Государство должно обеспечить баланс отраслей арктической экономики
В Арктической зоне есть риск того, что более прибыльный бизнес (например, нефтедобыча) «задушит» менее прибыльный (например, рыболовство).

Вадим Штрик/geophoto.ru
Он обратил внимание на теорию комплексной системы экологичного природопользования, которая изложена в работах океанолога, академика РАН Геннадия Матишова. Аквакультура, добыча полезных ископаемых и другие отрасли экономики в рамках региона должны быть взаимосвязаны, сказал эксперт.
Необходимо иметь в виду, что ликвидация устаревающих производств очень затратна, особенно для таких стационарных предприятий, как ГОКи, сообщил старший менеджер управления экологии компании «Норникель» Константин Машкович. Он рассказал о том, что закрытие никелевого завода на Таймыре в 2016 году обошлось в 14 миллиардов рублей, считая только первоочередные затраты. На данный момент идут тендеры на рекультивацию территории предприятия, и по самым скромным подсчетам на нее понадобится около 20 миллиардов рублей и 10 лет. Но еще более важными проблемами при закрытии таких предприятий являются сохранение технологической цепочки и обеспечение занятости населения. Ведь такие предприятия в Арктике часто являются градообразующими, обратил внимание слушателей Машкович.«Любая ответственная компания должна устанавливать цели устойчивого развития, согласованные со стратегией развития региона. При этом очень важен баланс факторов. Укрупнение «голубых фишек» хорошо с точки зрения регулирования, но это помеха для улучшения социальных и экономических показателей. Также необходимо бороться с неразвитостью малого и среднего бизнеса. На Севере вертикально интегрированные крупные компании подминают под себя все, однако МСБ должен иметь возможность участвовать в импортозамещении»эксперт ПОРА по устойчивому развитию, профессор экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Никоноров
Специфика всех арктических предприятий и, следовательно, промышленная безопасность в Арктике так или иначе сводятся к экологичности. Таково мнение советника председателя Кольского научного центра РАН Владимира Маслобоева. По его мнению, задача повышения промышленной безопасности требует в первую очередь применения природоподобных технологий. Он рассказал о таких разработках, которые тестируются или уже применяются в Мурманской области. В частности, биологическая система очистки шахтных вод оленегорского ГОКа от соединений азота использует бактерии, которые помещаются на корни водорослей. Также Мурманская область совместно со скандинавскими странами проводит рекультивацию побережья Баренцева моря с использованием нефтеокисляющих бактерий.
Природоподобные разработки существуют и в Якутии, рассказала Варвара Друзьянова из Арктического государственного технологического университета. В республике разрабатывается способ биологической утилизации бытовых отходов для арктических поселков.
«Промышленная безопасность — важная составляющая национальной безопасности, особенно если это касается Арктики с учетом ее геостратегического значения. Роль государства в реализации проектов, связанных с промышленной безопасностью, очень велика, если не сказать решающая, т. к. это полномочия федерального центра. Поэтому многие проекты в этой сфере можно реализовывать в виде ГЧП, используя такой финансовый инструмент, как облигации. При этом государство должно разделять с инвесторами затраты на инфраструктуру, как это делается в Норвегии и Канаде»координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцент РАНХиГС Александр Воротников
Фото: Вадим Штрик/geophoto.ru
публикации по теме
Подписка оформлена, спасибо!
далее в рубрике