Национальный стандарт экологической безопасности
О национальном общественном стандарте «Экологическая безопасность Арктики»

Национальный общественный стандарт «Экологическая безопасность Арктики» разработан по инициативе ПАО «Россети». Это свод правил поведения в Арктике для всех организаций, которые там работают или хотят работать. Стандарт является общественным договором между обществом и предприятиями, который не регламентируется государством, не вступает в конфликт с существующей нормативной базой, а лишь дополняет её. Основная практическая задача: определить чёткие принципы организации собственной работы предприятий для обеспечения экологической безопасности.
Российская Арктика вместе с морской экономической зоной и континентальным шельфом занимает 30% территории страны. В Арктической зоне РФ создается 12–15% ВВП и обеспечивается около четверти экспорта. 43% площади Арктического региона планеты приходится на долю российского сектора. Это около 9 млн кв. км. Здесь проживает более 2,5 млн человек, что составляет 2% населения страны и около 40% населения всей Арктики.
Можно выделить несколько групп интересов, которые присущи как правительствам стран, так и крупным компаниям, осуществляющим свою деятельность в Арктической зоне.
Экономические интересы:
- наличие углеводородных депозитов большой ёмкости, которые в настоящее время являются технологически доступными и способными обеспечить потребности мировой экономики (только на разведанных запасах) на сто лет вперёд;
- наличие потенциальных углеводородных депозитов будущего – метангидратов, которые в настоящее время технологически недоступны по причине высокой стоимости добычи и переработки, что делает конечный продукт неконкурентоспособным в настоящих экономических реалиях, однако при исчерпании традиционных запасов и росте цен на углеводородное сырьё метангидраты будут представлять собой конкурентоспособный ресурс даже при использовании современных технологий;
- наличие континентальных месторождений рудных и нерудных ископаемых, технологическая доступность которых растёт с исчерпанием аналогов в других климатических зонах, изменением технологий добычи и изменением климата, кроме того, в Арктической зоне открыты запасы минералов, которые могут уже в настоящее время служить альтернативным сырьём для получения цветных металлов, легированных сплавов, новых керамических материалов;
- наличие значительных запасов пресных вод;
- возможности получения электроэнергии из возобновляемых источников – энергии ветра, приливов и отливов, океанической биомассы;
- наличие традиционных международных зон лова рыбных ресурсов, а также новых морских биоресурсов, появление на рынке которых обусловлено, во-первых, сокращением традиционных ресурсов, во-вторых, развитием технологий переработки нетрадиционного сырья, обеспечивающих получение качественных белковых продуктов;
- наличие возможностей организации новых безопасных транспортных схем, таких как «Северный морской путь», актуальность которых определяется не только сокращением расстояния доставки товаров из Азии в Европу, но и безопасностью с точки зрения пиратства и терроризма (в отличие от южных транспортных схем).
Военно-стратегические интересы:
- защита национальных экономических интересов при добыче углеводородных ресурсов и ископаемого сырья;
- защита отечественных рыболовных судов на свободных для международного лова арктических территориях;
- защита территориальных вод и морских территорий двухсотмильной российской арктической зоны от браконьерства и несанкционированного доступа;
- размещение стратегических ракет и компонентов противовоздушной и противолодочной обороны на арктических территориях и на средствах морского базирования, оптимального как с точки зрения времени подлёта, так и по скрытности базирования;
- организация логистических схем быстрой переброски техники и живой силы через территорию страны;
- размещения неядерных средств обороны и сил быстрого реагирования.
Экологические интересы:
Обусловлены, в первую очередь, тем, что Арктика является коллектором загрязнений Северного полушария. Глобальный водный и атмосферный перенос загрязнений с низких широт на фоне изменений климата приводит к накоплению загрязняющих веществ в различных компонентах природных систем Арктики и снижению их устойчивости к внешним воздействиям. Что, в свою очередь, приводит к исчерпанию биологических ресурсов, устойчивости экосистем различного уровня, ухудшению качества окружающей среды и к существенным затруднениям в обеспечении качества жизни населения, исторически проживающего в Арктике, либо населения занимающегося добычей природных ресурсов в Арктической зоне, а в конечном итоге – к снижению эффективности экономической деятельности. Кроме того, развитие знаний в области экологии Арктики даёт дополнительные возможности для защиты национальных интересов в международных судах, при рассмотрении исков, связанных с нанесением вреда окружающей среде, как к правительствам стран, так и к компаниям.
К экологическим факторам, характеризующим специфику Арктической зоны, относятся глобальные изменения климата, снижение устойчивости арктических экосистем к внешним воздействиям; глобальное и региональное загрязнение атмосферы; уязвимость природных комплексов Арктики и зависимость их от изменений окружающей среды и климата; трансформация естественного геохимического фона и нарушение естественных биогеохимических циклов химических элементов; низкие потенциал и скорость самоочищения природных сред, ведущие к деградации природных вод, почв, грунтов, естественного растительного покрова, биоты в целом; антропогенные и природные инвазии новых биологических видов, способных радикально нарушить биологическое разнообразие и устойчивость экосистем в целом; специфические природные условия, требующие специальных, более энергозатратных технологий, и негативное влияние индустриальной деятельности на флору и фауну Арктики, не учитывающее адаптационных возможностей природных комплексов.
- увеличение количества исследований, включая геологоразведочные, геофизические, гидрологические, океанологические, климатические, биологические, экологические;
- увеличение количества межгосударственных разногласий и обращений в международные инстанции по вопросу принадлежности спорных территорий морского шельфа;
- нарастание экономического интереса со стороны стран, не имеющих прямого выхода в арктические широты и оспаривание статуса акваторий и территорий Арктической зоны.
Всплеск активности всех участников процесса освоения Арктики стал возможен по следующим причинам. Во-первых, появились новые технологические возможности освоения традиционных видов ресурсов, а также новые виды ресурсов; второй по значимости причиной является частичное или полное исчерпание ресурсов в более низких широтах. Третье: ввиду процессов глобального потепления становится доступной для освоения территория океана, ранее не используемая из-за постоянного ледового покрова. Наконец, четвёртое: в настоящее время нет ни одного международного документа, который определял бы стандарты деятельности, обеспечивающие экологическую безопасность Арктической зоны.
Основной причиной необходимости национального стандарта «Экологическая безопасность Арктики» является то, что существующая нормативная база не отражает и принципиально не может отразить все аспекты природопользования в Арктической зоне. Происходит это не потому, что нормативная база несовершенна, а потому, что огромное количество аспектов не может быть встроено в закон, не всегда есть необходимость жёстко регулировать деятельность, зачастую достаточно руководствоваться определёнными принципами в её организации для снижения рисков экологических катастроф.
Кроме того, при росте интенсивности использования Арктической зоны будут возникать новые принципы хозяйствования и новые риски, нормативная база не может оперативно реагировать на такие изменения, в этом случае Стандарт, включающий в себя базовые принципы природопользования и обеспечения экологической безопасности, вполне может если не заменить закон в полной мере, то хотя бы обеспечить общественно-приемлемые форматы деятельности в арктических регионах.
Для стандартизации деятельности в Арктической зоне требуется доработать и формализовать на национальном уровне принципы рационального и эффективного использования природных ресурсов Арктики, исключающие прямой перенос «южных» технологий без прохождения процесса региональной адаптации и апробации. Кроме того, следует заменить изживший себя на настоящем этапе развития отраслевой подход освоения природных ресурсов Арктики, поскольку при современном уровне разделения труда невозможно в рамках одной отрасли, а тем более в рамках одного предприятия решить все проблемы обеспечения экологической безопасности производства. В первую очередь стандартизация должна касаться существующей нормативной базы, которая не соответствует документу «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В процессе стандартизации должны быть решены такие проблемы нормативной базы, как множественность и ведомственность нормативно-правовых актов, стандартов, регулирующих экологические вопросы по разным направлениям (в том числе распространяющихся на Арктическую зону РФ, но не учитывающих её природные особенности); проблема отсутствия механизма получения новых знаний о структурно-функциональной организации арктических экосистем; проблема определения допустимого антропогенного воздействия и нагрузок на арктические экосистемы и так далее.
Поэтому Национальный общественный стандарт экологической безопасности в Арктике:
- должен исключать ведомственный или отраслевой подход;
- должен являться базовым документом для формирования территориальных актов;
- объектом стандартизации является отдельное предприятие.
Общественный характер стандарта выражается, прежде всего, в принципе добровольности, то есть стандарт не является обязательным к исполнению, однако организации, принимающие стандарт, берут на себя обязательства по выполнению его критериев добровольно, осознавая важность сохранения целостности окружающей среды, соблюдения норм безопасности и ответственности за качество жизни перед будущими поколениями. Проверить своё соответствие принципам стандарта и заявить о принятии норм стандарта организация может самостоятельно. Однако функционирование стандарта как системы подразумевает создание экспертного совета, который возьмёт на себя функции проверки соответствия деятельности сертифицируемой организации нормам стандарта. Экспертный совет должен быть выборным органом и состоять из представителей организаций уже присоединившихся к стандарту, научных работников и представителей власти. Состав и численность экспертного совета, а также его полномочия определяют на его первом заседании представители организаций, готовых принять стандарт.
Автор: Владимир Алексеевич Маслобоев, д.т.н., ФИЦ Кольский научный центр РАН, г. Апатиты.
Фотографии сделаны научным сотрудниками ФИЦ КНЦ РАН Валентином Жигановым (северное сияние) и Владимиром Маслобоевым (Шпицберген).