Как Канада была португальской, французской, английской, а стала доминионом
Канада первой придумала статус доминиона Британской империи, который затем получили большинство британских колоний
Фото: britannica.com
До появления в Америке европейцев коренные народы являлись безусловными хозяевами обширного континента, свободного от границ и предрассудков. Территорию будущей Канады легко поделили между собой эскимосы и индейцы. Эскимосы, предки чукчей и эвенков, облюбовали арктическую зону будущей страны, индейцам, близким родственникам камчадалов и якутов, по вкусу пришлась живописная часть территории Канады у Великих озер и побережья Атлантического океана.
Сейчас сложно установить точное время начала заселения континента, однако к моменту европейской «оккупации» число местных жителей насчитывало колонию приблизительно в сто тысяч человек, которые, безусловно, являлись почти цивилизованными людьми, проводившими время в межплеменных войнах, с перерывами на эпидемии.
Кочевые племена аборигенов не объединялись в государства, довольствуясь родоплеменными отношениями, архивов и энциклопедий не оставили ввиду отсутствия письменности. Места их жительства, как правило, определялось наличием дичи в лесах и рыбы в водоемах, а после того, как окрестности оскудевали, племя перебиралось на новую стоянку. Из полезных навыков наиболее важными были умение мастерски охотиться и ловить рыбу. Первые жители Канады были знакомы с топографией, карты рисовались прямо на снегу или песке, при этом соблюдался примерный масштаб, выделялись впадины и горы.
Фото: brittanica.com
Первобытное времяпрепровождение эскимосов и индейцев проходило на лоне природы в тесной гармонии с ней, обязательным условием было равенство и отсутствие всяких подлых помыслов о личной выгоде за счет коллектива соплеменников. Коренные жители Канады при встречах с европейцами были обречены, и если индейцы пытались с оружием в руках отстаивать свою независимость, то патологически честные эскимосы к своим основным чудачествам проявляли еще и запредельное миролюбие.
Вероятно, дебютным плаваньем европейцев к берегам Канады стало путешествие скандинавов под предводительством вездесущего Эрика Рыжего, состоявшегося в конце десятого – начале одиннадцатого века. Варяги назвали приютившую их страну Винланд (Страна Винограда). С учетом более мягкого климата в интересующий нас период, виноград вполне себе мог расти на Атлантическом побережье современной Канады.
Существуют подтверждения нормандской экспансии вглубь страны до Великих озер, однако в двенадцатом – тринадцатом веках в северную часть земли надолго пришло экстремальное похолодание. В глубину Канады медленно, но неумолимо с полюса поползли арктические льды и огромные айсберги. Невозможность получать помощь извне привела к гибели колонистов.
Л’Анс-о-Медоуз (L'Anse aux Meadows), историко-археологический памятник на острове Ньюфаундленд, где около 1000 года было основано поселение викингов. Фото: Dylan Kereluk, Wikipedia
Средневековая Европа имела очень приблизительные данные о существовании земли в западном направлении, однако сказка жила в умах людей и будоражила их неизвестностью. Можно с большой долей вероятности предположить, что эпохальное плаванье Колумба в 1492 году состоялось в том числе и благодаря легенде о существовании неведомых земель за Атлантическим океаном.
В шестнадцатом веке климат стал теплее, и по недавно открытому пути на Запад устремились алчные европейцы, наделенные флагами своих стран, призванными застолбить за своим королем кусок «ничейной» земли.
В 1497 году итальянец Джованнни Кабото под вымпелом британского короля дошел до Ньюфаундленда и описал прибрежные места с огромными запасами рыбы. Итальянец и придумал название «Новая найденная земля», однако он не смог определить, остров это или материк. Кроме того, Ньюфаундленд продолжительное время не был признан территорией Канады, что не позволило мореплавателю считаться первооткрывателем этой страны. Главным в процессе, безусловно, было то, что на картах в различной интерпретации стали появляться очертания будущей Канады, куда устремились экспедиции морских держав.
Джованни Кабото прибывает на берега Лабрадора. Неизвестный автор, 19 век. Источник: North Wind Picture Archives, brittanica.com
Английский король Генрих VII отказался от пальмы первенства открытия Канады и перестал снаряжать туда экспедиции по экономическим соображениям, чем немедленно воспользовалась Португалия, обладавшая здоровым авантюризмом и большими деньгами. Вскоре португальский флаг гордо развевался над рыболовецкими деревнями на Ньюфаундленской земле. Мадрид не мог долго терпеть первенства Лиссабона и замыслил сделать остров частью Испании.
В 1534 году в борьбу за землю будущей Канады вступает Франция. Франциск I, влекомый жаждой наживы, снаряжает морскую экспедицию под руководством капитана Жака Картье. Флотилия должна была добыть золото в Восточной Азии, при этом король имел очень приблизительные сведения о нахождении азиатского континента и уж совсем не предполагал, что на пути экспедиции непреодолимым препятствием разляжется Америка.
Жак Картье. Источник: Library and Archives Canada, britannica.com
Картье смог дойти до Ньюфаундленда, разобрался, что это остров, обогнул его и, пройдя почти 1500 миль по устью огромной реки, впервые достигнул индейского поселения в глубине континента. 14 июля 1534 года на территории Канады был официально поднят французский флаг и сооружен деревянный крест.
Местные жители называли свою деревню и ближайшие окрестности словом «каната», не вкладывая в это слово никакой топонимики, однако Картье посчитал, что так забавно именуется вся земля, о чем и доложил кролю по прибытии в Париж. «Каната» стала Канадой.
В 1608 году французы в покинутом индейцами Квебеке (речная узость) основали пункт приема пушнины, на предприятии работало 28 колонистов. В 1627 году поселением заинтересовался Ришелье, и направил туда военный гарнизон, приказав увеличить население до 300 человек.
Поселение в Квебеке, Самюэль де Шамплен, около 1608 г. Источник: Wikimedia Commons
Франция испытывала серьезные проблемы с заселением колонии в Северной Америке. При наличии населения свыше 20 миллионов человек, в Новую Францию отправлять было некого, ибо 96 процентов французов были крепостными крестьянами, прикрепленными к земле или помещику. За период самой интенсивной добровольной экспансии в Канаду отправилось всего 500 французов, среди них плотник из Ла-Рошели Этьен Трюдо.
Король-Солнце не стал спрашивать согласия на переселение и личным приказом направил в колонию 7 тысяч солдат и тысячу уголовников прямо из тюрьмы. Таким образом, общее количество мужского населения Новой Франции насчитывало 9 тысяч человек, практически без женщин. Для изменения гендерной ситуации в кратчайшие сроки были проведены облавы в портовых городах, арестам подверглись более 500 юных проституток, примерно столько же «невест» было отправлено в Квебек из сиротских приютов, где все они молниеносно вышли замуж. Оставшимся без жен французам пришлось искать подруг в племенах дружественных европейцам индейцев. В 1763 году население французских колоний насчитывало 80 тысяч человек.
Активные действия французов в Америке не нравились англичанам в Лондоне и английским переселенцам в Америке. К 1749 году англичане и американцы смогли практически полностью окружить с нескольких сторон французские владения в Канаде, усилив, таким образом, противостояние между противоборствующими группировками.
Карта Новой Франции, 1703 г. Источник: Wikimedia Commons
В XVIII веке соперничество европейских великих держав привело к трем войнам.
В 1760 году количество британских поселенцев в Америке приближалось к 2 миллионам, существование и развитие Новой Франции считалось в этих кругах необязательным и даже вредным. Бенджамин Франклин писал:
«Не будет покоя в наших тринадцати колониях, пока Франция владеет Квебеком».
Но опасность для Новой Франции пришла прямо из Парижа. В 1763 году при заключении Парижского мира Франция отстаивала свои незначительные территориальные интересы в Вест-Индии, предпочтя их громадному Квебеку. Людовик XV отказался от своих прав на Новую Францию в пользу Англии, так французские мажоры предали своих соотечественников в Канаде, предоставив им унизительное право встать под знамена короля Англии, Шотландии и Ирландии.
Битва при Квебеке, 1759 г. Изображение XVIII века. Источник: Wikimedia Commons
В умах «гуманных» англичан пульсировала мысль о банальном уничтожении французских «канадьенов» или изгнании их с согретых северных мест. Однако английский король проявил милость и своим указом от 1763 года даровал канадским французам право наслаждаться личной собственностью, соблюдать национальные и религиозные обычаи, а также создавать выборные органы по аналогии с американским самоуправлением. Верхом королевской милости явилось разрешение не присягать на верность новому монарху, но дать обещание хранить ему верность.
Парижский мирный договор 1783 года предполагал утрату Британией 13 колоний, однако сохранял за Лондоном Квебек, Новую Шотландию, Остров Принца Эдуарда, и Нью-Брансуик. Торговать с американцами категорически запрещалось, кроме того не были четко очерчены границы, что, впоследствии породило значительное количество вооруженных территориальных конфликтов.
К середине XIX века в Канаде проживало 50 процентов англоязычного населения, французские «канадьеры» навсегда превратились в меньшинство, индейцев безжалостно уничтожали. Активно переселявшиеся в Канаду британцы кардинально меняли экономику и культуры новой родины, чему, безусловно, способствовало прекращение долгой вереницы военных противостояний.
У берегов Ньюфаундленда развернулись обширные рыболовные и перерабатывающие предприятия, Англия и Шотландия нуждались в продовольствии, что стало началом становления зернового хозяйства, сначала в Нижней, а затем и в Верхней Канаде.
Жители региона стали постепенно ассоциировать себя с Канадой. Изначально канадцами считали себя только франкоязычные обитатели континента, однако после победы в 1812 году над американцами гордиться своей новой родиной стали и сыны Британии. Процесс «канадизации» безусловно, занял определенное время, быстрее осознавали себя канадцами интеллектуалы из среды ремесленников и фермеров, хуже поддавались новым национальным веяниям консервативные купцы, священники и военные.
Лора Секорд предупреждает Джеймса ФитцГиббона об атаке американцев, июнь 1813 г. Во время англо-американской войны американская колонна попыталась застать врасплох аванпост британцев в Бивер-Демс, разместившись на ночь в деревне Квинстон. Лора Секорд, жительница Квинстона, узнала об американских планах и преодолела большое расстояние, чтобы предупредить британцев, что привело к провалу планов американцев. Источник: Wikimedia Commons
В 1840 году Нижняя и Верхняя Канады были объединены в одну провинцию со столицей в Кингстоне, что стало сюрпризом для жителей Квебек-Сити. Лондон отдал предпочтение исключительно англоязычному городу. Но потомки французских переселенцев добились перевода столицы в Монреаль, где процент жителей, употреблявших в обиходе французскую и английскую речь, составлял цифру 50.
Английский парламент признал официальным языком английский, однако провинциальные органы власти не поддержали решение метрополии и узаконили «двуязычие». В 1847 году новый генерал-губернатор Канады произнес инаугурационную речь на французском языке, что укрепило мнение о необходимости равного признания обоих языков.
Луи-Жозеф Папино (1786-1871), один из лидеров движения франкоканадских патриотов, сторонников реформ, стоявших в оппозиции к английским властям. Худ. Альфред Буассо, 1872 г. Источник: Library and Archives Canada, britannica.com
В 1854 году «пало крепостное право», арендаторам Нижней Канады позволили освобождаться от феодальной зависимости вместе с землей за выкуп сеньору. Цена земли в 17 раз превышала стоимость ренты, однако арендаторы обладали такими средствами.
В 1860 году Канада остается раздробленной колонией Англии в составе четырех областей, что негативно сказывалось на численности населения. Молодые жители Канады толпами устремлялись в США, ставшей единым государством, где господствовал свободный капитал, и использовались самые передовые технологии.
Гражданская война предполагала очередное обострение вражды американцев и англичан, канадские власти лучше понимали близкий им по духу Юг, и всячески поддерживали конфедератов. Северяне, в свою очередь, не исключали возможность оккупировать Канаду, что привело к конфронтации и военному усилению Галифакса и Квебек-Сити. Однако передовые канадцы стали громко вести разговоры о необходимости вхождения в США, что очень не нравилось метрополии. Выход был только в проведении реформ, начало которым было положено.
При обсуждении вопроса о столице явно запахло гражданской войной, было необходимо найти нейтральный вариант. В шутку предложили поселок англоязычных лесорубов Байтаун, что лежал на западе Квебека. Бай – британский полковник, данный факт не устраивал ревнителей французского языка. Тогда англоканадцы предложили немедленно переименовать его в Оттаву (обмен), так индейцы называли проходящую через поселок реку. Неожиданно спорщики согласились и немедленно приняли решение о строительстве каменных особняков для размещения там правительственных офисов и здания парламента.
Конференция в Квебеке 1864 г., или «Отцы Конфедерации». Фотография картины Роберта Харриса 1884 г. Источник: Wikimedia Commons
В воздухе повисла уверенность, что Канада перестанет быть колонией Британии. Однако уверенность в воздухе не прочна, необходимо было опустить ее на фундамент безопасности после отлучения от метрополии, кроме того, было необходимо выбрать форму правления. Англичане и шотландцы настаивали на королевстве, французы и ирландцы были яростно против. Для разрешения спора обратились к первоисточнику, открыв наугад библию, громко прочитали – «И будет владение (доминион) Его от моря до моря».
Составленная канадцами Конституция о Британской Северной Америке, была очень поверхностно изучена членами Британского Парламента и подписана Королевой Викторией. Закон вступил в силу 1 июля 1867 года, типографии внесли изменения, в карту мира обозначив на ней Канаду в качестве доминиона Британской империи. Королеве Виктории было пока не ведомо, что аналогичными доминионами станет Австралия, Новая Зеландия, Ньюфаундленд, Ирландия, Индия и далее по списку.
Продолжение следует.
***
Сергей Палагин, специально для GoArctic