Сейчас в Арктике:
Северное сияние

Обзор устойчивого развития арктических компаний (ноябрь 2019)

Обзор устойчивого развития арктических компаний (ноябрь 2019)
17 Декабря, 2019, 17:00
Комментарии
Поделиться в соцсетях

В рамках проекта «Полярный индекс» портал GoArctic.ru готовит регулярный обзор устойчивого развития компаний, ведущих свою деятельность на территории Арктической зоны России. В рамках данного обзора без присвоения новых числовых значений отмечается динамика: какие компании двинулись вперед в экономических, экологических и социальных аспектах устойчивого развития, какие, напротив, отстали. Количественный подсчет рейтинга производится один раз в год.

В ноябре 2019 года динамику в контексте устойчивого развития показали следующие компании.


Норильский никель

Норникель (4).jpg

Компания традиционно показывает высокие результаты по созданию комфортных условий труда на производстве. Так, в ноябре «Норникель» занял первое место в рейтинге «50 лучших работодателей» по версии финансово-экономического журнала Forbes Russia. При его составлении учитывались экологический и социальный факторы. В свою очередь работники также отмечают высокий уровень зарплаты и социальной поддержки[1].

Кроме того, «Норникель» продолжает работать в сфере сокращения выбросов в атмосферу и уменьшения экологической нагрузки на Арктический регион. В ходе презентации стратегии «Экологичный рост» в Лондоне на традиционном Дне инвестора руководство «Норникеля» заявило о намерениях сократить выбросы вредных веществ в атмосферу над Кольским полуостровом в семь раз к 2021 году и над Норильском в 20 раз к 2030 году. Добиться таких показателей позволят модернизация предприятий и закрытие двух устаревших и самых вредных цехов в поселке Никель и городе Мончегорске, которые входят в состав Кольской горно-металлургической компании[2].

«Роснефть»

Роснефть (2).jpg

В ноябре Арктический научный центр, входящий в состав корпоративного научно-проектного комплекса «Роснефти», успешно провел 22-ю научно-исследовательскую экспедицию в Арктику «Кара-Лето 2019». Экспедиция продлилась 31 день, в ходе нее ученые собрали ценные данные о гидрологическом режиме моря (колебания уровня моря, параметры поверхностного волнения, направления и скорость течений, осадка и скорость дрейфа льда) за период от одного-двух лет. Полученная информация необходима для формирования стратегии поисково-разведочного бурения в морях Восточной и Западной Арктики и обеспечения безопасности и эффективности морских операций[3].

В то же время «Роснефть» и нацпарк «Русская Арктика» запускают масштабный экологический проект «Чистая Арктика» на крупнейшей арктической особо охраняемой природной территории в мире — архипелаге Земля Франца-Иосифа и Новой Земле.

Проект позволит расширить уже проделанную ранее работу по ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет. Также будет реализована инициатива по созданию системы альтернативного энергоснабжения опорного пункта особо охраняемой и экологически уязвимой природной территории, расположенной вблизи мыса Желания острова Северный архипелага Новая Земля[4].

«Росатом»

Росатом (3).jpg

«Росатом» проводит работы по модернизации энергоблоков на Кольской АЭС, что является продолжением проекта по сохранению резерва энергетической мощности в Мурманской области. В ходе планового ремонта на энергоблоке № 2 были обновлены системы диагностики и контроля, установлены современная цифровая аппаратура и новые программно-технические комплексы, построена и введена в эксплуатацию система пассивной безопасности, которая вместе с другими факторами позволяет на порядок повысить уровень безопасности энергоблока. Все это позволило продлить срок его эксплуатации еще на 15 лет[5].

С целью реализации ранее поставленной компанией задачи — обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути — «Росатом» планирует увеличить финансовые вложения в перевозки по нему до 7 миллиардов долларов, что позволит войти в топ-15 крупнейших морских перевозчиков в мире.

Как следует из презентации «Росатома», грузы будут доставляться из Юго-Восточной Азии в Европу и составят около 72 миллионов тонн в год. Большая часть вложений госкорпорации будет направлена на строительство современных грузовых судов, остальные средства — на модернизацию портовой инфраструктуры, ремонт флота и плавдоки[6].

В ноябре руководством компании было отмечено, что грузопоток по Северному морскому пути досрочно достиг установленного на 2019 год показателя перевозок. Результат стал возможен за счет реализации проектов по добыче углеводородов. Транзит по СМП в 2019 году вырос на 205 тысяч тонн по сравнению с предыдущим годом. Ключевым двигателем роста перевозок по СМП стали успехи компании «Ямал СПГ»[7].


«Совкомфлот»

Совкомфлот.jpg

В ноябре в компании заявили, что в России будут разработаны инновационные беспилотные танкеры и газовозы для освоения северных месторождений углеводородов. С помощью инновационных систем, позволяющих делать спутниковые снимки, суда смогут автоматически принимать решения по маневрированию и расхождению с другими кораблями, что повысит безопасность перевозок и эффективность работы. На данный момент в качестве опытного образца конструкторы используют танкер «Михаил Ульянов», в дальнейшем инновационную систему планируется реализовать на одном из газовозов для проекта «Арктик СПГ 2». Спуск танкера на воду намечен на 2023 год[8].

Вместе с тем продолжается строительство и новых пилотных танкеров. Пакет соглашений о финансировании создания пилотного судна новой российской серии арктических газовозов был подписан между группой компаний «Совкомфлот» и судостроительным комплексом «Звезда». Танкер предполагается построить для обслуживания «Арктик СПГ 2». Он сможет самостоятельно преодолевать лед толщиной более 2 метров и будет задействован в перевозке в сложных условиях Карского моря и Обской губы[9].


«Ямал СПГ»

Ямал СПГ (2).jpg

Проект «Ямал СПГ» получит до конца года последний из заказанных, 15-й газовоз класса Arc7. Танкеры ледового класса необходимы для вывоза СПГ из Арктики по Северному морскому пути. Ледовая обстановка в регионе позволит обеспечивать безопасные и круглогодичные поставки[10].

В конце месяца, расширяя международное сотрудничество, Ямал СПГ отгрузил первую партию сжиженного природного газа в Бангладеш в рамках долгосрочного контракта с концерном «Тоталь». Отмечается, что разгрузка танкерной партии была произведена качественно и в полном соответствии с графиком[11].


Мурманский морской торговый порт

Мурманский морской торговый порт.jpg

В ноябре компания отметилась расширением международных связей. Так, порт посетила делегация представителей ведущих японских компаний, возглавляемая чрезвычайным и полномочным послом Японии в России Тоёхисой Кодзуки. Для представителей японских компаний было организовано знакомство со старейшим предприятием Мурманска, которое является ведущей стивидорной компанией в Арктической зоне России и входит в пятерку крупнейших портов страны[12].

Также в Мурманском торговом порту побывала молодежная делегация профсоюзов России и Норвегии в рамках семинара профсоюзов двух стран. Специалисты посетили предприятие, где познакомились с достижениями портовиков в социальной, природоохранной сферах и в области охраны труда, пожарной и промышленной безопасности.

Компания традиционно участвует в социальной жизни региона, в частности оказывая финансовую поддержку в проведении научных, учебных и спортивных мероприятий. Так, при поддержке Мурманского морского торгового порта и правительства Мурманской области в столице Кольского Заполярья состоялась Всероссийская предметная интернет-олимпиада по физике и математике среди школьников старших классов. Победители олимпиады смогут отправиться в образовательный центр для одаренных детей «Сириус», где их будут ждать мастер-классы и тренинги лучших преподавателей, новые знания и навыки по уникальным образовательным программам[13].

Финансовая помощь, оказанная Мурманским портом и направленная на ремонт и обновление стадиона «Строитель», обеспечила участие городской команды в чемпионате России по хоккею с мячом. Кроме того, отремонтированным стадионом смогут пользоваться не только профессиональные игроки ХК «Мурман», но и воспитанники спортивной школы олимпийского резерва № 4, где есть отделение по хоккею с мячом. В настоящий момент стадион обновлен и полностью готов к первому домашнему матчу мурманских хоккеистов[14].


«ФосАгро»

ФосАгро.jpg

Компания «ФосАгро» традиционно принимает участие в организации мероприятий, нацеленных на защиту окружающей среды и решение глобальных проблем устойчивого развития. Совместно с ЮНЕСКО и Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUPAC) с 2014 года реализуется проект «Зеленая химия для жизни», который предполагает оказание финансовой и научной поддержки перспективным молодым ученым, занимающимся разработкой новых передовых технологий на принципах «Зеленой химии». В ноябре были объявлены очередные результаты конкурса. Среди семи молодых химиков, которые получат поддержку по грантовой программе, — Галина Калашникова, сотрудник центра наноматериаловедения Кольского научного центра РАН, предложившая проект по получению из отходов металлургических и горно-обогатительных предприятий аналогов титаносиликатных минералов[15].

Также при финансовой поддержке «ФосАгро» в Мурманске прошел «Большой северный хакатон NordHack», в котором приняли участие 25 команд мурманских школьников и студентов. В течение трех дней они разрабатывали IT-приложения для горнодобывающих производств региона и для города, призванные улучшить качество жизни граждан. Оказываемая поддержка со стороны компании обеспечивает постоянное формирование кадрового резерва[16].
























Комментарии