Общность подходов: Канада и Норвегия обсудили арктическую политику
Посольство Норвегии и Королевское канадское географическое общество объединились ради двухдневных переговоров по вопросам будущего Арктики и вопросам экологической энергетики двух стран.
Фото: Lightscape / Unsplash
Посольство Норвегии и Королевское канадское географическое общество объединились ради двухдневных переговоров по вопросам будущего Арктики и вопросам экологической энергетики двух стран. Такие переговоры прошли недавно в Оттаве с участием достаточно серьезных экспертов и представителей государственной власти. Результаты этих переговоров и попытки координировать свою позицию двух стран свидетельствуют о далеко идущих планах Норвегии и Канады по поводу развития Арктики.
Диспозиция в конфигурации
Напомню, правительство Норвегии проводит достаточно независимую арктическую политику и, например, критикует планы Евросоюза наложить мораторий на освоение ресурсов региона. Норвегия не входит в Евросоюз, но в секторе безопасности вынуждена принимать правила игры США.
В отношении Канады это применимо в меньшей степени: скорее, Оттава действует в рамках логики США. Географическая близость к США и логика ресурсов ограничивают арктическое влияние Канады своей внутренней политикой: во внешней арктической политике Оттава очень серьезно координирует свои позиции с Вашингтоном.
Тем не менее, проходившие переговоры показали, что стороны имеют много общих позиций, развивать которые они намерены.
Оттава. Фото: Benoit Debaix / Unsplash
Сила в людях
Одним из магистральных тезисов переговоров был пункт о неоднородности Арктики и подчеркивании значения человеческого капитала. И Канада, и Норвегия работают над тем, чтобы корректировать неправильные представления об Арктике как огромной, беззаконной и необитаемой территории. Канада – вторая по величине (после России) арктическая страна. В арктической части ее территорий проживает 137 тыс. чел. Доля арктического населения Норвегии еще выше. В арктической зоне этого северо-европейского королевства проживает ок. 490 тыс. чел. (это 9% от общей численности населения страны).
Арктические приоритеты
Обе страны, мягко говоря, не являются ярыми сторонниками тезиса об интернационализации Арктики, но дипломатично подчеркивают, что заинтересованы в укреплении безопасности региона на основе норм международного права. При этом особенно акцентируется необходимость учета элементов низовой демократии и агрегации голосов коренных народов крайнего севера. Вокруг них и Канада, и Норвегия собираются выстраивать арктическую идентичность и свою политику.
В этом же контексте ученые двух стран отмечают необходимость участия коренных народов севера в вопросах мониторинга климата и адаптации человечества к меняющимся арктическим реалиям.
Здоровье океана
На переговорах было обозначено, что и Канада, и Норвегия усердно работают над созданием новых технологий и управленческих решений, направленных на «здоровье океана». Именно такой органицистский концепт предлагают ученые двух стран в качестве основы для понимания происходящих в Северном ледовитом океане и других арктических акваториях процессах. Это предполагает увеличение инвестиций в исследования, декарбонизацию судоходной отрасли и расширение элементов защиты аквакультуры. Ученые отметили, что спрос в мире на белок растет и важно защитить арктическую фауну. По сути, это означает предложение перейти к выращиванию морепродуктов, а не бесконтрольной их добыче.
Фото: Vidar Nordli-Mathisen / Unsplash
Общий контур
Эти контакты на государственном уровне между Норвегией и Канадой показывают, что обе страны принимают парадигму климатического кризиса со стороны США и готовы действовать в этом фарватере. В то же время, очевидно, что у Норвегии и Канады есть свои четкие и вполне осознанные местными элитами национальные интересы в Арктике. Для их реализации не подходит идея о превращении Арктики в заповедник. И Осло, и Оттава показывают, что в Арктике есть и будет человеческая жизнь, а также биологическое разнообразие. Важно научиться лучше его понимать и оптимально использовать имеющиеся возможности при минимизации негативного влияния со стороны человечества и его технологий.
Это гораздо более гибкий и правильный подход, нежели попытки банально наложить вето на хозяйственную деятельность в Арктике, которую периодически навязывают ряд неарктических стран мировому сообществу. Подход канадских и норвежских коллег найдет больше понимания среди российских коллег.
В то же время, подход двух арктических держав представляется конструктивным и с позиций, условно говоря, арктической демократии. Обе страны предлагают дать возможность услышать голос самих арктических народов, а не говорить от их имени внешним акторам. В этом плане использование опыта арктических муниципалитетов Норвегии и Канады представляется весьма продуктивной практикой, которая позволяет лучше понимать арктическое сообщество и принимать правильные управленческие решения.
***
Дмитрий Михайличенко