Сейчас в Архангельске

03:30 2 ˚С Погода
18+

Наша служба не опасна, но трудна... Православная жизнь в Тикси

Чем живёт в XXI веке заполярный якутский посёлок Тикси, возраст которого чуть больше восьмидесяти лет, но места, где он расположен, полярные исследователи бороздили с начала XVIII в. в поисках нового пути для торговли с Китаем и Японией?

Тикси Православие на севере Булунский район Православие в якутии
26 декабря, 2019, 15:10

Наша служба не опасна, но трудна... Православная жизнь в Тикси
Храм Спаса Нерукотворного в Тикси-3. Фото Олега Нагорного.


Чем живёт в XXI веке заполярный якутский посёлок Тикси, возраст которого чуть больше восьмидесяти лет, но места, где он расположен, полярные исследователи бороздили с начала XVIII в. в поисках нового пути для торговли с Китаем и Японией? Если вам придётся искать информацию в глобальной сети об этом посёлке, то вам встретятся несколько фоторепортажей путешественников, опубликованных на их личных страницах в Живом Журнале, пара-тройка заметок, да буддийский монастырь с одноимённым названием, но это в районе Тибета. А каким увидел и видит сейчас заполярный посёлок священник Русской Православной Церкви в монашеском чине – постараюсь поделиться в моей небольшой зарисовке.

В далёком, как мне сейчас уже кажется, 2012 году, в начале августа, состоялась моя встреча с загадочной и с юности манившей меня Арктикой. Случилось это после кардинальной перемены в моей жизни. После семнадцатилетней педагогической карьеры побывав директором школы в родной Курской области, учителем, воспитателем Православной школы Подмосковья, приняв монашество в 2011 г. в Белгородской и Старооскольской епархии, вскоре был направлен владыкой Иоанном в миссионерскую поездку, на год, в известный мне уже не понаслышке посёлок Тикси, Булунского улуса, республики Саха (Якутия), где возводился первый в его истории храм в честь святителя Николая, покровителя мореплавателей, и преподобного Серафима Вырицкого -- святого, совершавшего своё служение в годы гонений в нашей северной столице Санкт-Петербурге.

Первое, что меня выбило из колеи почти на месяц, -- была заброшенность и мертвенность двух посёлков. Как будто я на машине времени вернулся в 90-е годы. Пустые глазницы окон заброшенных домов, почти полное отсутствие людей, прогуливающихся или спешащих по делам... Да, ещё стоит добавить, что приезд мой в Тикси совпал с приказом бывшего министра обороны частям дальней авиации покинуть расположение военного городка, на котором держалась и инфраструктура, и вообще вся жизнь тихо умиравших с 90-х годов посёлков Тикси-1 и Тикси-3, соединённых почти единственной «цивилизованной» дорогой в районе (Булунском улусе) протяжённостью около 8 км. 

***

Чтобы попасть в Тикси, вам нужно иметь специальное разрешение на посещение пограничной зоны. Это разрешение оформляется заранее в пограничной службе Федеральной службы безопасности. Без него находиться на территории посёлка запрещено. Попасть в Тикси можно тремя способами: самолётом, теплоходом и по автозимнику, однако все варианты очень ненадёжны.

Авиасообщение осуществляется регулярно, но весной и зимой есть риск попасть в пургу и прождать неделю, пока погода позволит лететь.

Есть рейсы в Якутск, иногда бывают рейсы в Москву. На теплоход полностью положиться тоже нельзя: летняя навигация длится всего три месяца, поэтому достать билеты не всегда удаётся – очень большой спрос. Надеяться на автотранспорт тоже не стоит: проехать по зимнику без приключений можно только в колонне полноприводных «Уралов» или КамАЗов.

*** 

Ни одного знакомого человека, кроме встретившего меня игумена Агафангела (Белых), основателя стана, моего давнишнего друга, ставшего мне братом (а ведь брат плохого не пожелает…). Он-то, собственно, и сосватал меня в это дивное место, в котором он был уже как свой. Какие мысли мною овладели в те дни… Первая: что я вообще тут делаю? Как можно жить среди такого количества хлама и тотальной неухоженности? Зачем я здесь?

Но вскоре я был оформлен учителем истории и обществознания в почти опустевшую, после отлёта военных, Тиксинскую среднюю школу №2, познакомился ближе с прихожанами и «захожанами», неуёмной тиксинской детворой и многими, многими и даже четвероногими местными бродячими и не совсем собаками, мелодично подвывавшими под колокольный благовест перед богослужением. А ещё мне сказали, чтобы я не расстраивался от местных апокалиптичных видов, подожди до конца сентября и снег сделает своё дело.

(Так оно и вышло…. Плотный график «работа плюс служба» сделал своё дело. В ноябре прибыл помощник из числа семинаристов-заочников, а снег, как и было обещано создал красивый антураж для дальнейшего моего радостного пребывания в миссии.)

Тикси


О местных духах и жизни духовной

Жизнь христианской общины зачастую закрыта от глаз обывателя, оттого и представляется она либо загадочно-пугающей, либо вообще не имеющей отношения «к тебе» и «твоей жизни», наполненной житейскими заботами, трудностями, радостями и т.д. Ведь мало кому известно, что местный храм и служащий там священник живут только на пожертвования прихожан и никаких государственных денег и спецфонда. Что мы -- такие же живые люди с планеты Земля. Что христианство -- это желание следовать за Учителем и подражать Ему, и это, увы, не всегда получается. Что на всё нужно время и терпение, а мы в наш век скоростей желаем, чтобы всё было быстро и с желаемым нами результатом.

Советский человек, воспитание, которого прошло вне понятий веры, воспринимает священника как инородный элемент, непонятно для чего здесь осевший, и лишь иногда горе или отчаяние после долгих запоев или навалившихся проблем разрушает на короткое время эту стену непонимания. Следует учесть и местные традиции ублажения «духов» тундры, через приношение жертвы в виде «кормления огня», для пожелания удачной рыбалки, охоты и т.д. И вообще в Тикси отношение к огню особое, это видно и по детишкам, регулярно забегающим в храм и сжигающим, завороженно глядя на пламя, за раз почти месячный запас церковных свечей.  

***

Хочется немного рассказать о месте моего пребывания.

Территория самого улуса –  это примерно территория Великобритании, с населением всего лишь около 10 000 человек.

С 1784 года село Булун (ныне не существующее) было приписано к Жиганскому приходу. В 1848 году там была построена деревянная часовня, сгоревшая через год. В 1855 году жители села восстановили часовню и, спустя два года, она была освящена как Спасская церковь. Новую деревянную церковь Спаса Нерукотворенного в Булуне построили в 1896 году. Тогда же там, трудами настоятеля – иерея Стефана Орлова -- была открыта церковно-приходская школа. Церковь просуществовала до 20-х годов прошлого века. Когда село Булун было решено перенести на другое место (ныне село Кюсюр), храм был разобран.

Булунский улус

Также с 1844 года по Лене курсировала миссионерская плавучая церковь, доходившая от Якутска до мыса Быковский и, потом, по Оленёкской протоке, через Ыстаннах-Хочо, до Усть-Оленька.

На территории Булунского улуса также существует сохранившаяся до наших дней часовня в селе Сиктях (правда, в очень плохом состоянии). В Усть-Оленьке, в местечке Буолкаллах, старожилы показывают фундамент здания, которое, по их словам, имело религиозное значение. В заброшенном селении Турах, которое находится в Усть-Ленском заповеднике, по рассказам охотников, стоит старая церковь, но, следуя суеверию, никто в эти места не заходит, и точных сведений об этой церкви нет. 

Первая православная община появилась в Тикси в начале 2000-х. А официально Спасский приход был зарегистрирован в 2001-м году. Вначале собирались в приспособленном подвальном помещении на ул. Морской д. 10. История его проста, как и история многих православных приходов, создававшихся в то время на территории нашей страны, где десятки лет обыватель слышал о священниках и Церкви лишь в ракурсе суровой критики или насмешки (зачастую оправданной). Это наложило свой отпечаток на общение со священноначалием и людьми верующими и по сегодняшний день.

Деревянный храм Спаса Нерукотворенного был построен в военном гарнизоне п. Тикси-3 в 2006 году. 24 августа 2006 г. Преосвященный Зосима, епископ Якутский и Ленский совершил освящение Спасского храма в гарнизоне Тикси-3.

В 2008 г. в трёхкомнатной квартире, расположенной в п. Тикси, по адресу ул. Трусова д. 3 кв. 33. был устроен домовой Спасский храм, позже, по желанию прихода, переименованный в Никольский (так как Спасский храм уже был в гарнизоне Тикси-3).

Начиная с 31 марта 2009 г. на базе прихода работает миссионерский стан "Спасский", сотрудники которого направляются в Тикси Синодальным миссионерским отделом Московского Патриархата. 

27 сентября 2009 года на полярной станции Санникова,  по благословению епископа Якутского и Ленского, владыки Зосимы,  в традициях обыденных (возведённых за один день) храмов была построена часовня в память первопроходцев Северного морского пути. Инициатором строительства выступила служба спасения МЧС Якутии.

Материалы для постройки были доставлены к месту назначения ледоколом Ленского объединённого речного пароходства "Капитан Бородкин", завозившим топливо и продукты на станции "Котельный", "Санникова" и "Кигилях".

Вышло так, что к острову Котельный, на котором находится полярная станция, ледокол подошёл накануне праздника Крестовоздвижения, поэтому вопросы о том, с каким именем освящать часовню, отпали сами собой. На рассвете был отслужен молебен и началась работа. Часовню собирали из бруса лиственницы.

К концу дня над куполом был водружён крест, и уже на закате был отслужен водосвятный молебен, освящены иконы и само строение.

После захода солнца над куполом часовни все участники экспедиции наблюдали удивительно красивое северное сияние, что многие посчитали особым знамением.


С октября 2010 года в Тикси был командирован второй священник и появилась возможность начать регулярные экспедиции по отдалённым национальным посёлкам Булунского улуса. Первая поездка была совершена в центр Борогонского наслега, село Намы.

Экспедиция продолжалась три недели. До Борогона добирались по зимнику – 270 км. -- с попутными грузовиками. Обратно вылетели рейсовым вертолётом. Это был первый приезд православного священника в село.

Миссионерская группа состояла из двух человек: иерей Владислав Кричевский, командированный в Тикси Синодальным миссионерским отделом, и Даниил Яковов, -- студент второго курса Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью.

Население села Намы -- около пятисот человек, преимущественно эвенки и якуты. За время пребывания миссионеров в селе было проведено двенадцать огласительных бесед и совершено крещение двадцати четырёх человек. В настоящее время новокрещёные христиане собираются каждое воскресение для совместной молитвы, но развитие церковной жизни затруднено отсутствием помещения. С главой наслега В. Челбердировым достигнуто соглашение о помощи в постройке часовни своими силами.

Следующая экспедиция продолжалась почти два месяца. Её целью было устройство Благовещенской церкви в Тюмятинском наслеге, село Таймылыр. До Таймылыра добирались на рейсовом вертолёте, обратно выехали вездеходом. Расстояние по зимнику от Тикси – 400 км. 

Миссионерская группа тоже состояла из двух человек: игумен Агафангел (Белых) и уже упомянутый Даниил Яковов. И вновь это были первые православные миссионеры в Таймылыре.  Население этого посёлка – семьсот пятьдесят человек. 95% составляют эвены, эвенки и якуты. В результате поездки был подписан договор с главой администрации об аренде помещения на три года. Там был сделан косметический ремонт и устроен молитвенный дом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Было совершено крещение двух человек. Проведены беседы с каждым классом местной школы.

***

О поездках в отдалённые наслеги пришлось забыть, так как всё внимание было сосредоточено на строительстве Серафимо-Никольского храма в Тикси-1. А пока служили в балке (местное название вагончика), приспособленном под храм. Сломавшийся теплоход, вёзший нам цемент для храмового фундамента, скорректировал наши планы, и заливали цемент, когда уже лёг первый снег. 

Подведя электричество и соорудив большой самодельный масляный радиатор, с помощью ещё остававшихся в посёлке друзей-военных, мы вошли в зиму. То, что, несмотря на самую холодную зиму, доходившую до -49 в феврале и грозившую, из-за поломки котельной, замерзанием посёлка, нам было в нашем церковном «балке» тепло и уютно -- о том свидетельствовала поселившаяся и по-хозяйски зажившая у нас крыса… Да, дорогие читатели все мы наслышаны о «церковных мышах», а у нас появилась своя церковная крыса…. Мы пытались с ней вести переговоры с помощью электронного отпугивателя грызунов, ставили ловушку-клетку и даже отпускали на свободу. В результате она мирно почила в клетке-ловушке свернувшись калачиком... 

Помню, как капитан Андрей К. после первой пурги меня научил заделывать мелкие щели в балке, что бы не выдувало тепло. Тёплая вода плюс снег и немного мастерства скульптора -- и можно до весны не переживать. За эту зиму я научился определять скорость ветра. Если меня сбивает с ног -- это уже под 30 м/с. Научился помнить, что через малейшую щель за пару дней надувает гигантский сугроб. Тому свидетельство, что весной мы с чердака Спасского храма собирали до двенадцати мешков снега. Привык я и к полярной ночи, хотя до сих пор никак не могу привыкнуть к полярному дню.

Климат здесь суровый. В год бывает до 120 дней с  метелями. Средняя температура января  -35 С, июня --  +11 С. Зима длится восемь месяцев, лето -- максимум два. С 10-го мая по 2-е августа – полярный день. Соответственно, с 18 ноября по 25 января – полярная ночь. 

Даже летом в Тикси возможны заморозки. Из-за близости моря Лаптевых зимняя температура редко опускается ниже -40 °С, но это «компенсируется» постоянными сильными ветрами.

Когда «пуржит», школьники каждое утро ждут штормового предупреждения по новостной ТВ полосе или телефону. Занятия отменяются у разных классов в зависимости от силы ветра и, соответственно, веса ученика. В среднем, для отмены занятий сила ветра должна достигать 20 м/с.

Так пролетела зима 2013 года, которая здесь длится практически до начала мая, хотя снегопад в середине июня дал мне знать, что она здесь, недалеко, и не стоит расслабляться. Прилетевший игумен Агафангел (Белых) продолжил строительство храма, а я долго ждал военного борта в обратный путь, и сначала меня обнадёжили вылетом на "Антее", но потом пришлось экстренно, в конце июля, вылетать самолётом АН-12, местной «рабочей лошадкой» военных, 1970 года постройки. Во время перелёта я окончательно понял, что наша армия непобедима: чтобы взлететь, я, генерал-лейтенант и группа сопровождавших его полковников спокойно шли в хвост самолёта для лучшего распределения груза, также дружно приземлялись в Москве.

Потом меня ждало трёхлетнее служение в Николаевском соборе города Валуйки Белгородской области, где всё напоминало о моем годовом путешествии на Южный берег Ледовитого океана: настоятель постоянно дежурил на строительстве храма в Тикси, а мой завхоз, ныне священник о. Сергий Матвийчук, с семьёй переехал из Тикси, где он служил долгое время, на постоянное место жительства в белгородские земли.

В октябре 2014 года состоялось торжественное освящение Серафимо-Никольского храма в Тикси, и мне посчастливилось возглавлять сию многочисленную экспедицию со множеством погодных препятствий и великим числом приглашённых священников, а тогда ещё совсем юных семинаристов, служивших в Тикси, а также наших друзей-музыкантов московской группы «ИХТИС». Жители посёлка и сами участники этого действа по сей день вспоминают нашу поездку как что-то в их жизни необыкновенное. И кто бы мог подумать, что мне придётся продолжить своё служение в этом удивительном месте с сентября 2017 года.

Но это уже немного другая история….. 

(Продолжение следует.)

Спасательный пункт

Автор: иеромонах Иоасаф (Куракулов), и.о.настоятеля Серафимо-Никольского храма в п. Тикси.

   



далее в рубрике