«Художник вечных льдов»: к 154-летию со дня рождения Александра Борисова
Александр Алексеевич Борисов впервые взглянул на Арктику не как купец или охотник, но как живописец

Александр Борисов. Мурманская гавань в марте. 1896 г. Источник: culture.ru
Историю Арктики можно изучать по её топонимике. Давать названия возвышенностям, впадинам и плоскостям арктического рельефа удел сильных, обладающих непререкаемым авторитетом людей, которые первыми ступали на необжитую территорию. В конце XIX века карта Новой Земли пополнилась именами великих, но очень далёких от освоения Арктики: Ивана Ивановича Шишкина, Архипа Ивановича Куинджи, Ивана Николаевича Крамского, Виктора Михайловича Васнецова, Василия Васильевича Верещагина, Ильи Ефимовича Репина и Павла Михайловича Третьякова. Так, эпоху северного ренессанса начал Александр Алексеевич Борисов, впервые взглянувший на Арктику не как купец или охотник, но как живописец.
Саша Борисов родился в небогатой крестьянской семье в маленькой деревне на берегу Северной Двины в Вологодской губернии 14 ноября 1866 года. Порой происходящее в детстве формирует дальнейший жизненный путь, так случилось с будущим художником и путешественником. В десятилетнем возрасте он, работая с отцом на валке леса, очень серьёзно повредил обе ноги и был практически обездвижен. Невозможность получить квалифицированную медицинскую помощь привела любящих и безутешных родителей в церковь. Просьбы к Господу вернуть ребёнку здоровье заканчивались обещаниями по выздоровлению отдать сына на год в Соловецкий монастырь, как обычного трудника. Небо «услышало» молитвы родителей, и в 1881 году поправившийся от болезни Саша Борисов по данному родителями обету отправился на Соловки, где его определили послушником на рыболовецкую тоню.
Александр Борисов в 1896 г. Источник: culture29.ru
Через год отрок, как и планировалось, вернулся в родную деревню. Однако житие на Соловках не прошло бесследно, монахи смогли привить подростку любовь к северу. Романтичный юноша был впечатлён белыми ночами, льдами и рассказами братии о доблести и бесстрашии русских поморов, штурмовавших Арктику на деревянных кочах, настолько, что, достигнув 18-летия, вернулся в Соловецкий монастырь и поступил в иконописную мастерскую обители, где начал постигать тайны живописи.
В 1886 году Соловецкий монастырь наведал Великий князь Владимир Александрович, являвшийся президентом Академии художеств, который проявил интерес к работам молодого иконописца. Вскоре было принято решение о выделении стипендии и направлении Александра Борисова в Санкт-Петербург для продолжения образования.
Навыки, полученные в монастыре, позволили Борисову в 1886 году поступить в Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств. Студент Борисов смог за год преодолеть трехгодичную программу и, кроме специального, получить среднее образование, дающее право на поступление в высшее учебное заведение. В 1888 году Александр Борисов становится вольнослушателем класса «гипсовых голов» Императорской Академии художеств, а через год переводится в класс «гипсовых фигур». Вскоре Борисов зачислен в класс Ивана Шишкина, затем продолжает образование у Архипа Куинджи.
Александр Борисов. В области вечного льда. Лето. 1897 г. Источник: culture.ru
В 1894 году Александр Борисов в качестве живописца принимает участие в арктической экспедиции, цель которой – поиск гавани, способной стать местом центральной военно-морской базы северного флота России. Скоропостижная кончина Александра III не позволяет довести начатое до конца, однако важным результатом становится строительство порта и административного центра в Екатерининской гавани, который в 1899 году получает название Александровск. Молодой художник привозит домой много этюдных зарисовок русской Арктики и глубокую любовь к суровому северному региону, с которым окончательно и навсегда связывает свою судьбу.
Весной 1896 года художник присоединяется к экспедиции Казанского университета и впервые попадает на Новую Землю, где создает картины «Полуночное солнце в Ледовитом океане» и «Весенняя полярная ночь», принесшие большой успех на академической выставке 1897 года.
Одним из кураторов выставки традиционно становится Павел Третьяков, который отметил работы художника и купил для городской галереи часть этюдов и картин Борисова, всего 65 работ, которые были выставлены в отдельном зале.
Александр Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897 г. Источник: culture.ru
Третьяков поддерживает решение Борисова вновь уехать на север и провести год в работе над картинами и исследовании региона. Предприниматель намеревается купить у художника все полотна, созданные им за это время, однако в конце 1898 года внезапно умирает, оставив художнику средства, достаточные для организации очередной экспедиции.
В апреле 1898 года Александр Борисов организует на личные средства новую экспедицию, на санях путешествует по Большеземельской тундре на остров Вайгач. К маю путник достигает Югорского Шара (селения Никольское), где, поражённый красотой светлой полярной ночи, без устали сутками работает над новыми полотнами. На острове Вайгач Борисову удаётся подружиться с местными самоедами настолько, что они близко принимают его и разрешают наблюдать в религиозных таинствах поклонения идолам.
Экспедиция заканчивается в августе 1898 года, Борисов пишет путевые очерки «У самоедов от Пинеги до Карского моря» (впервые изданная в 1907 году книга до сих пор является библиографической редкостью) и огромное количество зарисовок, обещающих стать глубокими, новаторскими картинами.
Александр Борисов. В гостях у самоеда. 1896 г. Источник: culture.ru
После возвращения домой художник начинает готовить новую экспедицию на Новую Землю, где предполагает провести длительную зимовку, для чего строит передвижной дом-мастерскую и закладывает парусное судно «Мечта», на котором намеревается отправиться в путь. Для проведения научных исследований Борисов привлекает в экспедицию учёных-зоологов, физиков и астрономов.
Несмотря на тщательность подготовки, экспедиция отправляется в путь позже намеченного срока, судно вмерзает в лёд и медленно дрейфует по северному морю. 27 сентября положение становится критическим, команда оставляет «Мечту» и сначала на шлюпках, а потом пешком двигается вперед.
28 сентября в полынье пропадают припасы еды и собаки, положение становится критическим, экспедиция близка к гибели. Путешественников спасают местные ненцы, которые 3 октября снимают терпящих бедствие исследователей с плавучего льда в устье реки Савиной, в 200 километрах от оставленной ими яхты.
Команда Александра Борисова на яхте «Мечта». Источник: culture.ru
Возможность гибели не остановила художника, осенью 1900 года он в компании зоолога Тимофеева предпринимает новую 106-тидневную санную экспедицию на север Новой Земли. Новоземельская экспедиция 1900-01 гг. подробно описана Борисовым в его книге «В стране холода и смерти» (1909 г.).
Результатом арктических экспедиций, кроме книг и научных монографий, стали картины, с большим успехом выставляемые в самых значительных художественных галереях западной Европы. Авторитет Александра Борисова как живописца был очень велик, арктическая тема представляла огромный интерес, самые известные просмотровые залы в Вене, Праге, Берлине, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Кёльне ожидали приезда экспозиции.
В 1906 году прошла выставка картин Борисова в Париже, успех был настолько оглушительным и очевидным, что французское правительство наградило художника орденом Почетного легиона. Февраль 1907 года Борисов встретил в лучших картинных салонах Лондона. Полярный исследователь Фритьоф Нансен добился представления художника к норвежскому ордену святого Олафа.
Александр Борисов у своей картины на выставке в Лондоне в 1907 г. Источник: arhmuseum.ru
В мае 1908 года заждавшаяся Борисова Америка с готовностью и благодарностью распахнула двери художественных галерей своей страны. Президент США Теодор Рузвельт посчитал честью принять Борисова в Белом доме.
На родине живописные произведения искусства на арктическую тему тоже пользовались большим успехом, граф Юсупов с готовностью предоставил лучшие залы своего дворца в Петербурге для выставки картин Александра Борисова. Популярность художника в высшем обществе была неимоверной, но живописец считал своим долгом приобщать к изобразительному искусству обывателей. Для этих целей Борисов проводит публичные лекции с демонстрацией изображений в виде теневых картин, при помощи «волшебного фонаря».
Постепенно Александр Борисов от творческого, эмоционального восторга красотами Арктики переходит к критическому осознанию необходимости экономических преобразований северного региона России. По глубокому убеждению живописца, Арктика в это время остро нуждалась в развитии коммуникаций, причём Борисов аргументированно отстаивал точку зрения об ошибочности ставки правительства на Северный морской путь, отдавая предпочтение железнодорожному транспорту.
В годы Первой мировой войны Борисов в усадьбе под Красноборском кропотливо работает над развитием железнодорожного транспорта Крайнего Севера России. Его проект «Великий северный железнодорожный путь» обсуждается в правительстве, монография «Обь-Мурманская железная дорога» указывает на военно-стратегическое значение развития железнодорожного транспорта севера. Проект Борисова поддерживается многими экономистами и инженерами.
Александр Борисов. Страна смерти. 1903 г. Источник: culture.ru
После революции Борисов с соратниками продолжил отстаивать точку зрения о необходимости развития северного железнодорожного транспорта, но не Северного морского пути. Спор противников и сторонников судоходных и сухопутных коммуникаций вёлся до 1931 года, когда решением правительства проект «Великий северный железнодорожный путь» окончательно закрывают в пользу Северного морского пути.
Следует отметить, что впоследствии идеи А. Борисова по созданию железнодорожных линий использовались при проектировании железной дороги из Беломорска в Архангельск, Коноши в Котлас, линии Котлас-Ухта-Воркута и другим направлениям.
В 1920-е годы Борисов увлечён идеей строительства курортов на базе природных минеральных источников. В 1927 году он создаёт проект санатория на базе своего бывшего имения и реализует его.
Свершившаяся в 1917 году революция не вдохновила Борисова на продолжение творчества, он практически перестал писать картины, однако периодически устраивал выставки своих произведений, посвящённых Арктике. Последняя выставка состоялась в 1930 году, ей посвящён уникальный альбом «Крайний Север» с репродукциями 24 живописных произведений А. Борисова.
В последний год жизни художник возвращается к творчеству, в 1934 году он пишет картину «Августовская полночь в Карском море» и очередной вариант «В стране смерти», которая останется незавершенной.
17 августа 1934 года Александр Борисов неожиданно скоропостижно скончался.
***
Сергей Палагин, специально для GoArctic