Канада построит шесть боевых ледоколов
ВМС Канады заказали шесть патрульных кораблей, которые, на взгляд Оттавы, расширят возможности королевских ВМС по выполнению задач в Канадском арктическом архипелаге, обеспечив задачи наблюдения и разведки.
Фото: Corporal David Veldman, Canadian Armed Forces
Вашингтон навязывает Канаде врагов
Новый глава Пентагона Ллойд Остин, весьма активно обзванивающий своих коллег, не упустил возможность связаться и с главой канадского оборонного ведомства Харджитом Саджаном. Вне всякого сомнения этот звонок укладывался в рамки продвижения озвученной Соединенными Штатами новой стратегии модернизации военной инфраструктуры Арктического региона.
Она касается как переформатирования базирующихся на Аляске сухопутных сил и наращивания группировки ВВС США в Анкоридже, так и более тесной кооперации с Канадой в военной сфере. Однако Вашингтон не устраивает, что военный бюджет Канады — члена НАТО составляет всего 1,5 процента ВВП. На взгляд американских лоббистов ВПК, 19 миллиардов долларов, на которые Канада готова раскошелиться в год — сумма мизерная и не отражающая те опасности, которым регион подвергается в результате усиления России и Китая.
При этом министр обороны Канады Харджит Саджан уклончиво заявил, что у Канады есть «возможность по-настоящему активизироваться», и что Канада начала работу в этом направлении со строительства и ввода в состав своего флота новых арктических патрульных кораблей прибрежной зоны.
Речь идёт о спущенном на воду первом серийном корабле арктической зоны Margaret Brooke. Головным кораблём этого проекта был патрульный корабль Harry DeWolf. На сегодняшний день ВМС Канады, отказавшиеся от строительства на норвежских верфях патрульного ледокола типа «Свальбард» водоизмещением 6300 тонн, получили после достройки и прохождения испытаний второй патрульный ледокол собственного производства. В составе Королевских военно-морских сил Канады на 2020 год их два. Ещё два корабля этого проекта находятся на стапелях в Галифаксе.
ВМС Канады заказали шесть патрульных кораблей этого класса, которые, на взгляд Оттавы, расширят возможности королевских ВМС по выполнению задач в Канадском арктическом архипелаге, обеспечив задачи наблюдения и разведки. Они также призваны защитить суверенитет страны и полностью контролировать Северо-западный проход, который Канада, в отличие от США, считает своей национальной транспортной артерией и исключительной экономической зоной своего государства.
Судя по холодной реакции Пентагона на действия Оттавы в регионе, суверенная политика Канады в сфере военных закупок, которая реанимировала военное кораблестроение этой страны, не очень нравится Вашингтону. Особенно если учесть, что современная история помнит скандал с несанкционированным вторжением американского ледокола в территориальные воды Канады. В этом смысле навязываемая Канаде из уст официальных лиц Пентагона угроза со стороны России выглядит жупелом, который в Оттаве воспринимается с иронией.
Фото: ВМФ Канады
Тонок ли канадский лёд?
При этом нужно отметить, что тактико-технические характеристики и вооружение поступивших в состав канадских ВМС патрульных ледоколов скромны. Несмотря на прожекты производителя, что эти корабли способны выполнять поставленные задачи в любых арктических широтах и могут применяться в Арктике как для проводки крупнотоннажных судов, так и в качестве поисково-спасательных кораблей, реальность рисует совершенно иные контуры использования кораблей данного класса.
Имея водоизмещение 6440 тонн, практически аналогичное норвежскому «Свальбарду», корабль может преодолевать лёд толщиной всего в один метр на скорости в три узла. Но всё дело в том, что в приполюсном районе, в канадском секторе Арктики и море Бофорта лежат старые льды (двухлетние и многолетние). Они в результате глобального потепления хоть и занимают меньшие площади, но всё же до сих пор составляют около 30 процентов от общей площади ледяного покрова Арктики.
К слову, в российском секторе преобладают однолетние льды. К тому же ледяной покров Арктики далеко не однороден. Там присутствуют льды разного возраста и различной толщины. Так что озвученные возможности «Гарри Девулфа» весьма условны. Как бы не пришлось канадцам вытаскивать свой новейший ледокол длиной 103 метра и шириной 19 метров с помощью российских атомоходов.
Атомным ледокольным флотом обладает только Россия. Канадский «Гарри Девулф» оснащён дизель-электрическими силовыми установками, позволяющими развивать скорость до 17 узлов. Дальность хода патрульного канадского ледокола при средней скорости в 14 узлов составляет 6800 морских миль.
Автономность корабля – четыре месяца, похоже, рассчитана как раз на навигационный период в Арктике (канадцы — не самоубийцы). Экипаж количеством в 65 человек по численности на 15 членов экипажа больше норвежского «Свальбарда» (50 человек).
Фото: ВМФ Канады
Вооружен, но не очень опасен
Что касается вооружения, то Канадцы оснастили свой ледокол прибрежной зоны всего лишь автоматической пушкой BAE MK38 калибра 25 мм и двумя пулемётами M2 Browning. Даже норвежцы усилили свой «Свальбард» 57-мм пушкой «Бофорс». На корабле предусмотрено размещение вертолёта CH-148 и двух катеров.
Получив на выходе столь скромные результаты по мореходности и вооружению, командование ВМС Канады поспешило заявить, что данные корабли не предназначены для ведения боевых действий, и что их основная задача — выполнение полицейских и пограничных функций. Это заявление и насторожило американских «союзников». Они-то целенаправленно готовят Оттаву к противостоянию российской экспансии в Арктике, а канадцы намерены защищать только свои воды. Изначально было ясно, что фрезеруя лишь метровый лед, канадские патрульные корабли ледокольного класса не собираются, как заявляли кораблестроители, выполнять задачи во всех арктических широтах. Они априори, исходя из своих технических характеристик, этого сделать не могут.
До скандалов дело пока не дошло. Но учитывая прежние упреки Вашингтона в недостаточном реагировании Оттавы на угрозы глобального порядка, исходящие от Китая и России, а, самое главное, в избегании или затягивании долевого финансирования общих оборонных программ, Пентагон воспринял, что Канада потратит 1,76 млрд долларов на строительство своих собственных патрульных ледоколов, скрипя зубами. И что самое обидное для американцев, новые канадские корабли скорее всего будут охранять Северо-западных проход от посягательств «союзной» страны.
Не успокоило Вашингтон и символичное название патрульного ледокола именем прославленного вице-адмирала Гарри Девулфа, командовавшего эсминцем «Сен-Лорен», первым из кораблей Канады, вступивших во Вторую мировую войну в интересах США. Теперь, похоже, у Канады появились и свои собственные интересы, и гегемонию США в настоящее время в Оттаве приветствуют только на словах, стараясь действовать исключительно сообразно собственной логике.
В этой связи стоит также учесть, что заказы для верфи в Галифаксе весьма положительно сказались на рабочих местах. Для немало пострадавшей от локдауна в связи с пандемией COVID-19 Канады оборонный заказ сыграл существенную стимулирующую роль для поддержания местной экономики. «Гарри Девулф» — это самый большой корабль, построенный в Канаде за последние 50 лет. На его борту помимо 65 членов экипажа могут разместиться дополнительно ещё 22 человека. В основном, планируется, что это будут спасатели или участники научных экспедиций.
Даже командующий канадским флотом вице-адмирал Арт Макдональд, говоря об универсальности патрульного ледокола, отметил, что он сможет выполнять различные миссии, включая оказание гуманитарной помощи и участие в спасательных операциях в случае стихийных бедствий. Но канадцы, памятуя о милитаристских амбициях Вашингтона, всё же указали в ТТХ нового патрульного ледокола, что он способен перемещать и морпехов, бойцов спецподразделений, и что на борту предусмотрено место для перевозки шести 20-футовых контейнеров, имея в виду грузы военного назначения.
Тут стоит заметить, что как бы Канада ни пыталась вести самостоятельную политику, основываясь на своих национальных интересах, она всё же является прямым сателлитом Вашингтона, и это, безусловно, необходимо учитывать при анализе расстановки сил в арктическом регионе.
***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic