Сейчас в Архангельске

14:25 -7 ˚С Погода
18+

Морпехи Северного флота против террористов

Морские пехотинцы прошли специальный курс обучения для несения службы в составе антитеррористических групп на борту кораблей ВМФ России, которые выполняют задачи в мировом океане.

Вооруженные силы Северный флот
Владимир Ераносян
2 июня, 2021, 06:33

Морпехи Северного флота против террористов
Фото: Минобороны РФ

Асимметричная война на пороге

За сухим сообщением министерства обороны России о том, что морские пехотинцы Северного и Черноморского флотов завершили цикл подготовки в учебном центре морской пехоты Объединенного учебного центра ВМФ в Санкт-Петербурге, вроде бы, не скрывалось ничего сверхординарного. Мало ли, какие курсы проходили морпехи двух флотов. Однако после возвращения в пункты постоянной дислокации стало ясно, что морские пехотинцы прошли специальный курс обучения для несения службы в составе антитеррористических групп на борту кораблей ВМФ России, которые выполняют задачи в мировом океане.

Известно, что только в 2020 году учебный центр морской пехоты, структурно входящий в Объединенный учебный центр ВМФ России и расположенный в Санкт-Петербурге, подготовил около 600 морских пехотинцев для выполнения задач в составе групп антитеррора.  

Такие группы необходимы на борту кораблей и судов ВМФ России, выполняющих задачи боевой службы в дальней морской и океанской зоне сегодня, в условиях, когда террористические методы войны вкладывают в основу своих оборонных концепций даже государства, входящие в блок НАТО. Следуя определениям оборонных ведомств стран, входящих в Северо-Атлантический Альянс, концепция асимметричной войны подразумевает боевые действия между противниками, в военных силах которых ощущается существенный дисбаланс. Именно такая стратегия и тактика принята на вооружение спецназом Финляндии, который готовят в Утти, а также силами спецопераций Литвы и Польши.

Чтобы компенсировать дисбаланс традиционных средств ведения боя, слабая сторона асимметричной войны обращается к нетрадиционным средствам, которые предполагают партизанскую войну, пассивное сопротивление, террористические акты… Удивительно, но теракт назван одним из эффективных методов борьбы.

Сам термин «асимметричный конфликт» был введен в 1975 году ученым-международником Эндрю Макком. В статье этого аналитика «Почему великие державы проигрывают маленькие войны: политика асимметричного конфликта» причины парадоксального поражения крупных держав связаны, прежде всего, с потерей политической воли к продолжению войны и усталостью крупной державы от результативного комплекса асимметричных мер против ее армии и сил правопорядка. Для маленькой страны, ведущей тотальную войну, террористические методы борьбы оправданы. По логике Макка, ограничения для сильной стороны должны осуждаться мировыми СМИ, в то время как даже террористические акты и диверсии, в которых могут погибнуть ни в чем не повинные люди со стороны слабой стороны, могут быть признаны вынужденными и справедливыми.
Суть асимметричного конфликта по Макку — это «политическое поражение великой державы в войне против заведомо более слабого противника, когда превосходство в военной силе не гарантирует победу и при определённых условиях может быть даже контрпродуктивным».



Фото: Минобороны РФ


Парадокс супердержавы

Непредсказуемость исхода гипотетической войны в Арктике при явной несоразмерности силовых возможностей объединенных сил НАТО с одной стороны и России с другой вынудили военных стратегов сателлитов Вашингтона использовать стратегию поиска «слабостей сильного». 

Тактика «непрямых» военных действий, применяемая слабой стороной, более всего подходит для использования так называемых прокси — незаконных вооруженных формирований, либо привлечения для войны с Россией стран—не членов Альянса. Финский спецназ и украинские ВС для этого годятся. Вот почему минобороны решило действовать с упреждением и подготовить для отражения действий групп диверсантов как в Арктике, так и в Черноморском регионе группы антитеррора. 
Переход к концепции Асимметрии в борьбе с Россией очевидно прослеживается в подготовке сил спецопераций на территории стран НАТО. Это значит, что Альянс моделирует ситуацию, когда слабый игрок может угрожать диверсией на стратегическом инфраструктурном объекте, расположенном не на своей территории. А это могут быть и пункты базирования Северного или Черноморского флота. 

В последнее время именно в Арктическом и Черноморском регионах ощущается особая активность НАТО, граничащая с явными провокациями. То субмарины всплывают, то катера, способные перемещать на своем борту диверсионные группы, прорываются к Крымскому мосту. Словом, стратеги НАТО допускают применение против России неконвенциональных методов борьбы.
Военная победа над Россией идеологов ассиметричной войны не интересует в принципе, так как задачей является дестабилизация, хаос. 



Фото: пресс-служба Северного флота


Сирийский опыт

Анализируя подходы НАТО, российское военное ведомство разработало для подготовки морских пехотинцев к длительному несению службы в составе антитеррористических групп на кораблях, выполняющих задачу военно-морского присутствия в различных районах Мирового океана, специальную программу обучения. Ее внедрение потребовало время. 
Сегодня эта эксклюзивная программа включает в себя не только изучение устройства, технических средств и вооружения российских боевых кораблей всех рангов и классов морпехами — они должны знать устройство корабля, который призваны защитить от диверсии, знать расположение боевых и информационных постов, уязвимые места, маршруты перемещений по корпусу от палубы до трюма и от носа до кормы. 

Особое внимание уделяется изучению слушателями Международного морского права, отработке практических действий на кораблях при ведении всех видов охраны и обороны. Во главу угла поставлена тактика действий в составе досмотровых групп и отработка способов высадки на суда при решении задач антипиратского характера. Стрельба из штатного стрелкового оружия по надводным целям для морпехов — привычная работа. Но в условиях ограниченного пространства внутренних помещений (отсеков, коридоров, тамбуров) кораблей и судов подготовка к стрельбе требует иных навыков. Укрытием для террориста может стать любая «шхера». 

Программа разработана в соответствии с указанием главкома ВМФ России адмирала Николая Евменова. В процессе обучения морских пехотинцев используется опыт, полученный в ходе действий против террористов на территории Сирии.
Уровень пройденной в Объединенном Учебном центре ВМФ России подготовки позволил морским пехотинцам Северного и Черноморского флотов, а планируется обучение морпехов со всех флотов ВМФ, приобрести практические знания, незаменимые для противодействия террористам и диверсантам. На протяжении нескольких лет военнослужащие морской пехоты в составе групп антитеррора уже находятся на борту каждого боевого корабля или судна обеспечения ВМФ России, выполняющего задачи на удалении от мест постоянного базирования. 



Фото: Минобороны РФ


Непрошенных гостей ждут без милости

Сегодня в связи с новыми концепциями НАТО по подготовке сил спецопераций для ведения ассиметричной войны с Россией, эти задачи актуализированы. Новое звучание приобрела и программа подготовки наших сил антитеррора. Стоит отметить, что составляющей частью сухопутной группировки по прикрытию северной границы России находится не только 61-ая отдельная Киркенесская Краснознаменная бригада Северного флота. В 14-й армейский корпус входит и 200-ая отдельная мотострелковая бригада, 80-ая мотострелковая (арктическая) бригада и береговые войска. 

Несмотря на специфику мотострелковых частей, предназначенных для выполнения боевых задач на суше, разведывательные подразделения соединений проходят и воздушно-десантную и антитеррористическую подготовку в полном объёме. Так что контролируя территорию от Мурманска до Новосибирских островов мотострелки взаимодействуют с морпехами Северного флота. И в случае атаки большой диверсионной группу на пункты постоянной дислокации кораблей, мотострелки окажутся рядом. 

Кроме того, на Северном флоте функционируют и специальные подразделения по борьбе с диверсантами. Это 160-й отдельный отряд борьбы с подводными диверсионными силами и средствами в Видяево, 269-й отдельный отряд борьбы с подводными диверсионными силами и средствами в Гаджиево и 313-й отдельный отряд борьбы с подводными диверсионными силами и средствами в Спутнике. К встрече непрошенных гостей Северный флот готов.


***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике