Киноглаз Арктики
Ещё совсем недавно по историческим меркам Арктика считалась труднодоступной и была овеяна неправдоподобными легендами. Это само по себе объясняет, почему она с первых лет существования нового искусства – кинематографа -- привлекала людей со стрекочущими камерами.
С тех пор как документалисты прорвались на Север, миллионы людей узнали о Северном Ледовитом океане не понаслышке. Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И о подвигах полярников мир узнал из хроникальных кинолент.
История со времён Амундсена давала кинолетописцам немало поводов для рефлексии. Ведь документалисты всегда пытались освещать яркие, судьбоносные события, какие бы трудности ни стояли перед людьми с камерами.
Почему арктическая одиссея заняла столь важное место в нашем мировоззрении, в легенде о ХХ веке, которую писали учёные, политики, литераторы, кинематографисты? Решающую роль сыграло прометеевское мировоззрение, господствовавшее с конца ХIХ века. Человек – царь природы, и он должен показать свою власть повсюду, «покоряя пространство и время». В лучших документальных фильмах об Арктике человек и техника сражаются с природой и побеждают. Именно публицистическое кино показало нам, что Север обитаем, что это не мёртвый край, не задворки Земли.
Кинодокументалистика добавила к легендам и пересудам зримую фактуру. Первая в мире кинокартина, снятая без актёров, на одном документальном материале, называлась «Киноглаз». И сняли её в нашей стране в 1924 году. С тех пор «киноглаз» сотни раз наблюдал за природой Арктики, за историей полярных экспедиций, он бывал на ледоколах и самолётах и даже спускался под лёд, в воду. Мы напомним о нескольких ярких работах кинодокументалистов арктического направления – русских, британцев, норвежцев, американцев... С первопроходцев и до наших дней.
«ПОДВИГ ВО ЛЬДАХ» («БЕЛАЯ ТАЙНА»)
1928, СССР
1920-е годы в истории кинематографии – это глубокая древность. Мы нечасто пересматриваем ленты эпохи «великого немого». Впрочем, интернет сделал их доступнее – и «связь времен» всё ещё не прерывается.
Фильм посвящён походам ледоколов «Красин» и «Малыгин» на поиски экипажа дирижабля «Италия» экспедиции Умберто Нобиле, затерянной во льдах. С этого события, по большому счёту, начинается история советского освоения Арктики. И всенародная слава полярников – моряков, исследователей, лётчиков. На «Красине» путешествовал кинооператор Вильгельм Блувштейн, на «Малыгине» -- Игнатий Валентэй, не только кинолюбитель, но и лётчик.
Эта картина режиссёров Георгия и Сергея Васильевых стал первой в длинном ряду документальных лент, посвящённых подвигам наших полярников. Режиссёры-однофамильцы, как известно, работали под псевдонимом «братья Васильевы». Они в экспедициях не участвовали. Но мало кто мог сравниться с Васильевыми в умении колдовать над монтажом. Картина у них получилась полнометражная – на час с лишним.
Благодаря этому фильму мы знаем в лицо героев той спасательной экспедиции и легко можем представить себя участниками походов «Красина» и «Малыгина». Дирижабли, аэропланы, учёные, авиаторы, моряки… Ушедшая натура. Этот фильм стал и своеобразным видеоучебником истории полярных экспедиций. Есть там и кадры из хроники 1912 года – проводы полярной экспедиции Георгия Седова на судне «Святой Фока». Уникальные кадры!
Полнометражный документальный фильм воспринимался как чудо. «Фильм потрясает сердца всего мира, как памятник сильнейшей любви к ближнему. Он сделает гораздо больше добра, чем многие политики и писатели вместе», - утверждал один из первых рецензентов «Подвига во льдах». Картине и её героям аплодировали и в Италии, и во Франции, и в США…
Режиссёров ждала слава в игровом кино: ведь они создадут знаменитого «Чапаева»! А «северный» жанр кинодокументалистики станет в предвоенные годы одним из ведущих.
Все участники съёмок и в будущем проявят себя в северной теме. Так, Блувштейн в 1931 году станет участником якутской экспедиции, о которой снимет фильм «На берегах Алдана».
«НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ»
1937, СССР
Учителем неутомимого кинодокументалиста Марка Трояновского был выдающийся режиссёр-сказочник Александр Птушко – от него Трояновский перенял изобретательность и любовь к эффектным кадрам, от которых у зрителя кружится голова. Отважный кинорежиссёр и оператор участвовал в дюжине арктических и антарктических экспедиций.
Трояновский стоял у истоков «арктического кино». В его послужном списке – и участие в дрейфе «Челюскина». Там он и стал кинолетописцем Арктики. Документалист вспоминал: «Мы старались использовать каждую возможность снимать не с палубы для того, чтобы показать борьбу корабля со льдом, работу людей на обколке, взрывы льда с помощью аммонала». Он цеплялся за детали – чтобы получился настоящий фильм, а не «парадная заставка» события.
Трояновский снял не менее шести выдающихся документальных лент об Арктике. Но самым незабываемым, пожалуй, был первый фильм Трояновского - о легендарной экспедиции Ивана Папанина и его соратников. Оператору в то время только-только исполнилось тридцать лет, но это был уже опытный кинематографист, настоящий прирождённый документалист. Вникал во все детали, умел дружить с интересными людьми, был жаден до новых впечатлений и стремился поделиться ими со зрителем.
В том походе многое было впервые. «Приледнение» самолётов в районе Северного полюса, быстрая организация полярных лагерей, налаженная связь с большой землёй, которая оперативно получала сведения об экспедиции. И, конечно, киносъёмки – в любой ситуации. И в счастливые дни, и во дни, наполненные тревожным ожиданием.
Свой фильм Трояновский снимал в Холмогорах, Нарьян-Маре, на Новой земле, на острове Рудольфа – везде, где проходила экспедиция. Попал в картину и митинг в Москве в честь возвращения экспедиции Отто Шмидта. Трояновский вместе со Шмидтом вернулся в столицу, а на льду осталась дрейфовать папанинская четвёрка. Фильм стал гордостью Московской студии кинохроники, классикой жанра.
Вскоре после его выхода на экраны «Правда» рапортовала: «Фильм «На Северном полюсе» - незабываемый. Вечный документ нашей славы, мужества и непреклонной воли к победе. Этот фильм с волнением и радостью будут смотреть во всех концах Советского Союза. Мир должен увидеть этот фильм. И он его увидит. Оператора Трояновского, участника героической экспедиции на Северный полюс, можно поздравить с большой победой. Создан потрясающий по силе памятник человечеству».
Международный прокат картины практически окупил затраты государства на подготовку полярной экспедиции. Люди, работающие среди льдов, казались каким-то фантастическим спецэффектом. Фильм Трояновского перевернул всеобщее отношение к Арктике. Оказалось, что это не какая-то загадочная ледяная пустыня, а место жизни и работы людей. Пожалуй, этот фильм прогремел бы ещё громче, если бы американцы не ограничивали его прокат по идеологическим соображениям: слишком очевиден был арктический триумф Советского Союза.
РУАЛЬ АМУНДСЕН
Норвегия, 1954
Норвежцы, быть может, не числятся в мэтрах кинематографа, но зато они – первоклассные полярники.
Из множества фильмов, посвящённых судьбе легендарного норвежского путешественника, эта лента Рейдара Лунде стоит особняком. Документальные фильмы нечасто добивались столь широкого проката. Эта картина заинтересовала многих зрителей из разных стран – в том числе тех, кто ведать не ведал о природе Севера, об опасных маршрутах великих авантюристов и первооткрывателей. И в нашей стране эту ленту тоже видели многие. Образ Амундсена – одного из героев, одержимых идеей покорения Северного полюса – в середине ХХ века притягивал зрителей как уходящая натура, как романтический символ их недавнего прошлого. Режиссёр Рейдар Лунде изящно сочетал хроникальные кадры с новыми съёмками.
Амундсен – фигура трагическая, спорная, хотя ни один учебник истории ХХ века и географии не обходится без него. Этот фильм -- именно об одержимости. И даже об обречённости. Путешественник погиб в 1928 году, во время поисков экспедиции Нобиле, к которым было приковано внимание всего мира. В Норвегии Амундсен был и остаётся национальным героем, символом мужественного скандинавского народа. Особенно ярко такое отношение к путешественнику проявилось как раз в 1950-е годы, когда на экраны вышел этот фильм. Надо сказать, что с 1970-х годов и в Норвегии, и в других странах появились охотники до развенчания Амундсена. О нём стали писать как об эгоисте, неврастенике, интригане. И даже его заслуги как полярного исследователя подвергаются пересмотру. Но всё-таки большинство норвежцев по сей день – за Амундсена. И этот фильм, ставший классическим, и через шестьдесят пять лет после выхода на экраны доносит до нас высокую легенду о благородном путешественнике, который отдал жизнь освоению Севера.
ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ
СССР, 1964
Один из последних фильмов ветерана советской документалистики Владимира Шнейдерова. В 1960 году именно он стал первым ведущим легендарной телепередачи «Клуб кинопутешествий». Шнейдеров снимал фильмы, кажется, во всех краях нашей страны, отдавая предпочтение самым труднодоступным и малоизученным землям. И в Арктике он был частым гостем.
Шнейдеров хорошо знал Шмидта. Режиссёр участвовал в экспедиции на «Сибирякове», вёл там киносъёмки и даже написал об этом путешествии несколько книг. Для капитального фильма о неутомимом исследователе Шнейдеров нашёл уникальные кадры из разных шмидтовских экспедиций.
Фильм получился фундаментальный, не без патетики. Но сколько там мемуарных красок, житейских впечатлений! Они – из дневниковых записей Шнейдерова. Например, таких:
Фильм переполнен воспоминаниями. Это не парадный портрет академика, а нечто гораздо большее.«Случилось так, что во время плавания среди льдов кончились на корабле запасы свежего мяса. А раз его нет - жди со дня на день цинги. Стали готовить медвежатину. Научные работники и часть команды охотно её ели. Но бригада тамбовских плотников, строивших дом для зимовщиков, категорически отказалась от такого блюда. Никакие уговоры не помогли. Строители заладили одно:
- У нас в Тамбовской губернии белых медведей не едят, и здесь мы есть их не будем...
Пришлось вмешаться самому Шмидту. Он собрал ячейку, произнёс речь о необходимости убедить всех есть медвежье мясо. Партийцы стали есть его в "порядке партдисциплины", за ними комсомольцы, потом члены профсоюза и т. д. В итоге все "зарядились" витаминами, и опасность возникновения цинги миновала».
РЕЙС СКВОЗЬ ПАМЯТЬ
1987, СССР
Режиссёр-документалист Юрий Сальников создал десятки фильмов и сюжетов, посвящённых арктическим экспедициям, станциям, перелётам, ледокольным плаваниям… В этом – его миссия в кинематографе. Он и сам не раз бывал участником экспедиций, проводил недели и месяцы на полярных станциях. Без его уникальных съёмок не обходится ни один телесюжет, посвящённый Северу, а в особенности – если речь идёт об истории арктических экспедиций. Из длинной череды его замечательных фильмов мы выбрали картину, безусловно, необыкновенную для своего времени. Да и для нашего. Итак, в 1987 году кинематографисты на современном самолёте повторили знаменитый чкаловский маршрут – из Москвы (Щёлкова) в канадский Ванкувер. На борту и в кадре находились почтенные генералы, здравствовавшие тогда члены чкаловского экипажа, легендарные лётчики Георгий Байдуков и Александр Беляков. С ними вместе летал и сын Валерия Чкалова. В фильме есть главное – характер героев. Чтобы сверкнули глаза, чтобы на секунду раскрепостился старый герой – и мы поняли что-то важное о самом хрестоматийном подвиге. Это умели открывать документалисты старой школы. В этой картине встретились полярники из двух сверхдержав – и вспомнили прошлое.
АРКТИКА. ЖИЗНЬ В ЛЮТЫЙ МОРОЗ
Великобритания, 2010
«Вполне очевидно, что люди не были приспособлены для того, чтобы выживать в такой враждебной для жизни местности, но тем не менее, здесь проживает около четырёх миллионов человек», - говорится в аннотации. Почти «фильм ужасов»!
Фильм снят, главным образом, в канадской Арктике. Его авторы и впрямь выдерживают грозный, почти трагический тон. Фильм повествует об Арктике в подробностях и зрелищно, хотя, как видно уже по названию фильма, несколько опасливо. Это достойный образец современного просветительского кино – стереотипного по содержанию и блестящего по уровню съёмок и эффектов.
Автор фильма убеждены: чтобы выжить в Арктике, нужно досконально познать её суровую природу. Картину можно рассматривать в качестве пособия по выживанию на Севере. Как охотиться, как рыбачить – все эти процессы показаны детально, натуралистично, под интригующую музыку. Наконец, в фильме подробно рассказано, как воспитывать собак, которые, как никто, помогают человеку выживать в Арктике. Завершается фильм мрачноватым рассказом о полярной ночи и первом восходе солнца.
СТРАСТИ ПО АРКТИКЕ
7 серий, Россия, 2011
Это одна из немногих удачных попыток создать мощный, многогранный фильм об Арктике. Фильм насыщенный как историей, так и современными исследовательскими данными. Тут и рассказ – весьма занимательный в исполнении актёра Сергея Варчука – о «тайне трёх капитанов» - погибших во льдах русских путешественников начала ХХ века, которые стремились к Полюсу. И многолетняя история дрейфующих полярных станций, и геополитические страсти, связанные с хребтом Ломоносова. В 2007 году, когда батискафы «Мир» установили на дне океана в самой северной точке земли российский флаг, это всколыхнуло волну негодования, вспыхнули споры... Кинематографисты (отметим режиссёра Алексея Васильева) обстоятельно рассказали о разных гранях борьбы за Арктику. Такие проекты создаются для телевидения и сразу находят аудиторию. Использовать наработки Васильева, несомненно, будут и кинематографисты, и историки будущих десятилетий.
АРКТИКА 3D
США, 2012
Этот фильм -- характерное журналистское высказывание времён экологического бума. Типичный, но – высокого уровня. Тут в комплекте и оригинальная работа операторов, и актриса Мерил Стрип, подарившая фильму свой знаменитый голос. Замысел прост: белая медведица с двумя малышами путешествует по Арктике в поисках пропитания. Снега отступают, медведям приходится двигаться как можно дальше от океана – и это опасный путь. Мишки на севере – это вам не конфета. Зрителям предлагаются острые сцены, в которых медведица яростно защищает своих детёнышей от хищников. Мы познаём Арктику вместе с медведями и глазами медведей. На наших глазах тают древние ледники, возникают ослепительные водопады. Меняется природа… Насколько опасны эти метаморфозы?
Режиссер Грег Макгилливрэй – опытнейший кинематографист и путешественник. Он побывал на всех континентах и снимал фильмы о многих труднодоступных уголках земного шара. Фильм об Арктике стал его заметной удачей: он широко прошёл во многих странах, на многих телеканалах. Зрителей «зацепили» проблемы Севера.
Жанр, к которому привыкли зрители современных познавательных телеканалов, вобрал в себя многие старые традиции документального кино, в том числе советского. Но добавились и новые черты, новые мотивы. Это фильм времён видеоигр и виртуальной реальности, вот только здесь реальность самая настоящая – арктическая.
ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ СВЕТА
Дания–Швеция–Гренландия, 2013
Идеологические тенденции за последние полвека изменились. Вместо восхищения техническим прогрессом и мужеством первооткрывателей на первый план вышли иные мотивы, иные вопросы. Как сохранить фауну и флору? Не грозит ли человечеству глобальное потепление и другие климатические сдвиги? Человек уже не ощущает себя завоевателем природы, охотником, конкистадором: на диковинные явления природы он смотрит с восторгом. Главной фигурой в таких фильмах является эколог. Современная техника позволяет снимать труднодоступные пейзажи эффектно. Но от стереотипных экологических фильмов эта лента отличается юмором и стремлением к приключенческой интриге c нагнетанием страстей.
Мы видим, как люди путешествуют во льдах. Голос диктора чинно рассказывает об экологических проблемах и истории полярных исследований, а в кадре – человек и техника, человек с камерой и фотоаппаратом. И – бескрайняя гладь Северного Ледовитого океана. Герои фильма изучают природу Гренландии, совершают открытия, иногда спорят. И громадный безлюдный остров становится ближе.
Такую задачу и ставили авторы фильма. Режиссёр Дэниэл Денсик снял один из самых ярких документальных фильмов нашего времени.
КЛЁВЫЕ ПАРНИ ИЗ БУХТЫ ТИХОЙ
Россия, 2013
Авторы этого фильма знают о Земле Франца-Иосифа не понаслышке и не из кратковременных путешествий. Это автор сценария Снежана Красинская, режиссер и оператор Борис Амаров. Амаров продолжает традиции Трояновского в наше время. По его фильмам можно судить о том, как поменялся быт полярников, как на старейшей отечественной полярной станции создаётся уникальный музейный комплекс. Амарову удалось показать полярную повседневность, показать человечно и реалистично. Мы видим наших современников, самых обыкновенных «клёвых парней», для которых легендарная, но давно законсервированная полярная станция Бухта Тихая стала отдушиной в жизни. Сильная сторона отечественной документалистики – психологическая достоверность характеров. Они раскрываются обстоятельно, в беспафосных, честных кадрах. Раскрывается и красота арктических пейзажей. Но главное – люди, те самые парни. В первую очередь – это фильм о призвании полярника, о его повседневной жизни. А музей в Бухте Тихой уже действует.
АРКТИКА. ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Россия. 2017
Чтобы привлечь внимание современного зрителя – его нужно сильно удивить. Это удалось создателям фильма о подводном мире Севера, который стал первым победителем кинофестиваля «Арктика. Open». Этот международный форум проводится в Архангельске с 2017 года.
О богатстве подводного мира северных морей мы знаем ещё меньше, чем об арктических экспедициях в небе и на суше. Уникальные подводные съёмки вели сотрудники Беломорской биологической станции Биофака МГУ, расположенной на Карельском берегу Кандалакшского залива Белого моря. А режиссёрам удалось преподнести эти съёмки так ярко, что эффект получается почти гипнотический.
Героем фильма стал замечательный подводный фотограф Александр Семёнов – один из тех энтузиастов, которые в наше время привлекают общественное внимание к Северу. А зазеркалье Арктики – это открытие, которое притягивает. Потому и награды, пришедшие к этому фильму, – заслуженные.
ВЕЛИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ
Россия, 2018
Этот фильм появился благодаря энергии и таланту современного путешественника Леонида Круглова.
Ему в наше время удалось пройти по следам русских землепроходцев – чтобы посмотреть на мир их глазами, но с современной фото и видеотехникой, с публикациями в соцсетях, с работой над документальным фильмом… К нему присоединились сценаристы, режиссёры – и появилась лента, посвящённая прошлому и настоящему «дежнёвской России». Что поменялось на границе Азии и Америки со времён Дежнёва и его соратников? Замечательные съёмки северной природы, интервью с местными жителями – всё это впечатляет. Но прежде всего это фильм об истории освоения Севера. О том, как Якутия стала форпостом России. О том, как путешественники в XVII веке преодолевали испытания холодом и бесхлебицей. Климат в этих краях запредельно суров. Даже современные камеры у кинематографистов замерзали на стуже.
На стыке истории и современных полярных исследований получилось кино, которое, несомненно, привлечёт молодых зрителей на Север. В наше время легче двигаться во льдах. Ледоколы, авиация, радио, новейшие технологии – всё помогает путешественнику. Но и в ХХI веке Северу нужно служить, отдавать ему душу и сердце. И выкладываться до конца. Об этом и снят фильм «Великий Северный путь».
Автор: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала "Историк".