Сейчас в Мурманске

14:03 1 ˚С Погода
18+

«Лисья гончая» против «Хищника» и «Чёрного дрозда»

В декабре 2020 года российские истребители-перехватчики МиГ-31БМ морской авиации ТОФ заступили на боевое дежурство по противовоздушной обороне на аэродроме Анадырь

Вооруженные силы Миг-31 Авиация на севере
Владимир Ераносян
11 января, 2021 | 23:45

«Лисья гончая» против «Хищника» и «Чёрного дрозда»
МиГ-31. Фото: Alex Beltyukov / Wikimedia Commons

 

Тихоокеанский флот усиливает арктическую группировку

В ответ на действия США, направленные на увеличение роли боевой авиации на арктическом направлении и усиление 3-го авиа-крыла на Аляске многоцелевыми истребителями пятого поколения F-22 «Раптор» («Хищник» в переводе с английского), в декабре 2020 года российские истребители-перехватчики МиГ-31БМ (по классификации НАТО – Foxhound, Лисья гончая) морской авиации ТОФ заступили на боевое дежурство по противовоздушной обороне на аэродроме Анадырь, в самом восточном городе России. Как говорится, поближе к границам США.

Функционирующая в крупнейшем городе Аляски Анкоридже Объединённая база «Эльмендорф – Ричардсон» включает в себя не только место дислокации Командования Аляски вооруженных сил США, но и 11-ю воздушную армию,  входящее в неё крупнейшее объединение – 3-е крыло с F-22 «Раптор», 4-ю воздушно-десантную бригаду 25-й пехотной дивизии, 381-й разведывательную эскадрилью, но и другие подразделения. В том числе командование аляскинской зоны воздушно-космической обороны.

Авиационное подразделение, переброшенное в соответствии с приказом командующего Тихоокеанским флотом адмирала Сергея Авакянца, призвано обеспечить господство в воздухе и усиление противовоздушной обороны России на восточных арктических рубежах на данном направлении. Для этого отрабатываются вопросы взаимодействия с наземными средствами ПВО.

Работы по благоустройству помещений, предназначенных для размещения, отдыха и питания личного состава при несении круглосуточного боевого дежурства полностью завершены. Все арктические аэродромы России модернизированы или находятся в процессе придания им всесезонного статуса.

Российская военная база на острове Врангеля, входящая в состав арктической группировки, позволит МиГам оперативно получать информацию от развёрнутых на острове радиолокационных постов и пунктов наведения авиации. МиГ-31 способен и самостоятельно наводить на цель наземные комплексы ПВО.

Несмотря на то, что F-22 Raptor считается самым мощным западным самолётом, предназначенным для завоевания превосходства в воздухе, тяжёлый российский истребитель-перехватчик МиГ-31 способен эффективно бороться с «Раптором».

F-22 при весе около 29 400 кг может использовать мощный радар весом около 554 кг. Но МиГ-31 имеет массу около 39 000 кг и способен нести даже более крупную РЛС, которая обеспечивает большую дальность обнаружения. Мощный радар МиГ-31 позволяет перехватчику обнаруживать стелс-истребители, в том числе «Раптор», на значительных дистанциях.

 

Истребитель F-22 «Раптор». Фото: theaviationist.com

 

Гончая быстрее хищника

Российский самолет быстрее и универсальнее американского «Раптора». На его вооружении ракеты Р-37. Они современнее американских ракет AIM-120, имеющихся у F-22, и могут развивать гиперзвуковую скорость до 6 чисел Маха (скорость американских ракет – 4 Маха).

Да и по разрушительной мощи ракеты МиГа внушительнее, боеголовка российской ракеты весит 60 кг, что на 40 кг больше AIM-120.

Преимущество МиГ-31, летающего на высотах более 21 км, позволяет запускать ракеты с большей кинетической энергией за счёт более чем десятикратного уменьшения плотности воздуха в разряжённых слоях стратосферы, что увеличивает дальность полёта.

Кроме того, модернизированные российские самолёты МиГ-31 БМ могут обмениваться информацией о целях, что считается не только эффективным средством борьбы со стелс-платформами на больших расстояниях, но и действенным способом контроля внушительного сектора в небе.

Наличие у российского самолета инфракрасной системы поиска и слежения, которой нет у F-22, также в списке преимуществ отечественного летательного аппарата, не говоря уже о меньших по сравнению с F-22 эксплуатационных расходах. Ведь содержание американского «хищника» обходится налогоплательщикам в 700 миллионов долларов. К тому же, для F-22 подходят не все типы взлётно-посадочных полос, в то время как МиГ-31 неприхотлив и способен взлетать с ледовых аэродромов, что является огромным плюсом в условиях арктической войны.

Ещё больше «Раптор» проигрывает в универсальности МиГ-31К, вооружённому новыми ракетами «Кинжал», развивающими скорость 10-12 Махов, способными уходить от ПРО противника и наносить сокрушительный удар по вражеским военным кораблям. Недавно гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс был испытан в арктических условиях.

 

МиГ-31 c с гиперзвуковой ракетой «Кинжал». Фото: Александр Казаков / Известия


МиГ-31 стал первым в мире истребителем, оснащённым бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решёткой. РЛС имеет три канала работы – обнаружение, подсвет цели, определение принадлежности.

На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей РЛС «Заслон-М» увеличена до 320 км, поражения – до 280 км. Для сравнения, максимальная дальность поражения у ближайшего конкурента МиГ-31БМ по дальности F/A-18 Super Hornet меньше на 100 километров. Одновременно перехватчик способен обнаружить до 24 целей. Канальность для целеуказания – 8, бортовым компьютером «Аргон-К» автоматически выбираются 4 приоритетные цели, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33С.


Лисья гончая в «спецназе ПВО»

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор. Он размещён под носовой частью фюзеляжа.  Дальность обнаружения, в зависимости от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели, составляет до 56 км.

В состав бортового комплекса обороны входит аппаратура постановки электромагнитных и инфракрасных помех. Самолёт оснащён средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и инфракрасного диапазонов.

Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи в составе группы из четырёх самолётов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система закрытой связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км.



МиГ-31. Фото: militaryarms.ru


МиГи могут наводить на цель группы истребителей, имеющих менее мощное бортовое радиоэлектронное оборудование, выполняя роль пункта наведения.  МиГ-31БМ эффективно перехватывает малоразмерные низколетящие крылатые ракеты. Всё это делает МиГ-31 не просто перехватчиком, но и летающим штабом для ВВС и ПВО. Неслучайно ранее авиаполки МиГ-31 было принято считать спецназом (СпН) в составе ПВО.

Для МиГ-31 практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 часа 38 минут. Группа из четырёх МиГ-31 контролирует воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.

Основным недостатком компоновки кабин прежней версии МиГ-31 являлось отсутствие у лётчика информации о тактической обстановке. Командир не знал, что делает штурман в режиме реального боя. На МиГ-31БМ в передней кабине установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6×8 дюймов.

В кабине штурмана-оператора таких индикатора целых три. На них выводится тактическая, навигационная, радиолокационная информации, а также изображения с телекамер управляемых средств поражения. Индикатор есть и на лобовом стекле.

В навигационный комплекс МиГ-31БМ входит приёмник спутниковой навигации. В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый универсальный перехватчик, имеющий широкий спектр боевого применения. На экспортном варианте этого истребителя  МиГ-31ФЭ предусмотрена установка и интеграция с российскими системами образов вооружения западного производства.

 

В кабине МиГ-31БМ. Фото: militaryarms.ru

 

Вытеснивший «Чёрного дрозда»

Когда в 1981 году в СССР был принят на вооружение истребитель-перехватчик МиГ-31, лётные характеристики этого самолета превзошли ТТХ американской новинки – SR-71, стратегического разведывательного самолёта ВВС США, неофициально названного Blackbird («Чёрный дрозд»).

Достаточно вспомнить случаи перехвата МиГом 27 мая 1987 года «Чёрного дрозда», вошедшего в советское воздушное пространство в районе Заполярья. Истребитель-перехватчик МиГ-31 тогда успешно вытеснил «Чёрного дрозда» в нейтральные воды. А незадолго до этого случая два МиГа перехватили SR-71 на нейтральной территории. Некоторые американские специалисты считают, что именно МиГ-31 заставил ВВС США отказаться от программы модернизации SR-71.

Возможно, МиГ-31 сыграл свою роль в провале амбициозной и весьма дорогостоящей программы. Но основной причиной остановки проекта были, как водится, деньги, ведь стоимость эксплуатации SR-71, включая сложность обслуживания, была колоссальной.
Одно только специфическое топливо JP-7 , предназначенное только для «Чёрного дрозда», необходимо было производить специально. Содержание парка из 30 топливозаправщиков для этого самолёта, которому требовались частые дозаправки, тоже обходилось в огромную сумму. Техобслуживание каждого самолёта по невероятной сложности можно было сравнить с подготовкой космической ракеты-носителя.

 

SR-71. Фото: naked-science.ru / Wikipedia

 

По окончании каждого полёта самолёт проходил 650 различных проверок, включающие изучение состояния планера самолёта, силовых установок, воздухозаборников, двигателей, выхлопных и перепускных устройств. Похоже, всё это отражалось на быстроте реагирования на меняющуюся обстановку в мире, где основным преимуществом на театре военных действий являлась скорость переброски авиационной группы и завоевание господства в воздухе без дополнительных усилий вспомогательной авиации.

Несмотря на попытки Lockheed Corporation восстановить программу, она встретила сильное сопротивление в ВВС, которые столкнулись в небе с неприхотливыми МиГами, да и не хватало бюджета на использование такого дорогого самолёта. К тому же уже начали беспокоиться и разработчики БПЛА, ведь их программы могли пострадать из-за ненасытной фирмы Lockheed, требующей направить средства на поддержку SR-71.

В итоге годовое подтверждение долгосрочного планирования для SR-71 так и не было утверждено Конгрессом США, и в 1996 году ВВС Соединенных Штатов объявили, что программа сворачивается. Уже через два года после этого заявления ВВС окончательно вывели парк SR-71 из эксплуатации. «Лисья гончая», проводив «Чёрного дрозда» удовлетворенным взглядом, отправилась в поисках других «хищников»…

 

***

Владимир Ераносян, капитан 1 ранга запаса, кандидат политических наук, эксперт Бюро военно-политического анализа, специально для GoArctic

далее в рубрике