Исследования полюса продолжатся после пересадки на Шпицбергене

Наука
7 Июня, 2020, 20:59
Исследования полюса продолжатся после пересадки на Шпицбергене
Немецкое научно-исследовательское судно «Polarstern» в Арктических льдах 24 апреля 2020. Фото: Manuel Ernst, Alfred-Wegner-Institut/AP

Немецкое научно-исследовательское судно «Polarstern» прибыло в порт Шпицбергена для смены экипажа, сообщается на официальном сайте экспедиции «MOSAiC». Судно находилось во льдах Северного Ледовитого океана с сентября 2019 года.

Уникальная международная полярная экспедиция «MOSAiC» была организована Институтом полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера. Немецкий ледокол «Polarstern» в сентябре 2019 года отплыл из порта Тромсё в Норвегии, чтобы год провести запертым во льдах Северного Ледовитого океана. Целью экспедиции является сбор атмосферно-гидрологических данных вблизи Северного полюса на протяжении целого года, в том числе впервые в течение полярной зимы. В проекте принимают участие сотни учёных из 20 стран, а собранные данные будут использоваться исследователями Арктики по всему миру.

Возвращение третьей смены исследователей должно было произойти в результате плановой ротации ещё в апреле. Однако из-за карантина это оказалось невозможным, и полярники были вынуждены задержаться на судне до разработки и осуществления нового способа обмена. В течение нескольких недель был придуман альтернативный план: обмен будет произведен при помощи двух немецких научно-исследовательских судов «Sonne» и «Maria S. Merian». «Polarstern» встретится с судами рядом со Шпицбергеном, чтобы произвести полный трансфер персонала (около 100 человек), а также обмен грузом и провизией.

В результате нахождение «Polarstern» во льдах, которое по плану экспедиции должно было продолжаться до сентября, пришлось прервать. В середине мая судно направилось в сторону Шпицбергена. Параллельно четвёртая смена полярных исследователей провела две недели в карантине, чтобы гарантировать отсутствие у них коронавирусной инфекции, и лишь затем отправилась на Шпицберген. Однако «Sonne» и «Maria S. Merian» всё равно прибыли туда первыми уже 25 мая.

В то же время «Polarstern» столкнулся по пути с трудностями и прибыл в порт Свальбард лишь к 4 июня. Путешествие судна сквозь льды заняло 3 недели. В данный момент происходит трансфер экипажа, груза и инструментов, который планируется закончить к понедельнику, 8 июня. После окончания процесса обмена «Polarstern» вновь направится в глубины полярных льдов, чтобы продолжить экспедицию. 

Учёные ожидают начала периода таяния льдов в любой момент, поэтому они не могли допустить риск не получить данные в такое важное время арктического цикла. Перед отправлением третья смена исследователей оставила на месте их дрейфа оборудование для атмосферных измерений, которое продолжает сбор данных в ходе трансфера экипажа. Исследователи надеются, что оборудование останется неповрежденным после возвращения судна «Polarstern».

Стоит отметить, что важную роль в обеспечение экспедиции «MOSAiC» всем необходимым внёс российский ледокол «Капитан Драницын», который в режиме челнока работал между портом Тромсё в Норвегии и точкой нахождения судна «Polarstern», доставляя на него необходимые грузы и очередные смены учёных и полярников. В частности, «Капитан Драницын» обеспечил ротацию первой и второй смены учёных в декабре 2019 года, а в феврале-марте 2020 года произвёл обмен второй и третьей смены экспедиции.





далее в рубрике