Коллизия права может лишить оленеводов земель
Коллизия двух федеральных законов может оставить КМНС без земель для ведения традиционного хозяйства, в первую очередь, оленеводства. С начала года за аренду пастбищ и охотничьих угодий им надо платить, но размеры территорий для выпаса оленей настолько велики, что даже символическая арендная плата для кочевников космическая. указанное нововведение затронуло 16 кочевых коренных народов Севера, проживающих в АЗРФ. При поддержке арктических регионов власти Якутии готовят законопроект для Госдумы, в котором предлагается устранить юридические разночтения.
В противоречие вступили два федеральных закона - ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и Земельный кодекс РФ.
С одной стороны, федеральный закон гарантирует малочисленным народам, их объединениям безвозмездное пользование землями различных категорий в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Однако в соответствии с Земельным кодексом РФ, лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера (КМНС) и их общинам, земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование только для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Цитата: "Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам КМНС для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов КМНС в аренду. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается"заведующий кафедрой арктического права и права стран АТР юридического факультета СВФУ Анатолий Слепцов.
По Земельному кодексу, с 1 января 2018 года общинам КМНС нужно платить арендную плату.
Цитата: "Это касается тех хозяйств, которые не успели зарегистрировать свои земельные участки в безвозмездное пользование в федеральном земельном кадастре и были вынужден оформить оленьи и охотничьи угодья в аренду, а также для вновь образованных хозяйств КМНС. Так как в Арктике оленьи пастбища и охотничьи угодья занимают огромные площади, то речь идет о миллионных арендных платежах"заведующий кафедрой арктического права и права стран АТР юридического факультета СВФУ Анатолий Слепцов.
Оленеводы Якутии убеждены в том, что плата за аренду и излишнее регулирование земель оленеводов может загнать отрасль в тупик. Руководитель крупнейшего оленеводческого кооператива "Таба-Яна" в Усть-Янском районе Петр Томский, в котором содержится более 20 тыс. оленей, считает абсурдным законодательную новеллу.
Цитата: "Невозможно платить арендую плату, ведь наши оленьи пастбища составляют практически всю территорию района - это тысячи гектаров земли. Они включают зимние и летние маршруты""В любой момент могут попросить оплатить аренду. Может быть, можно содержать баранов, коров, лошадей в ограниченных участках, но не оленей. Кочевать - это их природа"
руководитель крупнейшего оленеводческого кооператива "Таба-Яна" в Усть-Янском районе Петр Томский
Введение арендных платежей нивелирует те меры поддержки, которые государство за последние годы оказало оленеводческим хозяйствам, считает депутат парламента Якутии Александр Слепцов, представляющий интересы арктической группы районов. Он полагает, что оплата арендных платежей приведет к деградации отрасли, которая только начала выходить из кризиса при поддержке государства. "Не могут оленеводы платить такие огромные деньги. Так не должно быть", - считает парламентарий.
Аренда опасна не только для крупных хозяйств и кооперативов, но и для родовых общин, которые возрождают хозяйства на территориях, которые исконно принадлежали их предкам. Общины стали создаваться в республике в 90-е, с распадом совхозов и колхозов. У родовой общины Погодаевых в Томпонском районе около 396 тысяч гектаров земли.
Цитата: "Чтобы нормально питаться, одному оленю нужно минимум 300 гектаров для нормальной жизни. Олень постоянно должен ходить, 60% своего времени он проводит в поисках пищи. Постоянно нужно с ним ходить, пасти, отводить на свежие пастбища. <...> А чтобы прокормить свою семью, нужно очень много оленей"Мария Погодаева (ранее возглавляла родовую общину )
По подсчетам руководителя общины, из расчета 1 рубль за гектар (именно такую льготную цену установило правительство региона для традиционных видов деятельности), общине придется платить 396 тысяч рублей ежегодно. Теперь решение будет за Госдумой, поскольку выплачивать такую сумму каждый год оленеводы не смогут.