Новости из Норвегии и Канады: зарубежные СМИ об Арктике
Канада наращивает арктический флот, норвежцы покидают российскую Арктику.
Фото: Jan Arne Wold / Equinor
Канада спустила на воду третий корабль арктического флота
Канадские вооруженные силы приняли в состав новый арктический патрульный корабль HMCS Max Bernays. Корабль был построен и принят на службу в морской флот в рамках Национальной стратегии Канады по развитию судоходства, в том числе в Арктике.
Всего в рамках модернизации арктического флота Канады планируется спустить на воду шесть кораблей до 2025 года согласно заключенному в 2015 году соглашению между правительством Канады и судостроительной компанией Irving Shipbuilding. HMCS Max Bernays стал третьим в рамках линейки судов класса Harry DeWolf. Данные корабли водоизмещением 6,5 тысяч тонн и дальностью хода 12,5 тысяч километров являются стандартными по характеристикам для арктического патруля. Корабль может преодолевать лед толщиной в один метр на скорости в три узла и находится автономно в Арктике четыре месяца.
Первый арктический патрульный корабль, HMCS Harry DeWolf, присоединился к морскому флоту Канады в 2019 году, но впервые активно использовался только в ежегодных канадских военных учениях «Нанук» прошлого года. В этом году корабль вышел из строя и вернётся на воду только в 2024 году.
Фото: пресс-служба Правительства Канады
Норвежская Equinor полностью ушла из России
Норвежская энергетическая компания Equinor окончательно вышла из всех совместных арктических предприятий в России, в том числе из Харьягинского нефтяного месторождения, расположенного в тундре Ненецкого автономного округа. Уход компании стал следствием текущей геополитической ситуации.
Партнерами по освоению месторождения в ненецкой тундре норвежцы были с 1999 года. Харьяга стала последним российским активом, из которого вышла компания.
Харьягинское месторождение – один из немногих проектов в России, реализующихся в рамках так называемого соглашения о разделе продукции. В 1995 году такое соглашение с российскими властями заключила французская Total с долей в 50%, а в 1999 году в проект вошла норвежская Norsk Hydro, купившая 40-процентную долю проекта. Позднее Norsk Hydro объединилась со Statoil, которая затем сменила название на Equinor. Местная Ненецкая нефтяная компания тогда владела 10 процентами.
Equinor работала в России более 30 лет. С 2012 года львиная доля операций компании в стране осуществлялась в сотрудничестве с «Роснефтью», находящейся сейчас как под европейскими, так и американскими санкциями. У «Роснефти» и Equinor было заключено соглашение о стратегическом партнерстве по освоению шельфа северной части Баренцева моря.
***
Денис Ивановский, специально для GoArctic