Новые сверхмощные суда, с фантастическими ледокольными характеристиками, способные пробивать лед более 3 метров, должны спустить на воду в августе и сентябре 2018 года. После завершения строительства и всех ходовых испытаний, ледоколы отправятся на службу в самые северные регионы России и начнется их собственная история покорения Заполярья. Арктическая зона России простирается на огромных территориях, от северной части Сибири и до северного полюса Земли. В Санкт-Петербурге новость о завершении и сдаче проекта прокомментировали представители Комитета по делам Арктики. Новые российские ледоколы, самые мощные в мире, способные решать множество задач и достигать поставленных целей, впервые прибудут в Петербург для торжественного спуска на воду. Российские суда стали достойными потомками первого легендарного советского ледокола «Ленин», построенного более 60 лет назад, стоявшего у истоков российского и мирового освоения Севера, а 20 лет назад превращенного в музей. Что же из себя сегодня представляет российский атомный флот?

" /> Новые сверхмощные суда, с фантастическими ледокольными характеристиками, способные пробивать лед более 3 метров, должны спустить на воду в августе и сентябре 2018 года. После завершения строительства и всех ходовых испытаний, ледоколы отправятся на службу в самые северные регионы России и начнется их собственная история покорения Заполярья. Арктическая зона России простирается на огромных территориях, от северной части Сибири и до северного полюса Земли. В Санкт-Петербурге новость о завершении и сдаче проекта прокомментировали представители Комитета по делам Арктики. Новые российские ледоколы, самые мощные в мире, способные решать множество задач и достигать поставленных целей, впервые прибудут в Петербург для торжественного спуска на воду. Российские суда стали достойными потомками первого легендарного советского ледокола «Ленин», построенного более 60 лет назад, стоявшего у истоков российского и мирового освоения Севера, а 20 лет назад превращенного в музей. Что же из себя сегодня представляет российский атомный флот?

" />

СЕО Мощные российские атомные ледоколы на службе в водах Арктики

8 мин
21 Августа, 2018, 14:01
СЕО Мощные российские атомные ледоколы на службе в водах Арктики

Новые сверхмощные суда, с фантастическими ледокольными характеристиками, способные пробивать лед более 3 метров, должны спустить на воду в августе и сентябре 2018 года. После завершения строительства и всех ходовых испытаний, ледоколы отправятся на службу в самые северные регионы России и начнется их собственная история покорения Заполярья. Арктическая зона России простирается на огромных территориях, от северной части Сибири и до северного полюса Земли. В Санкт-Петербурге новость о завершении и сдаче проекта прокомментировали представители Комитета по делам Арктики. Новые российские ледоколы, самые мощные в мире, способные решать множество задач и достигать поставленных целей, впервые прибудут в Петербург для торжественного спуска на воду. Российские суда стали достойными потомками первого легендарного советского ледокола «Ленин», построенного более 60 лет назад, стоявшего у истоков российского и мирового освоения Севера, а 20 лет назад превращенного в музей. Что же из себя сегодня представляет российский атомный флот?

Согласно общеизвестному определению, атомный ледокол — морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, которые круглый год покрывает лед. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Одно из их главных преимуществ — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, что является непременным условием выживания в зоне вечной мерзлоты. Все современные атомные ледоколы имеют электрическую передачу на гребные винты.

Зимой толщина льда в Северном Ледовитом океане варьируется от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м. Атомные ледоколы способны ходить в водах, покрытых таким льдом, со скоростью в 20 км/ч (11 узлов), а в свободных ото льда водах — до 45 км/ч (до 25 узлов).

Легендарный советский атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду 60 лет назад для обеспечения судоходства в холодных северных морях Арктики. На момент своей закладки ледокол «Ленин» был первым атомным надводным кораблём и первым атомным гражданским судном, став настоящей мировой сенсацией. Новость о его строительстве в 1959 году прогремела во всех мировых газетах. Восторженные отзывы и комментарии судостроителей и экспертов заполнили информационное пространство. 

На экспериментальном ледоколе дважды случались ЧП с ядерными реакторами: в 1965 и в 1967. Во второй раз был сильно поврежден один из трёх реакторов ОК-150, что привело к его замене на два реактора ОК-900. В 1989 году «Ленин» был выведен из эксплуатации и превращён в музей. Сейчас он находится в порту Мурманска и доступен для всех желающих.

Советский Союз оставался единственной страной, обладавшей флотом атомных ледоколов, а правопреемником распавшейся страны стала Россия. Росатомфлот сегодня базируется в порту города Мурманск.

Все 10 существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были спроектированы в СССР и России. Почти все эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях Балтийском заводе в Петербурге. Два ледокола — суда «река-море» «Вайгач» и «Таймыр» — были построены на верфи Wärtsilä в Финляндии, где их спустили на воду и переправили в Санкт-Петербург для установки ядерных энергоблоков. Лихтеровоз «Севморпуть» был построен на керченском заводе «Залив». 

Два атомных ледокола, «Таймыр» и «Вайгач» (названы в честь одноименных исследовательских судов русского Императорского флота), были построены специально для мелких вод и могут использоваться в устьях рек. Они сопровождают корабли с металлом из Норильска и суда с лесом и рудой от Игарки до Диксона, соединяя отдаленные территории от Сибири до Арктики по воде. Они также могут быть использованы в качестве пожарных судов при тушении лесных пожаров. 

Проект атомных ледоколов класса «Арктика» был разработан в СССР для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути, в который входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив. Основные порты на этом пути — Диксон, Тикси и Певек. Подобные суда также часто используются в научных целях, например, в 1977 году ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. А с 1989 г. некоторые атомные ледоколы используются для экскурсий, в основном, к Северному полюсу, а в 2014 году один из ледоколов («50 лет Победы») даже принял участие в эстафете Олимпийского огня Сочи 2014.

 

Ледоколы класса Арктика — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 ныне действующих атомных ледоколов относятся к этому классу. Поскольку на их строительство ушло в общей сложности более тридцати лет, между ними есть немало различий. В первую очередь, каждый следующий ледокол быстрее, мощнее и требует меньше ресурсов для эксплуатации (как человеческих, так и материальных).  

Данные ледоколы имеют двойной корпус; толщина внешнего корпуса в местах ломки льда − 48 мм, в других местах — 25 мм. Между двумя корпусами находятся цистерны водного балласта, которые служат для изменения дифферента в сложных ледовых условиях. Для уменьшения трения поверхность ледоколов покрывают специальным полимером. Технические характеристики позволяют им ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Поскольку эти уникальные суда спроектированы для работы в холодных арктических водах, эксплуатация ядерной установки сильно осложнена в сравнении с тёплыми морями. Поскольку корабли для теплых и холодных морей разные, работы у берегов Антарктиды, а значит, пересечение тропиков, в число задач арктических ледоколов не входит. В целом, для обеспечения атомного ледокола энергией достаточно только одного из двух реакторов корабля, но во время плавания задействованы оба (на менее, чем 50% мощности).

Все атомоходы класса «Арктика» могут нести на себе два вертолёта, которые придаются им специально для сложных рейсов или туристических круизов. Также в проект заложена возможность конверсии ледокола во вспомогательный боевой крейсер. Как минимум для одного из них («Советский Союз») соответствующее оснащение и оборудование было частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано.
Коротко обо всех ледоколах класса «Арктика» и проектируемых судах. 

Похожее изображение

Арктика (атомный ледокол проекта 10520)

Введён в эксплуатацию в 1975 году. В 2008 году ледокол совершил свой последний поход, в 2011 выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации, был утилизирован.

Картинки по запросу Ледокол Сибирь

Ледокол Сибирь
Введён в эксплуатацию в 1977 году, выведен из эксплуатации с 1992 года по причине большого количества негерметичных секций парогенераторов и невозможности эксплуатации реакторной установки № 2 без замены внутренних парогенераторов. Из реакторов № 1 и № 2 выгружены активные зоны в ноябре 1995 года и в январе 1996 года соответственно, при этом наработка реакторов № 1 и № 2 на момент вывода из эксплуатации была ниже нормативной. Утилизация атомного ледокола завершена в конце 2017 года.

Похожее изображение 

Ледокол Россия
Введён в эксплуатацию в 1985 году. Выведен из состава флота в 2013 году по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

Ледокол Советский Союз
Спущен на воду 1989 году. В 2007—2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. С 2010 года находился в отстое, а в 2017 году начат ремонт и реконструкция.

Ледокол Ямал
Эксплуатируется с 1993 года в первую очередь как туристическое судно. В июле-августе данный ледокол специализируется на туризме, к настоящему моменту он совершил уже более полусотни походов к Северному полюсу, и был первым ледоколом, достигшим Полюса Недоступности в рейсах 1996 года (29.07.1996 и 12.08.1996).

Ледокол 50 лет Победы
Последний атомоход модифицированного проекта «Арктика» — атомный ледокол «50 лет Победы». Он спущен на воду в 1989 году на Балтийском заводе в Петербурге и изначально был назван «Урал». Команда корабля состоит из 138 человек. Его реконструкция началась в 2006 году, но финансовые трудности растянули ремонт на год - до весны 2007 года. Его общая длина (159 м) делает его самым большим из ныне действующих ядерных ледоколов. Ледокол был повторно введён в эксплуатацию в апреле 2007 года.

Ледоколы класса «Таймыр»
Как говорилось выше, два ледокола «Таймыр» и «Вайгач» были построены в 1989—1990 годах в Финляндии. В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку, благодаря чему могкт заходить в устья крупных рек при длине 151 м, и ширине 29 м.

Ледоколы класса ЛК-60Я
Новый класс универсальных двухосадочных (способных менять осадку в процессе эксплуатации) атомных ледоколов. Предназначены для замены ледоколов классов «Арктика» и «Таймыр» по мере их вывода из эксплуатации из-за исчерпания ресурса. Один ледокол класса ЛК-60Я позволит заменить одновременно один ледокол класса «Арктика» и один класса «Таймыр».
Ввод в эксплуатацию первого ледокола класса ЛК-60Я ожидается в 2019 году.

Ледоколы класса ЛК-110Я
Проектируемый класс атомных ледоколов «Лидер». Предназначены для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. За счёт увеличенной ширины будут обеспечивать проведение крупнотоннажных грузовых судов. В настоящий момент ведётся разработка конструкторской документации. Автономная работа ледоколов этого класса будет составлять 8 месяцев.

далее в рубрике