Сейчас в Мурманске

16:54 9 ˚С Погода
18+

«Художник вечных льдов»: к 154-летию со дня рождения Александра Борисова

Александр Алексеевич Борисов впервые взглянул на Арктику не как купец или охотник, но как живописец

Природа Арктики Искусство севера Александр борисов
Сергей Палагин
14 ноября, 2020 | 08:41

«Художник вечных льдов»: к 154-летию со дня рождения Александра Борисова
Александр Борисов. Мурманская гавань в марте. 1896 г. Источник: culture.ru

Историю Арктики можно изучать по её топонимике. Давать названия возвышенностям, впадинам и плоскостям арктического рельефа удел сильных, обладающих непререкаемым авторитетом людей, которые первыми ступали на необжитую территорию. В конце XIX века карта Новой Земли пополнилась именами великих, но очень далёких от освоения Арктики: Ивана Ивановича Шишкина, Архипа Ивановича Куинджи, Ивана Николаевича Крамского, Виктора Михайловича Васнецова, Василия Васильевича Верещагина, Ильи Ефимовича Репина и Павла Михайловича Третьякова. Так, эпоху северного ренессанса начал Александр Алексеевич Борисов, впервые взглянувший на Арктику не как купец или охотник, но как живописец.

Саша Борисов родился в небогатой крестьянской семье в маленькой деревне на берегу Северной Двины в Вологодской губернии 14 ноября 1866 года. Порой происходящее в детстве формирует дальнейший жизненный путь, так случилось с будущим художником и путешественником. В десятилетнем возрасте он, работая с отцом на валке леса, очень серьёзно повредил обе ноги и был практически обездвижен. Невозможность получить квалифицированную медицинскую помощь привела любящих и безутешных родителей в церковь. Просьбы к Господу вернуть ребёнку здоровье заканчивались обещаниями по выздоровлению отдать сына на год в Соловецкий монастырь, как обычного трудника. Небо «услышало» молитвы родителей, и в 1881 году поправившийся от болезни Саша Борисов по данному родителями обету отправился на Соловки, где его определили послушником на рыболовецкую тоню.

   


Александр Борисов в 1896 г. Источник: culture29.ru  


Через год отрок, как и планировалось, вернулся в родную деревню. Однако житие на Соловках не прошло бесследно, монахи смогли привить подростку любовь к северу. Романтичный юноша был впечатлён белыми ночами, льдами и рассказами братии о доблести и бесстрашии русских поморов, штурмовавших Арктику на деревянных кочах, настолько, что, достигнув 18-летия, вернулся в Соловецкий монастырь и поступил в иконописную мастерскую обители, где начал постигать тайны живописи.

В 1886 году Соловецкий монастырь наведал Великий князь Владимир Александрович, являвшийся президентом Академии художеств, который проявил интерес к работам молодого иконописца. Вскоре было принято решение о выделении стипендии и направлении Александра Борисова в Санкт-Петербург для продолжения образования.

Навыки, полученные в монастыре, позволили Борисову в 1886 году поступить в Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств. Студент Борисов смог за год преодолеть трехгодичную программу и, кроме специального, получить среднее образование, дающее право на поступление в высшее учебное заведение. В 1888 году Александр Борисов становится вольнослушателем класса «гипсовых голов» Императорской Академии художеств, а через год переводится в класс «гипсовых фигур». Вскоре Борисов зачислен в класс Ивана Шишкина, затем продолжает образование у Архипа Куинджи.

 

Александр Борисов. В области вечного льда. Лето. 1897 г. Источник: culture.ru

 

В 1894 году Александр Борисов в качестве живописца принимает участие в арктической экспедиции, цель которой – поиск гавани, способной стать местом центральной военно-морской базы северного флота России. Скоропостижная кончина Александра III не позволяет довести начатое до конца, однако важным результатом становится строительство порта и административного центра в Екатерининской гавани, который в 1899 году получает название Александровск. Молодой художник привозит домой много этюдных зарисовок русской Арктики и глубокую любовь к суровому северному региону, с которым окончательно и навсегда связывает свою судьбу.

Весной 1896 года художник присоединяется к экспедиции Казанского университета и впервые попадает на Новую Землю, где создает картины «Полуночное солнце в Ледовитом океане» и «Весенняя полярная ночь», принесшие большой успех на академической выставке 1897 года.

Одним из кураторов выставки традиционно становится Павел Третьяков, который отметил работы художника и купил для городской галереи часть этюдов и картин Борисова, всего 65 работ, которые были выставлены в отдельном зале.

    

Александр Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897 г. Источник: culture.ru

 

Третьяков поддерживает решение Борисова вновь уехать на север и провести год в работе над картинами и исследовании региона. Предприниматель намеревается купить у художника все полотна, созданные им за это время, однако в конце 1898 года внезапно умирает, оставив художнику средства, достаточные для организации очередной экспедиции.

В апреле 1898 года Александр Борисов организует на личные средства новую экспедицию, на санях путешествует по Большеземельской тундре на остров Вайгач. К маю путник достигает Югорского Шара (селения Никольское), где, поражённый красотой светлой полярной ночи, без устали сутками работает над новыми полотнами. На острове Вайгач Борисову удаётся подружиться с местными самоедами настолько, что они близко принимают его и разрешают наблюдать в религиозных таинствах поклонения идолам.

Экспедиция заканчивается в августе 1898 года, Борисов пишет путевые очерки «У самоедов от Пинеги до Карского моря» (впервые изданная в 1907 году книга до сих пор является библиографической редкостью) и огромное количество зарисовок, обещающих стать глубокими, новаторскими картинами.

 

Александр Борисов. В гостях у самоеда. 1896 г. Источник: culture.ru

 

После возвращения домой художник начинает готовить новую экспедицию на Новую Землю, где предполагает провести длительную зимовку, для чего строит передвижной дом-мастерскую и закладывает парусное судно «Мечта», на котором намеревается отправиться в путь. Для проведения научных исследований Борисов привлекает в экспедицию учёных-зоологов, физиков и астрономов.

Несмотря на тщательность подготовки, экспедиция отправляется в путь позже намеченного срока, судно вмерзает в лёд и медленно дрейфует по северному морю. 27 сентября положение становится критическим, команда оставляет «Мечту» и сначала на шлюпках, а потом пешком двигается вперед.

28 сентября в полынье пропадают припасы еды и собаки, положение становится критическим, экспедиция близка к гибели. Путешественников спасают местные ненцы, которые 3 октября снимают терпящих бедствие исследователей с плавучего льда в устье реки Савиной, в 200 километрах от оставленной ими яхты.

 

Команда Александра Борисова на яхте «Мечта». Источник: culture.ru

 

Возможность гибели не остановила художника, осенью 1900 года он в компании зоолога Тимофеева предпринимает новую 106-тидневную санную экспедицию на север Новой Земли. Новоземельская экспедиция 1900-01 гг. подробно описана Борисовым в его книге «В стране холода и смерти» (1909 г.).

Результатом арктических экспедиций, кроме книг и научных монографий, стали картины, с большим успехом выставляемые в самых значительных художественных галереях западной Европы. Авторитет Александра Борисова как живописца был очень велик, арктическая тема представляла огромный интерес, самые известные просмотровые залы в Вене, Праге, Берлине, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Кёльне ожидали приезда экспозиции.

В 1906 году прошла выставка картин Борисова в Париже, успех был настолько оглушительным и очевидным, что французское правительство наградило художника орденом Почетного легиона. Февраль 1907 года Борисов встретил в лучших картинных салонах Лондона. Полярный исследователь Фритьоф Нансен добился представления художника к норвежскому ордену святого Олафа.

 

Александр Борисов у своей картины на выставке в Лондоне в 1907 г. Источник: arhmuseum.ru

 

В мае 1908 года заждавшаяся Борисова Америка с готовностью и благодарностью распахнула двери художественных галерей своей страны. Президент США Теодор Рузвельт посчитал честью принять Борисова в Белом доме.

На родине живописные произведения искусства на арктическую тему тоже пользовались большим успехом, граф Юсупов с готовностью предоставил лучшие залы своего дворца в Петербурге для выставки картин Александра Борисова. Популярность художника в высшем обществе была неимоверной, но живописец считал своим долгом приобщать к изобразительному искусству обывателей. Для этих целей Борисов проводит публичные лекции с демонстрацией изображений в виде теневых картин, при помощи «волшебного фонаря».

Постепенно Александр Борисов от творческого, эмоционального восторга красотами Арктики переходит к критическому осознанию необходимости экономических преобразований северного региона России. По глубокому убеждению живописца, Арктика в это время остро нуждалась в развитии коммуникаций, причём Борисов аргументированно отстаивал точку зрения об ошибочности ставки правительства на Северный морской путь, отдавая предпочтение железнодорожному транспорту.

В годы Первой мировой войны Борисов в усадьбе под Красноборском кропотливо работает над развитием железнодорожного транспорта Крайнего Севера России. Его проект «Великий северный железнодорожный путь» обсуждается в правительстве, монография «Обь-Мурманская железная дорога» указывает на военно-стратегическое значение развития железнодорожного транспорта севера. Проект Борисова поддерживается многими экономистами и инженерами.

 

Александр Борисов. Страна смерти. 1903 г. Источник: culture.ru

 

После революции Борисов с соратниками продолжил отстаивать точку зрения о необходимости развития северного железнодорожного транспорта, но не Северного морского пути. Спор противников и сторонников судоходных и сухопутных коммуникаций вёлся до 1931 года, когда решением правительства проект «Великий северный железнодорожный путь» окончательно закрывают в пользу Северного морского пути.

Следует отметить, что впоследствии идеи А. Борисова по созданию железнодорожных линий использовались при проектировании железной дороги из Беломорска в Архангельск, Коноши в Котлас, линии Котлас-Ухта-Воркута и другим направлениям.

В 1920-е годы Борисов увлечён идеей строительства курортов на базе природных минеральных источников. В 1927 году он создаёт проект санатория на базе своего бывшего имения и реализует его.

Свершившаяся в 1917 году революция не вдохновила Борисова на продолжение творчества, он практически перестал писать картины, однако периодически устраивал выставки своих произведений, посвящённых Арктике. Последняя выставка состоялась в 1930 году, ей посвящён уникальный альбом «Крайний Север» с репродукциями 24 живописных произведений А. Борисова.

В последний год жизни художник возвращается к творчеству, в 1934 году он пишет картину «Августовская полночь в Карском море» и очередной вариант «В стране смерти», которая останется незавершенной.

17 августа 1934 года Александр Борисов неожиданно скоропостижно скончался.

 

***

Сергей Палагин, специально для GoArctic

далее в рубрике