Гостевые дома Севера: погружение в среду
Чего ждёт организованный турист, который едет на Крайний Север? Что он знает о месте, куда едет? Эти вопросы я всегда задавал сначала сам себе, а потом и тем людям, которые начали приезжать к нам в Ненецкий автономный округ.
Ответы, конечно, звучат достаточно стандартные: ждут морозов, северного сияния, встречи с оленями и оленеводами, бескрайних просторов тундры. Однако многого об округе наши потенциальные гости часто не знают. Например, того, что в НАО есть всего один город Нарьян-Мар (столица субъекта с населением двадцать пять тысяч человек), а из самого региона нет ни одной круглогодичной дороги на «Большую землю». Как, впрочем, почти нет дорог и внутри региона между населёнными пунктами. Летом сюда, как поётся в песне, «только самолётом можно долететь», а зимой, чтобы преодолеть в метель небольшое, в сущности, расстояние в сотню километров иногда приходится ехать на снегоходе по восемь-десять часов. Разумеется, после таких переездов, людям хочется отдохнуть.
Но вот тут и начинаются мытарства. Почти все многодневные маршруты нашей компании по округу с группами туристов так или иначе проходят через небольшие удалённые посёлки. И если в самом Нарьян-Маре сейчас есть и хостелы, и гостиницы на любой вкус и кошелёк, то во многих населённых пунктах, которые мы проезжаем, их попросту нет. А в тех, где они есть, их уровень очень и очень далёк от какой-либо звёздности.
В то же время туризм в нашем регионе активно развивается, приезжает всё больше посетителей из других частей России и зарубежных стран. Турфирмы активно разрабатывают новые экскурсионные маршруты по округу, желая сделать доступным для гостей каждый уголок Ненецкого округа. И едут к нам прежде всего, любители активного отдыха, ценители не комфорта пляжей и релакса, а настоящих ощущений, которые хотят познать нашу страну во всём её многообразии. Познание страны проявляется не только в единении с природой, знакомстве с достопримечательностями и памятниками, но и в погружении в среду, человеческое мини-общество конкретной местности.
В таких условиях туристический бизнес вынужден искать альтернативы. И их немного.
В то же время в соцсетях и в СМИ часто говорится, с одной стороны (от властей), о стремлении создать хоть какие-то рабочие места на селе, а с другой стороны (от жителей), о безденежье и полном отсутствии работы.
Именно поэтому наша компания «Красный город» пошла другим путём – пытается сформировать сеть гостевых домов, где туристы могли бы останавливаться на ночь в семьях местных жителей.
При этом важно, чтобы созданная сеть была общедоступной, чтобы пользоваться ею могли все без исключения туристические компании региона, что позволило бы и им решить проблему с размещением своих туристов, а гостевые дома обеспечить максимальной загрузкой.
С этой инициативой я выступил в прошлом году перед Администрацией НАО. Власти идею поддержали. Была разработана совместная информационная брошюра для жителей, которую мы растиражировали, а затем подключили глав муниципальных образований к её распространению по посёлкам. Основная идея обращения к населению была такова: просто позвоните нам, а мы поможем, подскажем и научим. Ведь опыта сдачи своего жилья и общения с туристами у северян гораздо меньше, чем у жителей, скажем, курортов Краснодарского Края, где это было в норме ещё в советские времена. Учиться с нуля придётся тому, как быть гостеприимным, какие условия для отдыха, сна и быта требуется создать. Также надо сразу же определить все дополнительные услуги, которые возможно оказывать в гостевом доме, - например, приготовление пищи, баня, какие-то экскурсии. Ну, и не последний фактор по важности – определение цены за свои услуги, с чем тоже надо помогать потенциальных хозяевам, ведь, с одной стороны, они могут сделать её слишком высокой и таким образом отпугнуть всех будущих гостей, а с другой – из неопытности или скромности назначить слишком низкую цену, что тоже было бы неправильно. И такие случаи в нашей практике уже встречались. Я всегда рекомендую тем, кто только начинает работу с туристами, ориентироваться не на свою субъективную оценку платежеспособности клиентов (как делают некоторые особо хитрые товарищи), а на среднюю цифру по рынку, естественно, с привязкой ее к фактическим затратам на содержание своего гостевого дома. Даже в условиях труднодоступной и недешёвой Арктики платить в сутки более 2,5-3 тысяч рублей за койко-место в гостевом доме кажется большинству клиентов дороговатым.
Впрочем, даже спустя несколько месяцев с момента распространения брошюры положительной реакции от местного населения мы так и не получили. Мне кажется, всё дело в нашем северном менталитете. Сейчас люди относятся к приезжим с опаской и не хотят пускать их в свой мир, возможно стесняясь условий, в которых живут, а скорее всего, просто не желая обременять себя лишними заботами. Но это надо менять – надо не бояться нового и научиться видеть в туристах не источник лишних хлопот, а возможность получить дополнительный доход и интересное общение. Согласитесь: не каждый день житель провинциального посёлка может посидеть за одним столом и поговорить «за жизнь» с гостями из других городов и даже стран, обменяться с ними своим опытом, чему-то научить и узнать что-то новое от них. Разумеется, быть хозяином гостевого дома подойдёт не всем, а только тем, кто к этому готов – прежде всего внутренне.
У многих, кто хотел бы заниматься приёмом гостей, в голове сидит мнение, что для организации проживания нужно создать какие-то суперусловия. Однако это не так. Понятно, что в наших деревнях, где люди зачастую до сих пор носят и пьют воду из рек и чаще всего отсутствуют унитазы, не может быть гостиниц «а-ля Хилтон», да этого и не надо. Гостевые дома могут быть совершенно разные по содержанию – от одной до десяти комнат, с отдельным или совместным проживанием хозяев, с разной степенью удобств. Основные требования туристов – гостеприимство, чистота и уют, а условия проживания могут быть самыми скромными. Посетители гостевых домов ценят аутентичность мест, где останавливаются, а не качество или цвет отделки.
Что касается юридической стороны, то, по сути, к гостевым домам не выдвигается никаких жёстких требований и хозяевам не нужно предоставлять серьёзную отчётность. Наша компания предложила потенциальным партнёрам два варианта организации гостевого дома: либо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и самостоятельно платить налоги, заключая прямые договора с клиентами, либо заключить договор с нашей компанией как физическое лицо – и тогда все организационные и налоговые формальности мы берём на себя. Сельчанам нужно немного изменить отношение к тому, что в своих домах они будут принимать незнакомых людей. Для них это – легальный способ заработка, а для округа – отличный способ развития туризма.
Например, в ходе недавней снегоходной экспедиции на единственные за Полярным кругом горячие источники Пым-Ва-Шор мы с туристами были в посёлках Хорей-Вер и Харута, где нас приютили семьи местных жителей. От этого туристы получили гораздо большее удовольствие и совершенно другие ощущения, чем от поселковых гостиниц. Общение с местными жителями – это важная часть впечатлений в поездке.
Здесь нас кормили местной домашней пищей, рассказывали настоящие истории о жизни северян, без налёта «туристических баек». Туристов я тоже всегда предупреждаю, что наши хозяева относятся к ним скорее как к друзьям, которые приехали погостить, чем как к клиентам, которых надо обслуживать. Это проявляется в деталях – они с готовностью помогали, например, разбирать наш груз, заправлять снегоходы, но при этом не задавали стандартные «гостиничные» вопросы «как вам у нас понравилось, оцените ваше пребывание по пятибалльной шкале». И это ещё одна особенность: тут надо быть с людьми на одном уровне, а не ставить себя выше них. Это проще всего удаётся тем, кто и без туристов относится к гостеприимным и хлебосольным по характеру людям. У таких даже без туристов всегда полон дом друзей, родных, знакомых, поэтому им внутренне проще привыкнуть к появлению в доме новых лиц.
Я сам это чувствую, когда останавливаюсь в таких гостевых домах во время своего отдыха. Например, в прошлом году жил несколько дней в красивейшей архангельской деревеньке Кимжа. Здесь мы останавливались с группой британцев в доме местной жительницы Лидии Николаевны Поповой, увы, уже ушедшей от нас. Дети её давно выросли и разъехались в города, в доме стало больше свободного места, в освободившихся комнатах она и принимала туристов. Часто у неё жили подолгу, особенно художники, которые приезжали летом запечатлеть красоту этой уникальной северной деревни.
Но кроме места для сна и питания Лидия Николаевна давала гостям то, чего нет в гостиницах, – простое человеческое общение. Помню, как внимательно слушали британские туристы истории Лидии Николаевны о жизни поселка, его расцвете в советское время, о людях, ныне здесь живущих, о её непростой судьбе. Это то, что не напишут в путеводителях, но что даёт гораздо большие знания о среде, в которой ты оказался. Я лично переводил европейским гостям эти рассказы, а спустя месяц получил от них письмо с благодарностью хозяйке дома, которая сильно впечатлила их, несомненно, повлияв на формирование положительного восприятия России.
Конечно, постепенно (а мы работаем в сфере внутреннего туризма уже пять лет) у нас сформировалась сеть контактов с людьми в округе, которые хотят и готовы работать с туристами. В основном в их поиске помогает «сарафанное радио», ведь регион наш действительно малонаселённый. И уже есть определённый положительный опыт, как я писал выше. Важно, что отзывы самих хозяев об опыте приёма туристов тоже положительные, ведь приезжающие к нам клиенты на 99,9% - позитивные, увлечённые путешествиями люди, с которыми интересно общаться.
С хозяевами существующих гостевых домов сейчас мы продумываем пути развития. Ведь гостевые дома – это и возможность дополнительного дохода.
Можно придумать массу активностей вокруг гостевого дома – от проведения мастер-классов (например, один из наших партнёров учит делать силки на куропатку или «кораблик» для ловли хариуса) до сбора ягод и грибов. В той же Кимже я с удовольствием приобрёл ягоды у местных жителей прямо из берестяного лукошка.
Резюмируя, можно сказать, что гостевой дом – это, прежде всего, особая атмосфера, ощущение единства со средой, где ты оказался, а уж потом – место для сна. Будут ли развиваться гостевые дома на Севере? Можно сказать однозначно, что да. Я вижу, что к данному делу есть интерес у молодого поколения, которое больше воспринимает себя частью «глобального мира» и готово к общению с ним, готово активно искать новые источники дохода на селе. Вполне возможно, что благодаря активной работе новых гостевых домов и проникновению в наши сёла интернета мы вскоре увидим, что связи между хозяевами и туристами после отъезда от нас не заканчиваются, а сохраняются, как и тёплые воспоминания туристов о поездке в далёкий, но такой близкий Ненецкий автономный округ.
Автор: Юрий Владимирович Тюлюбаев, директор туристической компании "Красный город", Нарьян-Мар.