Лапландский заповедник: первый в мире за Полярным кругом
На наши вопросы отвечает директор заповедника Сергей Шестаков.
Чунозеро у подножия Чунатундры. Фото предоставлены автором
Лапландский государственный природный биосферный заповедник уникален во многих отношениях. Учрежденный в 1930 году решением Ленинградского областного исполкома (в то время Мурманский округ находился под его управлением), с целью сохранения популяции дикого северного оленя и «всего географического ландшафта в естественной неприкосновенности», он стал первым в мире заповедником, расположенным за Полярным кругом.
В настоящее время Лапландский заповедник является одной из крупнейших охраняемых территорий в Европе, его площадь составляет 278435 га, в том числе акватория 8574 га.
Основатель заповедника Герман Михайлович Крепс
Идея создания Лапландского заповедника принадлежит зоологу, этнографу и путешественнику Герману Михайловичу Крепсу (1896-1944), в 1923 году ставшему сотрудником Мурманской биостанции.
Дикие северные олени
В своем докладе «О промысловой фауне Лапландии», представленном Крепсом в 1927 году на заседании Географического общества, ученый отстаивал позицию, что промышленное освоение Кольского полуострова должно сопровождаться созданием обширной заповедной зоны, в первую очередь для сохранения популяции дикого северного оленя, численность которого стремительно приближалась к «точке невозврата». Географическое общество, а год спустя и Ученый совет Академии наук поддержали инициативу Германа Крепса, в результате его проект создания заповедной зоны в горном массиве Монче- и Чунатундры в 1930 году получил одобрение Ленинградского исполкома, выделившего для этой цели территорию площадью 1600 кв. км.
Выпуск бобров. Крепс слева
Директором заповедника была назначен Герман Крепс. Хотя период его руководства продлился всего пять лет, это было время становления Лапландского заповедника. Крепсу удалось добиться государственного финансирования, построить кордон на Чунозере, принять первых сотрудников, в том числе Олега Измайловича Семенова-Тян-Шанского (1906-1990), организовать полноценную научную работу.
О.И. Семёнов-Тян-Шанский (1930 г.)
В годы Великой Отечественной войны работа Лапландского заповедника, находившегося в прифронтовой зоне, была приостановлена, многие сотрудники ушли на фронт.
В 1945 году научно-исследовательская деятельность была возобновлена, в 1947-1948 годах проведено лесоустройство. В 1951 году постановлением Совета Министров СССР №3192 о сокращении числа и площадей заповедников Лапландский заповедник в числе 87 других был закрыт, большая часть имущества передана местному лесхозу, а музейные и научные фонды различным профильным организациям.
Олег Семёнов-Тян-Шанский с олененком
За возрождение Лапландского заповедника выступали многие ученые, но именно благодаря усилиям О.И. Семенова-Тян-Шанского Лапландский заповедник в 1957 году был восстановлен, а в 1983 году его территория была увеличена вдвое. В 1985 году Лапландский заповедник включен во всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.
Сергей Шестаков, прошедший путь от лесничего до директора заповедника, которым он управляет с 1994 года, любезно согласился ответить на вопросы корреспондента GoArctic.
Директор заповедника Сергей Шестаков
– В чем, по-вашему, главная особенность Лапландского заповедника? Его уникальность?
– Из существующих в мире на конец 2020 года 714 биосферных заповедников я не вижу другого, который бы решал столь сложную задачу по поиску пути устойчивого развития, как Лапландский заповедник. Дело в том, что наш заповедник создавался практически в безлюдных местах, когда на другой стороне озера Имандра, вдоль железной дороги и под Хибинскими горами проживало всего порядка 5 000 человек, а сегодня вокруг заповедника, на расстоянии 10-50 км в прилегающих поселках и городах проживает около 200 000 человек и функционируют крупнейшие не только в России, но и в мире промышленные предприятия. Это и мончегорская площадка Кольской ГМК «Норникеля», Кольская атомная станция, расположенная в 19 км от заповедника, это – Оленегорский ГОК компании «Северсталь», филиал компании ТГК-1 с его водохранилищами. Поэтому в этих сложнейших условиях мы работаем и с предприятиями, и с населением, для того, чтобы сохранить природу и в то же время не останавливать производство.
– Из множества задач, связанных с охраной, научной, просветительской и экскурсионной деятельностью, какую вы считаете основной и как она решается?
– Если говорить о главном, то это продолжение дела наших основателей - Германа Михайловича Крепса и Олега Измайловича Семенова-Тян-Шанского. Как и 100, и 500 лет назад, заповедник остается островом дикой, нетронутой природы. Как известно, заповедник создавался для сохранения диких северных оленей. Эта задача выполняется: сегодня охраняемое стадо на севере Европы осталось только в нашем заповеднике.
Не могу не сказать о научно-исследовательской работе, которая ведется в заповеднике в режиме нон-стоп. К примеру, если к началу последней инвентаризации на территории заповедника было известно 114 видов лишайника, то в настоящее время уже около 630 видов, а один вид вообще был впервые открыт на территории Евразии, и именно в нашем заповеднике. Это очень редкая находка. Следующим летом мы планируем провести авиаучет дикого северного оленя.
Стадо важенок движется к местам отела
– Какое количество оленей оптимально для воспроизводства и сохранения популяции с учетом площади заповедника?
– В 1968 году численность оленя превысила 12 000 особей. Стала снижаться кормовая база, ведь они не только съедали ягель, но и выбивали его копытами, потравляли. Как следствие, начались болезни. По этой причине часть популяции, которая обитала за пределами заповедника, разрешили к отстрелу. По самым грубым прикидкам, кормовой базы заповедника хватит не более чем на 2000 животных. Естественная же регуляция численности оленей и лосей поддерживается хищниками – медведями, волками, росомахами, которые водятся в этих местах.
Природа создала здесь оптимальную среду обитания для оленей. И надо отдать должное дальновидности Германа Крепса, выбравшего для заповедника территорию, где лесные участки соседствуют с тундровыми горами. Зимой, когда в лесу глубокий снег, олени поднимаются на возвышенности, где ветер сдувает снег, и копытить ягель намного легче, затем стада возвращаются под защиту леса. Благодаря этому оленям нет необходимости мигрировать на большие расстояния в поисках корма.
Портрет важенки
К вершине горы Ельнюн
– Когда в заповеднике стали проводить первые экскурсии? Как развивается экскурсионная деятельность сейчас и каков в этом отношении потенциал заповедника?
– В советское время поездка в Лапландский заповедник была частью всесоюзного туристического маршрута. Туристов привозили на автобусах из Мончегорска, и наши научные сотрудники проводили экскурсии. В 90-е у нас, как и везде, был вынужденный перерыв. Затем мы стали восстанавливать экскурсионную деятельность, развивать соответствующую инфраструктуру. С помощью Кольской ГМК «Норникеля», Кольской АС на сегодняшний день проложены более 5,5 км деревянного настила – вдоль озера, на гору Ельнюн и вокруг усадьбы. По настилу удобно ходить в любую погоду, к тому же он сохраняет напочвенный покров от вытаптывания. В планах довести протяженность экотроп, оборудованных настилами, до 20 км. Сейчас прокладываем тропу «Кругосветка», на этом маршруте будут установлены бинокли для наблюдения за оленями.
Чунозерская усадьба
Что же касается экскурсионного потенциала заповедника, то он весьма значителен. Сегодня в среднем мы принимаем 5 000 человек в год, в будущем, при должном уровне инфраструктуры, могли бы обеспечить экскурсиями 30 000 – 35 000 человек ежегодно. Большие туристические планы связаны и с организацией Национального парка «Хибины», решение о создании которого было принято в 2018 году. Сейчас ведутся проектные и землеустроительные работы, проводятся комплексные подготовительные мероприятия.
Есть желание возродить и экологическую тропу из Кандалакши в Колу, описанную еще – вы не поверите! – в 1898 в «Путеводителе по Северу России» Дмитрия Николаевича Островского, писателя, дипломата, вице-губернатора Архангельской губернии.
Так что сейчас идет количественная работа, которая, я надеюсь, перерастет в качество.
Снежные скульптуры на Эбручорре – самой высокой точке заповедника
***
Михаил Умнов, специально для GoArctic
Лапландский государственный природный биосферный заповедник
Адрес: Россия, 184506, Мурманская область, г. Мончегорск, пер. Зелёный, 8