Новости из США и Северной Европы: зарубежные СМИ об Арктике
США планируют создание новых ледоколов, Норвегия получила шведско-финский «коридор» для переброски войск на Север.
Фото: U.S. Coast Guard / CC BY-NC-ND 2.0
США в очередной раз увеличивают бюджет на создание ледокольного флота
Совет национальной безопасности США, консультационный орган при американском президенте, запрашивает у Сената дополнительное финансирование в размере 167 миллионов долларов на проектирование и создание ледокольных судов. Эти средства должны пойти на запуск в 2023 году строительства трёх средних ледоколов для береговой охраны США, в дополнение к запланированным трём тяжёлым.
Программа по созданию полноценного ледокольного флота для американской береговой охраны была разработана ещё в 2010 году, однако реального строительство новых ледоколов не велось. Тогда же была запущенна программа Polar Security Cutters по восстановлению существующих ледоколов.
Лишь в 2019 году американская компания VT Halter Marine получила от береговой охраны контракт на 745 миллионов долларов, который предусматривает создание одного тяжёлого ледокола. Строительство началось в этом году и готовое судно планируют спустить на воду в 2025 году. Кроме этого, к 2029 году береговая охрана должна получить ещё два тяжёлых ледокола, на что в бюджете заложено 1,2 миллиарда долларов.
Ежегодно военное ведомство США запрашивает у Сената увеличение бюджета на «защиту Арктики». Так, береговой охране в 2021 году удалось увеличить финансирование на вышеупомянутые тяжёлые ледоколы, а в этом – продвинуть инициативу строительства средних судов. Столь активная позиция по увеличению бюджета на создание ледокольного флота объясняется серьёзным дефицитом у США ледоколов, особенно в сравнении с другими арктическими державами. Сейчас эксплуатируются лишь два судна – тяжелый ледокол «Полярная звезда», введённый в эксплуатацию ещё в 1976 году, и средний «Хили», работающий с 1999 года.
Ледокол Polar Star («Полярная звезда») в порту Сиэтла. Фото: U.S. Coast Guard / CC BY-NC-ND 2.0
Норвегии отрыт короткий путь переброски войск в Арктику
Спустя несколько дней после того, как норвежский парламент одобрил вступление Финляндии и Швеции в НАТО, страны приступили к совместному военному планированию в Арктике, и в первую очередь занялись транспортными маршрутами.
Традиционно норвежская военная техника отправляется на учения в Арктику по своей территории, огибая шведские и финские земли. Эта дорога, идущая через узкие фьорды и горы, уязвима и легко блокируется. Так произошло этой весной, когда на арктические учения норвежская техника прибыла с задержкой в одну неделю из-за сильных паводков на севере страны.
В июне Норвегия согласовала проход своей военной техники через территорию Финляндии и Швеции. И уже в конце месяца новый маршрут был опробован после очередной переброски норвежской военной техники на север региона.
Первое пересечение границы имело двойное символическое значение, поскольку произошло в то время, когда парламент Норвегии подавляющим большинством голосов проголосовал в поддержку вступления Швеции и Финляндии в НАТО. Проходившую по территории Финляндии норвежскую военную технику сопровождали финские сухопутные войска.
Вступление в НАТО Швеции и Финляндии приведет к серьёзному изменению ландшафта безопасности на самом севере Европы и даст военным гораздо больше возможностей для переброски войск, техники и вооружений по сравнению с нынешней ситуацией, когда Норвегия является единственной заполярной страной альянса, у которой есть граница с Россией. При этом ожидается затяжной процесс увеличения военного контингента в арктической Европе как со стороны скандинавских стран, так и со стороны России.