Нордическое сотрудничество: о чём договорились министры северных стран
Совет Министров Северных стран недавно провёл семинар, на котором министры иностранных дел государств Северной Европы договаривались о координации своих действий
Фото: Афанасий Маковнев, GeoPhoto
Совет Министров Северных стран недавно провёл семинар, на котором министры иностранных дел государств Северной Европы (Скандинавские страны и Финляндия) договаривались о координации своих действий.
Нордический совет
Организация функционирует с 1952 г. и включает в себя Данию, Исландию, Норвегию, Финляндию и Швецию. Также в состав членов входят автономные территории Аландские острова (входит в Финляндию, но этнически на островах преобладают шведы), а также Гренландия и Фареры (входящие в Датское королевство).
Организация проводит консультации и координирует деятельность по самому широкому спектру вопросов, в том числе и арктических.
Фото: Nordic Council
Усиление политики безопасности
Онлайн-семинар был посвящен внешней политике и политике безопасности. Лейтмотив обсуждения стал доклад экс-министра правительства Исландии Бьерна Бьярссона. Доклад был посвящен стратегии внешней и оборонной политики северных стран.
Основной вывод от встречи: необходимость усиленной координации по арктическим вопросам. Речь идет не только о совместных исследованиях в области коллективной безопасности и внешней политики.
Тотальная оборона
На семинаре обсуждалась создание Северного центра реагирования для тотальной обороны. Всего Б. Бьярссон выдвинул 14 предложений о путях более тесного сотрудничества северных стран (глобальные изменение климата, гибридные угрозы и кибербезопасность, координация действий в условиях чрезвычайных ситуаций и др.). При этом инициатива о тотальном центре обороны, направленная на усиление сотрудничества в секторе безопасности получила различные интерпретации и в итоговом отчете не упоминается.
В то же время, участники семинара сошлись во мнении о том, что в период пандемии необходимо уделять больше внимания гибридным войнам и кибербезопасности.
Бьорн Бьярсон. Фото: dv.is
Китайский фактор
Нынешний доклад – это своеобразное продолжение отчета норвежского политика Торвальда Столтенберга об обороне скандинавских стран (опубликован в 2009 г.). Поскольку с тех пор ситуация в значительной степени поменялась – необходимость новой «сверки часов» и коррекции подходов не вызывает сомнений.
В качестве ключевого фактора, придающего динамизма международным отношениям вокруг Арктики называется Китай. С 2009 г. Поднебесная увеличила свое влияния на арктическую конфигурацию, что требует соответствующего реагирования со стороны стран Северной Европы.
На семинаре прямо указывалось на необходимость координировать свои действия в Арктике именно в качестве ответа на растущий интерес Китая.
В 2021 г. председательство в Совете Северных стран перейдет к Финляндии и Хельсинки уже заявил о том, что работа над предложениями Исландии будет продолжена.
Американский фактор
Семинар показывает, что в Северной Европе растет осознание необходимости проведения единой политики в арктических вопросах. США требует от этих стран одного, а Китай – предлагает – иное. Находясь в фарватере влияния Вашингтона скандинавские страны не собираются отказываться от выгодных китайских проектов. Этот фактор объективно способствует сближению позиций друг друга.
Председательство Исландии в Арктическом Совете в 2021 г. перейдет к России: в этом свете позиция Рейкьявика представляется значимой. Исландия выразила скандинавскую волю к артикуляции единых интересов северных стран, что приведет к консенсусу (с определенными оговорками). При этом на «излишне» объединительные усилия ревностно смотрит США, поэтому прорывных решений в этом плане может и не случится. Но общий вектор Северной Европы направлен на возрастающую и интеграционную субьектность в Арктике. С точки зрения эффективного освоения Арктики – это может оказаться весьма значимым.
***
Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic