Малая генерация для больших дел
20-21 февраля в Москве прошла конференция Арктика-2018
На конференции «Арктика-2018», прошедшей в Торгово-промышленной палате в Москве 20-21 февраля, вопрос «Знаем ли мы свою Арктику» поворачивался разными гранями. С одной стороны, высказывалось мнение, что «у нас пока ещё нет понимания, что такое Арктика» - имелись в виду богатейшие ресурсы этого региона, которые пока не вполне оценены по достоинству. С другой стороны, говорилось, что Россия активно осваивает их с 1930-х годов, и за это время накопились и опыт, и проблемы, и некоторое понимание.
Одно из «узких мест», заложенное в советское время, но с тех пор во многом выработавшее свои возможности, – это инфраструктура. Член совета некоммерческого партнёрства по развитию возобновляемой энергетики «Евросолар» Алексей Александрович Каплун отметил: «Каркас энергетической инфраструктуры, который сейчас существует, формировался почти сто лет назад, для совсем других сил и потребностей». Сегодня не перспективно использовать устаревшую инфраструктуру для снабжения удалённых потребителей, тянуть сети за много километров – важнее строить объекты распределённой генерации в самих этих регионах. Однако, по словам Каплуна, сегодня попытки строить такие объекты «остаются в формате НИОКР», они ожидают «более глобального подхода» и, в конечном итоге, поддержки государства.
Татьяна Дмитриевна Щепетина, начальник лаборатории НИЦ «Курчатовский институт», рассказала об одной из возможностей обеспечения Арктики электроэнергией: малых блоках АЭС. Если большая АЭС строится 10-12 лет, то малые блоки можно изготовить за 2-3 года, и они гораздо безопаснее. Выбирая между большой и малой АЭС, мы фактически находимся на шкале между экономикой и безопасностью – и до сих пор решение сдвигалось в сторону экономики, в то время как для станций, расположенных вблизи населённых пунктов, особенно важна безопасность. Щепетина также отметила, что подобное строительство не может производиться исключительно на средства региона, и «задача, включённая в большую систему, имеет лучшие шансы на реализацию».
С этим согласился вице-председатель Торгово-промышленной палаты Дмитрий Николаевич Курочкин: «У нас нет координации, нет системного подхода, это наша главная проблема».
Конкретный пример отсутствия координации: ситуация на Чукотке. Весь этот регион относится к Крайнему Северу, отопительный сезон – от 270 суток, плотность населения – 0,07 человека на квадратный километр. Потенциально Чукотка – энергоизбыточный регион, однако в реальности имеющиеся электростанции загружены лишь частично – как из-за проблем с распределением энергии (Билибинская АЭС), так и из-за нехватки квалифицированных кадров (Анадырская ВЭС). Поэтому фактически в структуре топливного баланса более 50% составляет привозное топливо, а с учётом того, что ведутся работы по выводу Билибинской АЭС из эксплуатации, доля дорогого привозного топлива возрастёт до двух третей топливного баланса. При этом тарифы на электроэнергию и тепло на Чукотке самые высокие в России, и, по словам руководителя направления по энергосбережению и энергоэффективности ООО «Энсис Технологии» Вячеслава Сергеевича Пузакова, жители Чукотки получают необходимую им энергию неэффективно, с вдвое большими издержками.
Директор научно-образовательного центра «Возобновляемые виды энергии и установки на их основе» Виктор Васильевич Елистратов особо отметил возможности ветровой энергии, ресурсы которой значительны в ряде северных регионов. Он обратил внимание на то, что это должны быть именно отечественные, адаптированные к российским северным условиям, унифицированные ветроустановки. На конференции подчёркивалось: мало вести речь об импортозамещении (как будто мы импортный станок заменяем отечественным) – важно, чтобы это было не «замещение», а независимость от импорта.
Главный конструктор треста «Гидромонтаж» Игорь Николаевич Усачёв напомнил об энергетических возможностях приливов. 50 лет назад в губе Кислая Баренцева моря была построена первая и единственная в нашей стране приливная электростанция. Она до сих пор в рабочем состоянии, и это, подчеркнул Усачёв, самое долговечное бетонное сооружение в Арктике – гораздо более долговечное, чем аналогичные сооружения за рубежом. Конструктор считает наплавной способ, применённый при строительстве Кислогубской ПЭС, очень перспективным для северного побережья.
Исполнительный директор Института арктических технологий МФТИ Юрий Владимирович Васильев заметил, что России в Арктике – не только в сфере энергетики – «не хватает серии маленьких побед». Есть задача: исключить завозное топливо. Есть продолжительные дискуссии по поводу конкретики и принципиально разные проекты тех же ветряков. Но «все ждут, что будет государственный заказ».
Эту мысль, общую для многих секций Арктики-2018, подытожил доктор экономических наук, один из наиболее авторитетных критиков реформы РАО ЕЭС Георгий Петрович Кутовой: нет общего хозяина, нет соответствующего программного документа, нет информации, которая бы позволяла понять «когда, кому, сколько чего нужно». Мы, сказал Кутовой, относимся сейчас к сетям так, будто это отдельный бизнес, не имеющий ничего общего с генерацией. Но на деле это не так: сетевики должны иметь возможность иметь на своём балансе распределённую электроэнергию, «малая генерация сегодня выходит на передний план прогресса – это населённые пункты, это все логистические задачи».
О сходных проблемах говорилось и на других секциях. Если на секции «Энергетическая безопасность» речь шла о малой генерации, то на секции «Развитие транспортной инфраструктуры» - о малой авиации. Заместитель губернатора Архангельской области Елена Сергеевна Кутукова отметила, что, учитывая износ местных аэродромов (например, на Соловках он составляет 88%) и посадочных площадок, нагрузка на региональный бюджет колоссальна. Посадочные площадки на территории области – это часто изношенные и размокающие грунтовые взлётно-посадочные полосы, а ведь до многих удалённых уголков удобнее всего добираться именно малой авиацией. Без транспортной связности отдалённые населённые пункты существовать не могут. Приоритеты здесь общие для всех арктических регионов: развитие всесезонного сообщения и, в частности, развитие санитарной авиации.
***
Более оптимистичной была секция, посвящённая туризму как одному из потенциальных двигателей арктического предпринимательства. Любителям традиционного отдыха может показаться удивительным, что в наши дни Арктика имеет свои причины быть популярной для туристов. Как сказал руководитель Центра территориального маркетинга Константин Алексеевич Гаранин, «людям нужен фан, нужно преодоление, нужно то, чем можно похвалиться в соцсетях». Ну, а Арктика предоставляет массу возможностей для преодоления. Есть здесь и «фан» - в том числе выведенные из строя атомные станции, военные объекты, которые можно превращать в туристические точки.
Эксклюзив, преодоление трудностей, комплексное разнообразие услуг – три кита, на которых стоит современная туристическая индустрия для людей, тяготеющих к экстремальному и необычному. Но если первые два кита в российской Арктике уже имеются, то над разнообразием услуг предстоит поработать. Его могут обеспечить туристические кластеры, которые только предстоит создать.
Проблемы, о которых говорилось на «туристической» секции, были те же, что и на других: во-первых – информация, во-вторых – финансирование.
Максимова Дарьяна Дмитриевна, Якутия: «У нас проблема общения с Москвой. Контакты есть, но нет постоянного обмена информацией, если говорить про министерства… хотелось бы иметь интерактивную карту для российской Арктики, которая помогла бы продвинуть регионы, достопримечательности и т.д. Например, Ленские столбы – одно из самых популярных мест, но там нет туристической инфраструктуры». Тут следует оговориться, что природная достопримечательность «Ленские столбы» не находится в Арктике, но, по словам Максимовой, туристы воспринимают Якутию в целом «как Север», даже если приезжают в Якутск.
Председатель правления общины коренных малочисленных народов Чукотки Рузанова Василиса Ивановна перечисляет туристические достоинства своей земли: «Косторезное искусство – любимое мастерство многих жителей, бренд Чукотки. Яранга, нарты. Уникальная одежда, в которой можно спать в тундре зимой, никакой современный аналог не сравнится. Фестивали песни и танцев, гонки на собачьих и оленьих упряжках». Но тут же и инфраструктурные проблемы туристических маршрутов: «Действует всего одна федеральная дорога протяжённостью 30 километров. Основные виды транспорта на дальних расстояниях – это морской и воздушный... Нам нужны места для остановок в современных гостиницах с этническими элементами». А для этого, конечно, нужны инвестиции.
Сегодня основные направления арктического туризма – это Исландия, Гренландия, Норвегия, именно благодаря развитой инфраструктуре. По данным члена генерального совета «Деловой России» Елены Николаевны Кривенковой, средняя стоимость «арктической путёвки» от Исландии и Норвегии в среднем вдвое дешевле, чем в Российской Федерации. А российский эксклюзив – тринадцатидневное путешествие из Мурманска до Северного полюса на атомном ледоколе «50 лет Победы» - обойдётся туристу в 1 645 000 рублей.
Подытоживая все выступления на секции туризма, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС, эксперт центра «ПОРА» Александр Михайлович Воротников отметил: «Не будет инициативы снизу – не будет ничего», если регионы хотят обратить на себя внимание федеральных властей – им самим придётся прилагать усилия для этого.
***
На пленарном заседании, которое состоялось 21 февраля, были ещё раз проговорены основные болевые точки и выводы.
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Иосифович Шмаль назвал «главной проблемой нашего нефтегазопромышленного комплекса» отсутствие доступа к длинным и сравнительно недорогим деньгам: «мы не создали банковскую систему за годы процветания. Имеет место и технологическое отставание, расходы на НИОКР меньше 1% ВВП». Между тем 25% российских трубопроводов эксплуатируется больше 33 лет, то есть отработали нормативный срок.
Зампред Госдумы РФ Ольга Николаевна Епифанова прошлась по социальным проблемам: Север больше не имеет такого привлекательного качества, как высокая зарплата, кое-где она даже ниже среднероссийского уровня. «Нужен принципиально иной уровень транспортной доступности в арктических регионах… Как воздух нам нужна современная малая авиация». Требуется серьёзная ревизия здравоохранения, особенно для отдалённых пунктов: «Я постоянно получаю известия, что уходит фельдшер, потому что вместо ставки оставлено 0,25 ставки. И многие пункты даже не подключены к интернету, чтобы посоветоваться с врачом удалённо». Возможно, предположила Епифанова, имеет смысл создать для Арктики специальный правительственный орган, по аналогии с министерством по делам Северного Кавказа. О желательности появления такого министерства на конференции говорили многие.
Профессор МГУ им. Ломоносова Юрий Петрович Ампилов отметил, что к массовому выходу на арктический шельф Россия пока не готова: «При добыче на шельфе у нас проблем больше, чем достижений, но о проблемах мы, в общем, не говорим. Мы не обладаем собственными экологическим безупречными технологиями для добычи на шельфе в условиях долговременных санкций… Кроме нефти и газа, нам надо обратить внимание на то, чем наша Арктика ещё богата. Со сталинских времён там многое брошено». Подобную точку зрения высказывали многие учёные: да, шельф как потенциал есть, но потенциал – это ещё не ресурсы. Однако член научного совета при Совете Безопасности РФ Михаил Николаевич Григорьев подчеркнул, что деньги, вложенные в ледостойкую нефтяную платформу «Приразломная» (на сегодня единственная платформа, ведущая добычу нефти на российском арктическом шельфе), – это «экономически провальный проект, но пионерский с технологической точки зрения».
Выступили на пленарном заседании и эксперты центра «ПОРА». «Мы задумались о том, не пора ли нам сделать рейтинг компаний, работающих в Арктике, и регионов арктической зоны. Методология устойчивого развития: экономика, экология, социалка. Устойчивое развитие – это развитие не за счёт будущих поколений. Является ли развитие добычи устойчивым, или его нужно оставить будущим поколениям?» - задался вопросом координатор программ «ПОРА» Александр Иванович Стоцкий. А Александр Михайлович Воротников представил новый механизм, призванный восполнить недостаток финансирования, - инфраструктурную ипотеку с госгарантией кредитов, проект которой прорабатывают Внешэкономбанк и Минэкономразвития.
Подготовила Татьяна Шабаева