Музей Арктики и Антарктики. Санкт-Петербург
Российский государственный музей Арктики и Антарктики — музей в Санкт-Петербурге. Цель музея — показать исторические страницы научных исследований Арктики и Антарктики а также прилегающих к Арктике советских/российских территорий и Северного морского пути.
Музей расположен в здании бывшей единоверческой Никольской церкви, построенной в 1820—1838 годы по проекту архитектора А. И. Мельникова на улице Марата (закрыта в 1931 году).
В 1920 году для проведения планомерных исследований Арктики была организована Северная научно-промысловая экспедиция (Севэкспедиция), которая в 1925 году была преобразована в Институт по изучению Севера (ИИС). Одним из направлений работы Севэкспедиции, а затем и ИИС, было информирование населения страны о результатах научных исследований, а также широкая популяризация знаний об Арктике. Для реализации этой задачи в Положении об ИИС предусматривалось создание постоянно действующего музея-выставки. 22 ноября 1930 года Президиум ЦИК СССР утвердил создание на базе ИИС Всесоюзного арктического института (ВАИ), в структуру которого на правах специального отдела был включен Музей Арктики. Первым директором музея стал художник и полярный исследователь, участник экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу Н.В. Пинегин.
Изначально экспонаты музея хранились в подвале Шереметевского дворца, где располагался институт, и использовались только для проведения выставок.
В 1933 году в ведение ВАИ для устройства музея было передано в аренду здание бывшей Никольской единоверческой церкви на улице Марата, построенное в 1820—1838 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова.
В течение 1934—1936 годов под руководством архитектора А. В. Сивкова в здании велись масштабные работы по реконструкции помещений для нужд музея, разрабатывались научная концепция музея и проект экспозиций, велся целенаправленный сбор экспонатов, отражающих многостороннюю деятельность отечественных исследователей в Арктике. В эти годы было положено начало практически всем современным коллекциям музея. В 1936 году реконструкция здания была завершена и началось оформление экспозиции, к которой были привлечены известные художники М. Г. Платунов, И. А. Серебряный, В. В. Новодворский, И. А. Протопопов, А. Х. Торосян и др. В разработке научной концепции музея активное участие принимали ведущие сотрудники ВАИ В. Ю. Визе, Л. Л. Балакшин, В. А. Березкин, М. М. Ермолаев, А. Ф. Лактионов, С. В. Обручев и др. 8 января 1937 года состоялось торжественное открытие музея Арктики, а 10 января он был открыт для широкой публики.
Деятельность музея в первые годы его существования была направлена на широкое освещение масштабных событий, происходивших в Арктике. Сотрудники музея в оперативном режиме осуществляли подготовку и открывали новые разделы экспозиции, выступали с лекциями и беседами в различных учреждениях Ленинграда, проводили выездные выставки. Самым крупным мероприятием музея в предвоенные годы стала выставка «Советская Арктика», экспонировавшаяся в первом полугодии 1941 года в Боровичах, Новгороде и Калинине. За полгода работы выставки ее посетили десятки тысяч человек.
С началом Великой Отечественной войны музей был законсервирован, а наиболее ценные экспонаты вывезены в Красноярск, куда был эвакуирован Арктический институт. Экспонаты были временно приняты в Красноярский краевой музей и неоднократно использовались для проведения выставок. В 1944 году эвакуированные экспонаты вернулись в Ленинград.
В 1946 году начался капитальный ремонт здания музея. За время ремонта была подготовлена научная концепция музея, учитывающая новые данные об Арктике и новые поступления в музейные фонды. В ее разработке, как и в 1930-е годы, участвовали сотрудники Арктического института — В. Ю. Визе, Я. Я. Гаккель, М. И. Белов, Д. Б. Карелин, Д. М. Пинхенсон, А. А. Гирс и др. Проект архитектурно-художественного оформления залов музея был выполнен ЛенИЗО под руководством главного художника В. И. Киреева. Восстановлением музея занимались художники И. Я. Цепалин, Л. К. Богомолец, М. Г. Платунов, М. Н. Успенский и др. 12 марта 1950 года Музей Арктики вновь открылся для широкой публики.
В 1958 году, после начала интенсивного освоения Антарктиды советскими исследователями, музей вслед за институтом был переименован в Музей Арктики и Антарктики и в нем открылся новый отдел, посвященный ледяному континенту.
Основные направления деятельности музея, разработанные в 1950-е годы, не претерпели существенных изменений и в последующие годы.
Новый этап деятельности музея начался в 1998 году после выхода Постановления Правительства Российской Федерации о создании в Санкт-Петербурге на базе Музея Арктики и Антарктики Российского государственного музея Арктики и Антарктики (РГМАА). Возглавил музей полярный ученый и путешественник В.И. Боярский. Учредителем музея является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Ввиду ограниченных выставочных площадей музей не имеет возможность представить большую часть имеющихся экспонатов. Поэтому в настоящее время ведутся переговоры с Правительством Санкт-Петербурга и руководством Росгидромета о предоставлении дополнительных помещений, где планируется развернуть новую экспозицию, посвященную современным страницам полярных исследований.
В настоящее время постоянная экспозиция музея включает в себя следующие разделы: «Природа Арктики», «История исследования и освоения Северного морского пути», «Антарктика». Для детей и взрослых проводятся экскурсии, посвященные природе и исследованиям полярных районов. В экспозиции широко представлены археологические памятники и реликвии, приборы и экспедиционное снаряжение, письменные, картографические и печатные источники, чучела животных, фотодокументы, модели судов и самолетов, макеты и уникальные диорамы, многие из которых были созданы в середине 1930-х годов, живопись и графика известных художников и пр. Центральное место в экспозиции отдела «Природа Арктики» занимает макет «Арктика», который представляет собой сегмент глобуса с рельефной гипсометрической картой северного полушария до параллели 60° в масштабе 1:1 500 000. Макет был выполнен художником В. В. Новодворским в 1936 году. Своеобразной визитной карточкой музея является настоящий самолет-амфибия Ш-2 конструкции инженера В. Б. Шаврова, построенный в 1931 г. в Ленинграде и использовавшийся для ведения ледовой разведки в Арктике. Среди наиболее известных экспонатов — штурвал и нактоуз (магнитный судовой компас) первого в мире арктического ледокола «Ермак», штурвал ледокольного парохода «Таймыр», спасательный круг с парохода «Челюскин», копия палатки и личные вещи участников первой советской дрейфующей станции «Северный полюс», механическая модель полярного сияния. На немногочисленных свободных площадях проводятся временные выставки. На основе музейной экспозиции проводятся образовательные программы для школьников.
Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова
Музей расположен в памятнике архитектуры XVIII – XIX вв. «Торговое здание с каретным сараем», входивший в градостроительный ансамбль «Городская купеческая усадьба Шингарёвых-Плотниковых». Торговое здание было построено в 1897 году.
В 1994 году здание передано Архангельскому музею изобразительных искусств (с 1994 года – Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»).
В 1997 году начались работы по реконструкции и реставрации. В отреставрированной части здания в двух залах для посетителей в 2002 году открылась выставка «Художник вечных льдов», основу которой составили лучшие произведения Александра Борисова.
Александр Алексеевич Борисов — живописец с мировым именем, ученик известнейших пейзажистов Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, он был первым полярным художником, основоположником художественного освоения Арктики, который своим талантом создал монументальные образы Крайнего Севера. Собрание музейного объединения насчитывает около 400 работ этого художника.
Уникальное наследие художника послужило идеей для создания нового современного Музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова в Архангельске. К реализации этого крупного проекта Музейное объединение приступило в 2008 году. Автор художественного проекта музея — Конов Александр Никитич, заслуженный художник РФ, студия «Музей-Дизайн» (Москва). Руководитель проекта – М.В. Миткевич, директор Музейного объединения. Научный руководитель – Е.И. Ружникова, зам. директора Музейного объединения по научной работе. С 2013 года ведутся работы по художественному оформлению экспозиции. В настоящее уже открыты залы «Зарубежные поездки Борисова» и «Мастерская в Красноборске» (благодаря финансовой поддержке ОАО «Севералмаз»), а также зал «Ненецкое декоративно-прикладное искусство», посвящённый культуре и искусству ненецкого народа.