Сейчас в Архангельске

22:25 15 ˚С Погода
18+

Кузница косторезов на родине Ломоносова

Место, где сохраняются традиции лучшей в мире ажурной резьбы.

Холмогорская резьба Ломоносово Холмогорская косторезка
Мария Владимирова
19 февраля, 2021, 15:29

Кузница косторезов на родине Ломоносова


Небольшой посёлок Ломоносово Холмогорского района Архангельской области имеет прямое отношение к имени великого русского учёного. В память о нём там располагается Усадьба – «Историко-мемориальный музей», он поставлен на предполагаемом месте жительства Михаила Васильевича Ломоносова, которому, кстати, в этом году исполнилось бы 310 лет. Вот, казалось бы, и всё. Но нет. Ломоносово славится не только именем своего великого жителя. Грандиозно и настоящее посёлка. Несмотря на то, что в населённом пункте проживает всего около четырёхсот человек, там работает профессиональное училище №27 имени Н.Д. Буторина. И аналогов училищу нет в мире!

- Это наш фонд, здесь представлены лучшие работы выпускников училища, начиная с 1930 года, - с этого знакового для учебного заведения места начинает экскурсию директор Константин Штанг. – В учебном заведении мы подготавливаем специалистов по профессии "резчик по кости и рогу". Сейчас у нас учатся пятнадцать человек, семеро из них — первокурсники – это не только местные ребята, есть и приезжие, и работает пять человек преподавателей.

Учреждение было создано как Холмогорский учебный пункт резьбы по кости в соответствии с циркуляром ВСНХ РСФСР в январе 1929 года. Впрочем, если обратиться к источникам и поднять информацию более ранних времён, то можно обнаружить, что ещё в 1885 году при непосредственном участии великого князя Владимира Александровича был открыт ремесленный класс при Ломоносовском сельском училище. Он работал под руководством М.И. Перепёлкина (1860-1929). И целью работы училища -- которую называли благородной – было сохранения для потомков уникальнейшего искусства северной ажурной резьбы по кости.

Из первых выпускников школы в 1933 году была организована производственная артель художественной резьбы по кости. Однако в 1941 году, в связи с началом Великой Отечественной войны, школу закрыли. И вновь открыли только в 1943-м. И постоянно действующая косторезная школа стала кузницей кадров.

Современное здание училища резко выделяется на фоне небольших северных частных домиков с резными наличниками. Двухэтажное строение открыли в январе 2018 года. Это было знаковое событие. Стройка затянулась. Однако всё получилось, и косторезы отметили новоселье. В здании -- учебные классы и мастерские, оборудованные всем необходимым для работы, столовая, конференц-зал, а также общежитие на двадцать пять мест с пищеблоком и прачечной. Здесь же располагается и косторезная фабрика. Но о ней чуть позже.

Училище

Косторезное училище даёт средне-специальное образование. Получить его можно на базе девяти классов. Срок обучения составит 2 года 10 месяцев.

- За трёхгодичный период обучения студент овладевает всеми способами обработки кости (сквозным ажуром, гравировкой, рельефом, мелкой пластикой, тонированием) и изучает традиции холмогорской резьбы, - продолжает рассказ Константин Шанг. - А в качестве дипломной работы выпускник представляет сложное изделие: вазу, шкатулку, настольный секретер или другое оригинальное произведение. Затем эти работы, как я рассказывал ранее, попадают в фонды.

Получить специальность костореза можно и после одиннадцати классов. Для таких учащихся предусмотрен всего один год обучения. Такое тоже возможно.

- Специалисты, которые выходят из стен нашего училища могут работать не только косторезами. Они специалисты широкого профиля. Кто-то уходит в янтарное производство, кто-то в ювелирку. Также они могут заниматься резьбой по дереву, камню или металлу, - продолжает рассказ директор училища Константин Штанг.

Справедливости ради стоит отметить, что те ребята, кто имеет серьёзный настрой и пришёл в училище по зову сердца, часто поступают в вузы. Высшее образование даёт выпускнику право преподавания в косторезном промысле. Имя, которым гордятся в училище, -- Василий Колобов. По окончании училища перспективный специалист поступил в Высшую школу народных искусств Санкт-Петербурга и успешно окончил её. А в настоящий момент он является  преподавателем Высшей школы искусств. Специалисты, преданные своему делу, работают и в училище имени Буторина села Ломоносово.

Знакомьтесь, Владимир Юрьевич Минин. Когда-то выпускник косторезки, а ныне преподаватель, имеющий два высших художественных образования. Вот уж точно, преподаватель по призванию!

- Я тоже здесь учился когда-то, потом поступил в Москву, - говорит Владимир Минин. - Сюда пришёл работать, так как я житель Архангельской области, но не из Ломоносова. Раньше у нас училось только на курсе по пятнадцать человек! А сейчас восемнадцать во всём училище. Но заканчивали не все пятнадцать, конечно, сейчас отсеиваются меньше. Стабильно одно: программа преподавания, которая была разработана Николаем Дмитриевичем Буториным, -- она так и сохранилась.

От знакомства с Владимиром Юрьевичем переходим к разговору на профессиональные темы. О косторезном ремесле он знает всё и даже немного больше.

- Профессиональная подготовка учащихся начинается с самого первого дня обучения. Дети делают первые изделия. Пока простые – шпильки, закладки, затем уже шкатулки и другие виды работ: ножи, ювелирные гарнитуры. Будущий мастер должен уверенно владеть бормашиной и уметь вырезать то самое ажурное кружево холмогорской резьбы, - делится Владимир Юрьевич.

- Это какой-то фирменный стиль? - задаю вопрос.

- Конечно. Особенность холмогорской резьбы, в отличие от Чукотки или Камчатки, -- ажур. Его режут только в Холмогорской районе. Это наш бренд, как сейчас модно называть. Всё остальное -- это подделка, - смеётся Владимир Минин. - Китайцы очень любят наши работы, покупают и копируют, единственное, ажур, который делаем мы, не подделать – везде это копия на ажур. Его скопировать невозможно, а если это ещё и в объёме!.. Вот я сразу смогу отличить подлинник от подделки. И вообще, машинное изделие – это ширпотреб.

Вазы

Конечно, подделки китайской я не видела, но то, что представлено в фондах училища, -- действительно заслуживает внимания. Тончайшая работа, будь то небольшая шпилька или кулончики и броши, а какой невероятной красоты вазы, бокалы, и даже иконы! Фантазия косторезов не знает границ. И смотреть на представленные изделия, скажу я вам без преувеличения, можно часами. Уж очень хочется рассмотреть каждую деталь, понять, как её вырезал мастер и почему он сделал именно так. Во многих украшениях кроется какая-то тайна, загадка. И от холодной белой кости веет теплом. Столько души вложено в изделие: без этого -- невозможно! Но пора двигаться дальше.

В училище учат не только резьбе. Чтобы будущий мастер стал профессионалом, его надо подготовить в художественном плане. Для этого учащимся преподают основу рисунка и композиции. Преподаватель спецдисциплин учит с чистого листа. Некоторые дети, приходящие в училище, говорят преподаватели, едва ли не впервые держат карандаш в руках. Второй по важности кабинет -- кабинет лепки. Здесь приобретают навыки объёмной рельефной резьбы. В основном учащиеся лепят миниатюры, так они учатся прорабатывать мелкие детали.

- Из глины лепить проще, но так как мы изучаем миниатюру, более мелкие детали отрабатываем, то пластилин нам подходит больше, - раскрывает секреты Владимир Минин.

Интересно, никогда бы не подумала, что для того, чтобы научиться вырезать по кости, необходимо научиться резьбе по пластилину. Среди работ, над которыми работают студенты, -- и кони, и бюсты. А ещё в классе целая галерея картин из пластилина.

Продолжая разговор, попадаем в класс, где рождаются те самые шедевры из кости. При входе слышен звук, очень напоминающий звук в стоматологическом кабинете. Оказывается, не ошиблась. Косторезы работают такими же бормашинами, как и зубные техники, и даже столы, за которым создают шедевры из кости, — столы зубных техников с вытяжкой под столешницей.

- Студенты наши вырезают из кости коровы. Во-первых, она самая дешёвая, -- вновь подключается к рассказу директор училища. -- Но, по правде сказать, различий по технологии нет. Если они режут по кости коровы, то по остальной они будут легко вырезать. Если взять кость мамонта, то она гораздо мягче. Но зато у неё очень специфичный запах, неприятный. Из мамонтовой кости, например, делают иконы. Слоновью кость запретили к использованию, а мамонтовую можно, так как она ископаемая и по ней резать можно. Хотя парадокс в том, что коровью кость сейчас труднее приобрести, чем мамонтовую, потому что все мясокомбинаты её на муку перерабатывают. А рога лося скупают цыгане, они какие-то лекарства чудодейственные делают. Так что работаем сейчас на том, что есть, что-то из запасов достаем ещё.

Пока общаемся с директором, за специальными рабочими столами низко склонившись работают студенты. Константин Шубный, учащийся 3-го курса, рисует на кусочке кости. Вскоре нанесённые простым карандашом линии превратятся в резные узоры. Константин признаётся, что выбрал профессию костореза, потому что учиться легче, чем в других училищах и другим специальностям. Оно и понятно: юноша из династии косторезов села Ломоносово. У молодого человека интересуюсь, что сложнее всего вырезать.

- По своей мере это всё где-то сложно, где-то просто. Смотря какой рисунок и какой ажур или изделие: шкатулка, брошь или рамка – все зависит от сложности самого изделия, а так не очень сложно, мне очень даже нравится, - рассказывает Константин Шубный.

Рядом с ним ещё один студент -- Степан, тоже из династии косторезов.

-У меня отец работал косторезом и бабушка, как династия получается, -- делится Степан. -- Сейчас я уже на третьем курсе обучаюсь. Для меня сложнее всего нарисовать, чем вырезать, потому что рисую я не очень. Но ничего. Со временем, как говорится, набью руку.

Безусловно, интересуюсь перспективой. Село небольшое. Косторезов много. Парни в один голос отвечают, что если будет возможность, то обязательно пойдут работать на фабрику, а если нет, то на дому. Для этого и у одного, и у другого есть всё необходимое.

- С рабочими местами проблема, - подхватывает директор училища Константин Штанг. - Производственных предприятий для трудоустройства нет, кроме фабрики. Поэтому далее они становятся либо индивидуальными предпринимателями и работают в собственных мастерских, либо идут учиться дальше.

Единственная возможность трудоустроиться в Ломоносове по полученной специальности -- это Фабрика холмогорской резьбы по кости. Они располагается в одном здании с училищем. Помимо производственной, фабрика выполняет и другую функцию: самые талантливые выпускники училища становятся её сотрудниками. Впрочем, в полной мере этот цикл не реализовывается. Количество поступающих на фабрику заказов не может обеспечить работой всех. Для решения проблемы фабрике необходимо получить статус предприятия народно-художественных промыслов. Это даст возможность привлекать больше заказов, а значит, создать дополнительные рабочие места для выпускников училища. Также получение статуса позволит предприятию рассчитывать на грантовую поддержку из федерального бюджета.

Впрочем, заказы, у фабрики есть. В том числе и крупные. Кроме того, в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, Агентство регионального развития организует участие фабрики в выставочно-ярмарочных мероприятиях. В 2020 году предприятие приняло участие в выставке-ярмарке «Невский ларец» в Санкт-Петербурге, а также «Ладья. Весенняя фантазия», организуемой ассоциацией «Народные художественные промыслы России».

Фабрика является и отдельным пунктом туристического маршрута в Ломоносово. Для приезжающих на родину холмогорской резьбы проводят различные мастер-классы, которые делятся на уровни: начальный, средний и продвинутый. Отличаются уровни сложностью изготавливаемого изделия, а также получением знаний. Так, на продвинутом уровне участникам рассказывают краткую историю возникновения промысла, знакомят с видами кости, используемой в работе, её свойствами и инструментами при помощи которых создают шедевры. А затем изготавливают сувенир на выбор.

Для тех же, кто предпочитает просто купить изделие, — магазин. Многие мастера работают на дому, а через магазин фабрики реализуют свой товар. Ценник на изделия из кости колеблется от полутора до двадцати тысяч рублей и выше.

Впрочем, цена не так важна. Главное — это уникальность места, где из кости появляется настоящее кружево.


Автор: Мария Владимирова (Даник), Архангельск.

далее в рубрике