«Корабль-робот» против субмарин
ПК «Василий Быков» недавно закончил цикл испытаний в северных широтах
Фото: kremlin.ru
Из Чёрного моря в Белое
Недавно озвученное оборонным ведомством Великобритании намерение возобновить подводное патрулирование в Арктике, наряду с постоянным нахождением подо льдами Северного Ледовитого океана в непосредственной близости от российского шельфа американских ракетных атомных субмарин, вызвали соответствующую реакцию Министерства обороны России.
Решено усилить арктическую группировку надводных кораблей патрульными кораблями проекта 22160, которые специально разрабатывали для охраны судов при морских переходах и защиты военно-морских баз. В настоящее время в ВМФ числятся два ПК проекта 22160 – патрульные корабли «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачёв». Оба на данный момент находятся в составе Черноморского флота. Один из кораблей, «Василий Быков», недавно закончил цикл испытаний в северных широтах и показал свою высокую эффективность в противодействии подводным лодкам вероятного противника.
«Василий Быков» провёл в дальнем походе несколько месяцев, покинув Чёрное море в июне, пройдя Средиземноморский регион, обогнул берега Франции и через Северное и Балтийское моря прибыл в Санкт-Петербург, где перед манёврами в Арктике принял участие в главном военно-морском параде.
Переход в Белое море по внутренним водным коммуникациям и системе Беломорканала стал уникальным опытом прохождения по руслу рек. Для корабля шириной в 14 метров и наибольшей осадкой в 4 метра эта задача вполне выполнима.
Почти два месяца, проведённые в полярных широтах с 12 августа, не прошли даром. Системы жизнеобеспечения и кондиционирования в сложных климатических условиях не дали сбоев. После возвращения «Василия Быкова» с полярных манёвров в Балтийское море, в военном ведомстве России с удовлетворением констатировали, что задачи похода были выполнены в полном объёме, протестированы системы вооружения и жизнеобеспечения новейшего патрульного корабля.
«Василий Быков». Фото: Минобороны РФ
Современные гидроакустические приборы кораблей этой серии, а также средства наблюдения за воздушной и морской обстановкой делают этот корабль уникальным и весьма эффективным не только в качестве «охотника за субмаринами», но и как дополнительного элемента в эшелонированной системе ПВО региона.
Все системы управления оружием, энергетической установкой и бортовыми механизмами у кораблей этого типа оцифрованы и автоматизированы. Автоматика позволила значительно сократить экипаж. Вот почему на флоте корабли этого проекта прозвали «кораблями-роботами».
Модульная сборка в зависимости от задач
«Василий Быков» по классификации НАТО считается корветом, однако по вооружению не уступает даже американскому фрегату. Дело в том, что корабли проекта 22160 выполнены по модульной схеме. Это позволяет в кратчайшие сроки установить на патрульных кораблях вооружение, требуемое для выполнения конкретной боевой задачи.
По сути, экипаж и береговые службы могут быстро собирать корабль под конкретные цели, словно конструктор, устанавливая необходимое оборудование, размещённое на борту в 40-футовых морских контейнерах.
В модулях может размещаться как вооружение, так и вспомогательное оборудование. При необходимости патрульный корабль может быть оснащён зенитными комплексами «Редут» и «Панцирь-М» в морском исполнении и за считаные часы превратиться в «зенитного ежа» – платформу ПВО, прикрывающую акваторию, Северный морской путь, конвой или группировку военных кораблей от ударов беспилотников, крылатых и противолодочных ракет.
Фото: Александр Гальперин, РИА Новости
Если требуется превратить патрульный корабль в ударную единицу, есть в наличие и контейнеры с ракетными системами, которые после пусков могут быть заменены на модули с другим оборудованием. Что касается артиллерийского вооружения, то оно состоит из автоматической 76-мм пушки. «Василий Быков» имеет и специальное боевое противодиверсионное оборудование, что особенно важно при защите баз от проникновения боевых пловцов врага. Сонар эффективно засекает и отслеживает перемещение в воде любого нарушителя. Два гранатомёта ДП-65 и два крупнокалиберных пулемёта «Корд» предназначены для уничтожения подводных диверсантов и их плавсредств, включая автономные малоразмерные подводные лодки.
«Быков» и «Каракурт» усилят северные рубежи
Совместно с «Василием Быковым», водоизмещение которого составляет 1800 тонн, на Северном флоте испытывали и малый ракетный корабль (МРК) «Одинцово» проекта 22800 «Каракурт» (класс «река-море») водоизмещением 870 тонн. Вдвое меньший по размерам МРК, численность экипажа которого составляет всего 39 человек, вернулся из похода в конце сентября.
Прежде было неизвестно, смогут ли такие малоразмерные, но при этом вооруженные «до зубов» тактическим ударным оружием, включая ракеты «Оникс» и «Калибр-НК», корабли действовать в условиях аномально низких температур. Как выяснилось в ходе двухмесячного похода – все задачи в Баренцевом и Белом морях, в том числе ракетные стрельбы, МРК «Одинцово» и патрульный корабль «Василий Быков» успешно выполнили.
Это может означать только одно – корабли данных проектов, приспособленные для действия как в открытом море, так и на ближних подступах к военно-морским базам, станут дополнением малых ракетных кораблей проекта 21631, проявивших себя весьма эффективно (11 поражённых объектов на расстоянии 1500 км) при нанесении ракетного удара по боевикам в Сирии 26-ю крылатыми ракетами морского базирования 3М-14 комплекса «Калибр-НК».
МРК проекта «Каракурт». Фото: Сергей Коньков, «Известия»
Точное количество патрульных кораблей серии 22160 и «Каракуртов», которые поступят в ближайшие годы для усиления морских рубежей на Севере, пока неизвестно. Известно только, что для ВМФ России к постройке запланировано 18 кораблей проекта «Каракурт», а также то, что стоимость строительства МРК проекта 22800, двигатели для которого будут производиться на отечественном предприятии (завод «Звезда»), относительно недорогая и составляет по ценам 2017 года 2 миллиарда рублей за единицу. Количество заказанных на Зеленодольском заводе и на заводе «Залив» представителей проекта 22160, по последним данным, составляет 6 единиц. Правда, уже озвучены планы по строительству двенадцати кораблей данного проекта, из которых 6 отправятся на усиление Черноморского флота. Можно предполагать, что 6 других предназначаются для Севера.
Сегодня точно понятно, что патрульные корабли типа «Василий Быков», экипаж которого за счёт цифровизации систем управления может быть даже меньше, чем у МРК «Каракурт» и МРК проекта 22800, могут эффективно выполнять боевые задачи не только в мелководных морях и больших реках, но и на оперативных просторах Северного Ледовитого океана.
На них впоследствии может быть возложена задача охраны портов приписки ледокольного флота, ВМБ на архипелагах, месторождений нефти и газа, конвоев по всему маршруту Северного морского пути. Кроме того, учитывая возможность размещения в палубном ангаре «Василия Быкова» вертолёта массой до 12 тонн (Ка-27, Ка-29 или Ка-52К) и четырёх БПЛА, патрульный корабль станет весьма эффективным средством для разведки и целеуказания системе ПВО, дополняя данные РЛС по всему периметру российского шельфа.
Охрана территориальных вод и патрулирование 200-мильной исключительной экономической зоны России, пресечение контрабандной и пиратской деятельности, а главное – защита увеличивающегося с каждым годом транспортного потока по фарватеру Северного морского пути в ближайшее время будет обеспечиваться и кораблями с малым водоизмещением, вооруженными ударным ракетным оружием (УРО). Скорость, с которой осуществляется переоснащение и усиление флота, впечатляет. Особенно если вспомнить, что первый головной корабль серии 22160 «Василий Быков» был спущен на воду всего три года назад.
***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic