.

Канада, присоединившаяся к Конвенции в 2003 г., считает, что хребет Ломоносова начинается с американского материка. 6 декабря 2013 г. Канада, подав заявку на расширение шельфа в Атлантическом океане, одновременно уведомила комиссию, что позднее представит заявку с притязаниями на часть морского дна за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны в Северном Ледовитом океане. 9 августа 2014 г. Канада направила два ледокола в шестинедельную экспедицию в район хребта Ломоносова с целью сбора научных данных в поддержку будущей заявки.

В апреле 2009 г. комиссия одобрила заявку Норвегии (подана в декабре 2006 г.) на увеличение своей исключительной экономической зоны на 235 тыс. кв. км в отдельных районах Северного Ледовитого океана, Норвежского и Баренцева морей. Предел норвежского шельфа достиг 84 град 43 мин северной широты, эта точка находится примерно в 600 км от Северного полюса (первое подобное решение комиссии для арктического региона).

В настоящее время основной дискуссионной платформой для международного взаимодействия в Арктике является созданный в 1996 г. Арктический совет - межправительственная организация, главными задачами которой являются решение проблем окружающей среды в арктическом регионе и всесторонняя поддержка коренных народов (постоянные члены - Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция; в апреле 2014 г. Канада отказалась от участия в некоторых заседаниях совета в Москве из-за позиции РФ по Украине). В 2012 г. под эгидой совета стартовал проект "Арктический плавучий университет", в раках которого организуются международные научные экспедиции в Арктику (в 2014 г. состоялись две экспедиции). В 2011 и 2013 гг. в рамках совета были подписаны соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике и о борьбе с загрязнением нефтью.

Помимо документов Арктического совета, приарктические страны приняли Нуукскую декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике (1993), программу по сотрудничеству в военной области и по вопросам охраны окружающей среды в Арктике (1996; в 2003 г. к документу присоединилась Великобритания), Илулиссатскую декларацию о готовности сотрудничать в Арктике на основе международного права (2008).

далее в рубрике