Национальный праздник «Кильвей» готовятся отметить на Чукотке
Программу «праздника молодого оленя», «праздника сброшенных рогов», главного весеннего события Чукотки, – проведут в Анадыре и Тавайвааме.

Фото: пресс-центр губернатора ЯНАО
Программу «праздника молодого оленя», «праздника сброшенных рогов», главного весеннего события Чукотки, – проведут в Анадыре и Тавайвааме.
«Кильвей» – праздник рождения первого оленёнка, его отмечают каждую весну в конце апреля или в мае. Именно в это время заканчивается массовый отел оленей. «Кил» – от слова «килкин», что означает «пуповина», «вэй» – от слова «вэнтыги», что означает «освобождение, переход к самостоятельной жизни». Рождение оленя для оленевода – это большой праздник, символ жизни и возрождения. Старики говорили – «будет олень, будет и жизнь».
Приготовлениями к празднику в окружной столице займутся в пятницу, 19 мая, сообщает ИА «Чукотка». В Анадыре торжество начнется в субботу в 12:00 старинным обрядом благодарения природы и духов. Его проведут хранительницы и знатоки чукотских традиций.
Потом организаторы народных гуляний расскажут гостям о роли «праздника первого оленёнка» в чукотской культуре, покажут песенно-танцевальную программу – 18 выступлений разных исполнителей. По традиции во время торжества пройдёт и конкурс национальных блюд, за звание лучшей хозяйки будут бороться 11 жительниц Анадыря. Гости праздника смогут попробовать костяное масло, рорат – чукотскую колбасу из нутряного оленьего жира, кровяную кашу на мясном бульоне и другие чукотские угощения.
Запланированы и другие конкурсы и эстафеты.
В Тавайвааме «Кильвей» начнется 21 мая в 12:40. Гости Тавайваама тоже смогут увидеть обряд благодарения и отведать деликатесы чукотской кухни. В культурную программу войдут конкурсы, танцевальные выступления, соревнования в национальных видах спорта,
Первыми 22 апреля «Кильвей» в 2023 году отметили в Канчалане.
Мнение: «Когда-то так назывался праздник сброшенных оленьих рогов, которые собирали в течение года и возили с собой во время кочевок. Если рогов становилось слишком много, то во время очередной стоянки их складывали в большую кучу, и начинался праздник.
Праздник сохранился до нынешних пор, хотя в советское время постепенно стал ассоциироваться с завершением отела северных оленей, который тоже происходит весной. Но обряд складывания рогов и разжигания костра остался».
Справка: К празднику «Кильвей» готовились заранее. Еще с лета заготовляли рымавыт – щавель, варили его и помещали в специальный мешочек. Зимой во время праздника «Пэгытти» забивали упитанного оленя. Тушу без внутренностей, головы и ног замораживали. Затем тщательно заворачивали в шкуру и везли с собой, сохраняя до наступления «Кильвея».
После рождения оленёнка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирали к празднику, они символизировали благополучно отделившихся оленят. Женщины готовили ритуальную пищу – дробили и варили кости. Всплывший на поверхность костный жир собирали в специальную посуду, получался таляпалгын – масло из дробленых костей. Варили мачвэлгын – грудинку. Делали фигурки оленей из кустов. Эти фигурки символизировали единство с окружающим миром.
В назначенный день празднования хозяйка вставала до восхода солнца. На ивовые кустики укладывали заранее собранные рога основанием в сторону яранги. Праздник начинался с выноса хозяйкой горячих углей из яранги на доске для выделки шкур. Между ярангой и холмом рогов разжигали ритуальный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, как это делали люди тысячи лет назад. Огонь, обереги, рога, ивовые кустики, тундру, небо и солнце «угощали» маленькими кусочками пищи из ритуальных блюд. Окружающему миру мысленно и словами посылали просьбы и добрые пожелания. Так проходил этот священный обряд.
На «Кильвее» еще выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, мужчины и женщины поочередно играли в бубны-ярары, чтобы отпугнуть злых духов.
В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после «Кильвея» обитатели стойбища делились на две группы: пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды, а мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Поэтому праздник первого олененка – это ещё и прощание перед долгой разлукой.
Кочевники до настоящего времени сохранили свои вековые обычаи и до сих пор придерживаются традиций. Праздник «Кильвей» – это напоминание о том, что малочисленные северные народы из века в век занимались сельскохозяйственной деятельностью и выживали в суровых условиях, благодаря одной из этносберегающих отраслей – оленеводству.