Сейчас в Архангельске

15:36 -1 ˚С Погода
18+

Может ли геополитическая конфронтация с Западом сформировать стратегический альянс России и Китая в Арктике?

Насколько совпадают в этом регионе тактические и стратегические интересы России и Китая?

Китай в Арктике

Может ли геополитическая конфронтация с Западом сформировать стратегический альянс России и Китая в Арктике?
Фото: -EZEK / Flickr / CC BY-ND 2.0


До начала спецоперации в Украине многие эксперты отмечали, что у России и Китая совпадают тактические интересы в Арктике, однако стратегические – нет. Китай провозгласил себя приарктическим государством и выступает, фактически, за интернационализацию региона. Позиции России иные: Москва считает Северный морской путь зоной своего приоритетного влияния, а саму Арктику, прежде всего, сферой ответственности арктических, а не приарктических государств.

Возможна ли ситуация коррекции по этому стратегическому вопросу?


Фактор НАТО и северной милитаризации

Расширение НАТО за счет вхождение в нее Швеции и Финляндии, как уже неоднократно отмечалось, поменяет базовые настроения стран Арктического Совета. В этом плане можно будет говорить о росте милитаризации Арктики, даже если фактическое вхождение этих стран в НАТО не произойдет в ближайшее время.

Показательно, что официальные лица стран Запада называют поисково-спасательные операции и защиту морских путей основой своего военного присутствия в арктическом регионе. Однако начавшийся процесс вхождения Швеции и Финляндии в НАТО усиливает напряжение в Арктике.

Изменение баланса сил в Арктике почти полностью ограничит возможность конструктивного диалога с Россией по вопросам международного управления регионом и приблизит Арктику к вооруженному конфликту более, чем когда-либо со времени наращивания ядерных вооружений времен холодной войны. При этом Россия, логично, не захочет остаться в изоляции и будет искать новых союзников.


51942450415_f310226bbf_k.jpg

Встреча Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга с министрами обороны Финляндии и Швеции, март 2022. Фото: NATO North Atlantic Treaty Organization / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0


Диспозиция конфронтации

Фактическая блокировка российских инициатив в рамках Арктического совета в среднесрочной перспективе может быть нивелирована за счет активизации взаимодействия с Китаем.  

Тут нужно обратить внимание прежде всего на сектор безопасности. Западные эксперты уверены, что, расширяя свое сотрудничество с Россией, Китай стремится эффективно использовать Северный морской путь для торговли между Азией и Европой и Северной Америкой, а также уменьшить способность ВМС США контролировать глобальные морские коммуникации. Однако Соединенные Штаты будут иметь более эффективный контроль над этими морскими линиями, поскольку Швеция и Финляндия, возможно, станут членами НАТО в ближайшей перспективе. Все это работает на усиление конфронтации в Арктике.


Фактор Китая

Динамика контактов последних месяцев показывает, что Россия и Китай инвентаризировали диалог по арктическим вопросам, оценили ход и перспективы взаимодействия в новых условиях.

Несмотря на стратегические расхождения в нынешних условиях, фактор Арктики стороны могут рассматривать как возможность для диалога и активизации взаимодействия, но, очевидно, после завершения спецоперации в Украине. Китай испытывает постоянные опасения по поводу западных санкций, которые могут представлять угрозу для глобальных китайских корпораций, однако интерпретировать эту ситуацию как целесообразность выбора между быстрыми сверхприбылями и долгосрочными экономическими рисками вряд ли возможно. Китай любит и умеет ждать и искать моменты, когда сотрудничество с Россией будет выгодным и безопасным.


39047941090_2cd29ecdb1_k.jpg

Фото: kees torn / Flickr / CC BY-SA 2.0


Возможна ли приарктическая субъектность?

Как известно, Китай объявил себя приарктическим государством, но такое позиционирование вызвало гневную отповедь со стороны США. Очевидно, что США не намерены признавать приарктическую субъектность. Россия в целом настроена так же, однако текущие условия могут поменять диспозицию.

Приарктический Китай обладает огромным потенциалом, активно занимается ледокольным флотом и заинтересован в многоуровневом взаимодействии.

В кратко- и среднесрочной перспективе у Китая схожие с Россиейинтересы и видение с Россией проблем в Арктике. В условиях интенсивной геополитической конфронтации Китай, скорее всего, предпочитает не рисковать и рассматривает совместные с Россией арктические проекты (инфраструктура, углеводороды и другие ресурсы) как привлекательные, но рискованные. Однако все может поменяться.

В случае, если Россия признает приарктические амбиции Китая, стратегический альянс возможен, тем более, что по остальным вопросам геополитической повестки у сторон достаточно много точек соприкосновения.

Для России признание приарктической субъектности – не приоритетный, но возможный вариант, значение которого не стоит преуменьшать. По крайней мере, эта опция будет использована для поиска какого-то баланса во взаимоотношениях со странами коллективного Запада и, прежде всего, с государствами Северной Европы.

Анализ официальных выступлений и позиций руководителей этих стран показывает, что Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия меньше всего заинтересованы в геополитической эскалации и трансляции ее на Арктику. В этом плане Россия может сыграть, с помощью Китая, в альтернативные сценарии развития Арктики. В любом случае риски изоляции потребуют от России активизации действий на этом треке.

Думается, пройдет немало времени до того, как конфигурация примет стабильные формы: в ближайшие годы нас ждут, скорее всего, геополитические маневры вокруг Арктики, фактор участия Китая в которых будет иметь значимую, а возможно, и всё возрастающую роль.


***

Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic

далее в рубрике