Сейчас в Мурманске

18:39 2 ˚С Погода
18+

На джипе из Барнаула в Тикси и обратно

Маршрут на 30 дней и почти 15 000 км.

Туризм Арктический туризм

На джипе из Барнаула в Тикси и обратно
Тикси и сугробы. Все фото А. Котельникова 


В этой статье пойдёт речь о сибирском путешественнике Алексее Котельникове. Родом он из Барнаула, там вырос, там окончил географический факультет Алтайского государственного университета, там в 1990-ые основал свой бизнес, там же, в Барнауле, он и живёт до сих пор. Возрастом А. Котельников солиден – ему уже за 50 лет. 

Он не только создал крупную компанию, но и обзавёлся пятью детьми, а также совершил около сотни категорийных спортивных походов (если считать на год, то выходит около 3 маршрутов в год) в разных дисциплинах: пешие, водные, спелео-, веломаршруты от 1 до 6 категории сложности.

А. Котельников успевает везде и всюду, он один из немногих людей в России, кто побывал в более чем 180 странах мира, во многих из них он путешествовал, в том числе и автостопом (несмотря на своё богатство, А. Котельников человек простой и скромный). До полного списка стран-участниц ООН А. Котельникову остаётся около 5 или 6. Да и то это те страны, в которых долгое время идёт война. В России герой нашей статьи посетил все регионы, коих около 90 штук. На Северах бывал не один раз и в разные сезоны. Пересекал Якутию, Чукотку и Камчатку на снегоходе, сплавлялся по глухим северным рекам типа Олёкмы или Амги, ездил на джипе в Эвенкию и пр.


2 (3).jpg

Ледовитый океан


Барнаул – Тикси

У героя нашей статьи уже лет десять как в собственности есть личный «вездеход» – джип марки Toyota Land Cruiser. Почти каждый год, в феврале месяце, он с друзьями отправляется в путешествия по сибирским и дальневосточным зимникам. В их активе маршруты по Томской области, ХМАО, ЯНАО, Красноярскому краю и Эвенкии. В 2016 году А. Котельников с друзьями решил отправиться по зимникам на Чукотку.

У команды был ровно месяц на это путешествие, и проходило оно с 15 марта по 15 апреля. Многие, конечно, скажут, что весной (хоть и арктической) ехать опаснее – большая вероятность угодить в наледи. С другой стороны, на рубеже марта и апреля световой день длиннее и температуры выше, чем в феврале. 

В команде было 5 человек, из них двое водителей. Внимательный читатель спросит, раз маршрут планировался на Чукотку, то почему же в заглавии стоит Тикси? Сейчас расскажу.

Вариантов проехать из Барнаула до Якутска есть целых три. Первый, и самый надёжный, идёт вдоль Транссибирской магистрали до Невера, там поворот на Тынду, Нерюнгри и дальше по трассе «Лена» до Якутска. Второй путь – это зимник вдоль реки Лена, от Усть-Кута и до городов Ленск, Мирный и дальше по вилюйской трассе до Якутска. Третий маршрут проходит вдоль БАМа (Усть-Кут, Севербайкальск, Таксимо, Тында).

Первый вариант самый асфальтированный, и там ребята уже ездили, второй маршрут тоже уже был освоен. Третий вариант, вдоль БАМа, оказался короче на целых 1000 км, чем дорога вдоль Транссиба, и там они ещё не ездили. Дорога вдоль БАМа (она же «автодублёр БАМа») – это особое удовольствие для джиперов и мотоциклистов. Летом по ней проезжали считанные единицы, так как отсутствуют мосты через крупные реки и за дорогой никто не следит. Зимой же всё, казалось бы, должно быть проще, но в тот 2016 год зимник вдоль БАМа был настолько ужасен, что вместо того, чтобы сократить маршрут на 1000 км и проехать от Барнаула до Якутска за 4 дня, наши ребята добрались до Якутска только на 10-й день пути. К слову, по Транссибу из Барнаула в Якутск можно приехать за 5-6 дней. То есть, уже на старте команда потеряла около 5 дней. И в Якутске встал вопрос, успеют ли они вернуться с Чукотки вовремя? Теоретически, при хорошем зимнике и отсутствии наледей, команда могла добраться до Чукотки и вернуться обратно. Но именно в тот год, в марте – апреле по всей восточной Арктике было очень много наледей на зимнике. Выходит, что команда приняла правильное решение (хотя тогда в Якутске это было не ясно) и отправилась по запасному маршруту в Тикси.


4 (2).jpg

Водопровод по-Якутски


Зимник на Тикси начинается на развилке, которая, в свою очередь, находится на трассе «Колыма», примерно в 110 км от Хандыги в сторону Магадана. Дорога от развилки идёт на Тополиное и Батагай через Верхоянский хребет. Горные перевалы, зимние трассы, низкие температуры и красивые виды из окна на снежные просторы, горы и тайгу – вот она, романтика Севера.


3 (2).jpg

Берег моря Лаптевых


Интересные случаи

Уже сейчас А. Котельников признаёт, что ездить за Полярный круг в одну машину нельзя! То, что они тогда отправились по зимнику в Тикси на одном своём Land Cruisere, граничило с самоубийством. Тем не менее путешествие завершилось успешно, хотя и не без приключений. На реке Яна, вдоль (или по) которой идёт зимник в Тикси, в особо сложных местах дежурят «Кальмары» (К-700). Если какая-либо машина застрянет, то он всегда придёт на помощь и выдернет из снежного или водяного плена. А в перерывах между спасением застрянцев он всегда подравняет дорогу. Так и нашей команде пришлось воспользоваться помощью «Камльмара». Совсем недалеко от него они провалились на полметра в наледь. Колеса почти полностью в воде. Температуры низкие, около 40 градусов, и вода буквально на глазах застывает и сковывает колёса. К-700 оперативно среагировал на просьбу о помощи и выдернул джип из наледи. При этом даже за то короткое время, что машина была в воде, колеса уже успели пристыть ко льду. Во время извлечения джипа разбортировалось колесо.

Но и тут ребятам повезло. Они поставили запаску и успели проехать лишь 5-10 км, как увидели несколько КАМАЗов и мужиков, которые как раз занимались бортированием колёс. Познакомились, пообщались – оказалось, один из них земляк, из алтайского Рубцовска. Колесо забортировали за 5 минут, с помощью бензина. Такой метод часто применяется в полевых условиях, чтобы поставить обратно шину на диск. Но нужен точный глаз, ведь если нальёшь слишком мало, то ничего не будет, а нальёшь слишком много, то спалишь шину. Метод заключается в том, что бензин наливается в пространство между шиной и диском, а затем поджигается. Происходит маленький взрыв, и шина встаёт на место.


5 (2).jpg

Провалившийся под лёд грузовик


Отдельно стоит упомянуть о местном слэнге дальнобойщиков. «Положить машину» – означает перевернуться, «искупаться в море Лаптевых» – провалиться под лёд на финишном отрезке, ведущем к Тикси, «не хватает духу» – говорят, когда у машины не хватает мощности забраться на перевал, «встаёт на лыжи» – добавляют, когда у машины не хватило духу и она начала скатываться с перевала кормой вперёд.

Каждый год несколько грузовых машин попадают в наледь и не успевают оттуда выбраться. Таким образом они вмерзают в лёд реки вместе со всем своим грузом. Глубина вмерзания разная, но процесс извлечения машины изо льда – это отдельная и долгая процедура. Допустим, грузовая машина стоит 5-10 миллионов рублей, плюс тот груз, что она везла по зимнику (хотя его можно и перегрузить на другу машину при должной удаче), процесс же извлечения машины изо льда может обойтись в 500 000 рублей и более. Заключается он в следующем – если толщина льда 20 см, а дальше идёт вода. Из этих 20 см снимают 15 см и ждут несколько дней, пока вода промёрзнет ещё на 20 см дальше. Затем снимают следующий слой льда, но не весь, не до воды и снова ждут, пока вода застынет. Одно неверное движения ломом и вода в считаные минуты снова заполнит всё выдолбленное за несколько дней и недель пространство вокруг машины. Вода быстро замёрзнет и процесс придётся начинать заново.

Тогда, в 2016 году, один из водителей провалившегося в наледь КАМАЗа нанимал людей для того, чтобы долбить лёд и платил каждому по 5 000 рублей в день, а также кормил и обогревал.

А что будет, если оставить машину во льду до весны? Ответ прост: во время ледохода её перетрёт в пыль огромными льдинами, толщина которых порой достигает трёх метров.


6.jpg

Батагай


Водка или лимоны?

А. Котельников вспоминает, что с собой ребята брали водку и сигареты, чтобы дарить, тем, кто будет им помогать в дороге. Но на удивление якуты оказались достаточно устойчивыми к водке, в отличие от эвенков, которые в Эвенкии могут и окно в машине разбить ночью, если узнают, что внутри есть алкоголь, до того они от него зависимы. На севере Якутии крепкие спиртные напитки свободно продаются в магазинах и большого ажиотажа вокруг них нет. А вот чему действительно были рады местные жители, так это свежим овощам и фруктам, и в особенности, почему-то, лимонам. Когда команда открывала багажник и предлагала выбрать что-нибудь, то люди чаще всего выбирали лимоны! (а водка оставалась невостребованной).

Топливо на маршруте стоило в два раза выше, чем в Барнауле. Но почти всегда можно было купить со скидкой у местных дальнобойщиков или глав маленьких поселений (там всегда имеется запас топлива на экстренный случай). Ночевали в посёлках, научным методом – приезжали в посёлок и шли к его главе. Долина реки Яны туристами не избалована, поэтому бесплатно размещали в библиотеках, администрациях, клубах и т.д. В среднем расход на человека вышел около 1 500 рублей в сутки (состав был 5 человек). Пищу готовили на мультиварке – часто бывало, что пока остальные разгружают машину и готовятся к ночлегу, дежурный первым делом включал мультиварку и минут через 20 (к концу разгрузки) ужин уже был готов.


7.jpg

Преодоление наледи в сумерках. То ли едут, то ли плывут


В заключение

Обратно из Тикси возвращались через Депутатский и реку Индигирку, думали, что там зимник будет получше, чем на Яне. Лучше не было, но все же вернуться в Барнаул успели в срок. Весь маршрут вышел на 30 дней и почти 15 000 км.


***

Константин Каськаев, специально для GoArctic

далее в рубрике