Сейчас в Арктике:
Цветение тундры

Обзор устойчивого развития арктических компаний (июнь 2019)

Обзор устойчивого развития арктических компаний (июнь 2019)
21 Октября, 2018, 13:00
Комментарии
Поделиться в соцсетях

В рамках проекта «Полярный индекс» портал GoArctic.ru готовит регулярный обзор устойчивого развития компаний, ведущих свою деятельность на территории Арктической зоны России. Без присвоения новых числовых значений в рамках данного обзора отмечается динамика: какие компании двинулись вперед в экономических, экологических и социальных аспектах устойчивого развития, какие, напротив, отстали. Количественный подсчет рейтинга производится один раз в год. 

В июне 2019 года динамику в контексте устойчивого развития показали следующие компании:

СИБУР

Сибур.jpeg

Холдинг завершил строительство нефтехимического комплекса «ЗапСибНефтехим» в Тобольске Тюменской области. Это крупнейший проект отрасли за всю постсоветскую историю – объем инвестиций составил порядка $ 9,5 млрд. Предполагается, что на предприятии будет создано более 1700 рабочих мест.[1]

Для Арктики комплекс интересен как конечный потребитель газового конденсата, который вырабатывает расположенный на Ямале Пуровский завод компании Новатэк.
Для транспортировки широкой фракции углеводородного сырья (ШФЛУ) от Пуровского ЗПК на производственную площадку в Тобольске проложен магистральный продуктопровод длиной свыше 1100 км.

Запуск «ЗапСибНефтехима» – важнейший этап консолидации легких углеводородных ресурсов арктического Ямала и Ханты-Мансийского автономного округа и, в целом, развития Западно-Сибирского нефтехимического кластера.

В планах у компании – выход на IPO, который может состояться уже в 2020 году, когда «ЗапСибНефтехим» будет запущен в полном объеме. При этом благодаря проекту оценка СИБУРа для IPO может вырасти до $40 млрд.[2]


Норникель

Норникель (1).jpg

В июне компания представила ежегодный отчет об устойчивом развитии.[3] Норникель с 2003 года – одним из первых в России – выпускает публичные нефинансовые отчеты на эту тему. Кроме того, компания является пилотным участником проекта UNCTAD на территории России по апробированию показателей результативности вклада бизнес-компаний в достижение 17 целей устойчивого развития ООН.

Основная идея отчета 2018 года: значительное увеличение производства и рекордные финансовые показатели позволили Норникелю запустить целый ряд крупных модернизационных и экологических проектов.

В 2018 году на 28% выросла выручка компании, составившая $ 11,7 млрд, а рост EBITDA составил 56% и достиг отметки в $ 6,2 млрд. В результате Норникель стал одной из самых прибыльных диверсифицированных горно-металлургических компаний в мире, что гарантирует инвестиции в устойчивое развитие, в том числе экологические мероприятия.

Годовые затраты и расходы, связанные с экологической сферой, составили 32,5 млрд рублей. Центральным стал «Серный проект», благодаря которому выбросы диоксида серы на норильском Медном заводе к 2023 году планируется сократить в четыре раза.

30,9 млрд рублей Норникель направил на социальные программы, благотворительность и социальную инфраструктуру. В компании отчитались о наиболее крупных непрофильных проектах, в том числе, в Норильском промышленном регионе. Это реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Норильска и строительство оптоволоконной линии связи — 956 километров от Нового Уренгоя до Норильска в сложнейших климатических условиях, благодаря которому доступ к высокоскоростному интернету получили жители Норильска и Дудинки.

Другое направление – развитие социального капитала. Средняя зарплата на предприятии выросла на 7,5 тысяч и достигла 111,6 тысяч рублей. Впервые в истории компании Заполярный филиал отработал год с нулевым результатом по смертельным случаям. Показатель частоты травм с потерей рабочего времени (LTIFR) по итогам 2018 года снизился на 48%, достигнув рекордно низкого значения за всю историю компании.

30,9 млрд рублей Норникель направил на социальные программы, благотворительность и социальную инфраструктуру. В компании отчитались о наиболее крупных непрофильных проектах, в том числе, в Норильском промышленном регионе. Это реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Норильска и строительство оптоволоконной линии связи — 956 километров от Нового Уренгоя до Норильска в сложнейших климатических условиях, благодаря которому доступ к высокоскоростному интернету получили жители Норильска и Дудинки.

Другое направление – развитие социального капитала. Средняя зарплата на предприятии выросла на 7,5 тысяч и достигла 111,6 тысяч рублей. Впервые в истории компании Заполярный филиал отработал год с нулевым результатом по смертельным случаям. Показатель частоты травм с потерей рабочего времени (LTIFR) по итогам 2018 года снизился на 48%, достигнув рекордно низкого значения за всю историю компании.


Газпром нефть

Газпром нефть.jpg

Новый участник рейтинга «Полярный индекс. Компании» Газпром нефть сразу заняла место в пятерке лидеров. В пилотном рейтинге 2018 была представлена лишь материнская компания Газпром, тогда как Газпром нефть, безусловно, является отдельным важным игроком в части освоения российской Арктики.

Компания продолжает осваивать сухопутные месторождения в Арктике, в том числе, с привлечением иностранных партнеров. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019) Газпром нефть подписала соглашение с Repsol и Shell о намерениях по созданию совместного предприятия для освоения месторождений на полуострове Гыдан. В периметр СП войдут пять участков – Меретояхинский, Тазовский, Северо-Самбургский и два Западно-Юбилейных участка – с общим объемом геологических запасов 1,1 млрд тонн нефти.[4] Партнеры намерены закрыть сделку в 2020 году. В СП будут переданы принадлежащие Газпром нефти лицензии на оба участка. Ей достанется 50% в капитале компании, доли Repsol и Shell составят по 25%.

Добыча нефти на другом нефтегазоконденсатном месторождении «Новопортовское», разрабатываемом компанией «Газпромнефть-Ямал», достигла 20 млн тонн. С начала 2019 года уровень добычи вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а среднесуточный показатель составил 21 тысячу тонн. В июне именно на Новопортовском месторождении Газпром нефть впервые применила беспилотники для проведения одного из видов геолого-разведочных работ – многоуровневой магнитометрической съемки.

Вкладом в изучение биосферы Арктики является проект «Нарвал. Легенда Арктики», в рамках которого удалось получить уникальные данные об обитании редкого вида китообразных – нарвалов, называемых также морскими единорогами. Газпром нефть и Институт проблем экологии и эволюции РАН имени Алексея Северцова успешно завершили первый этап экспедиции проекта. Во время авиационных разведок исследователи зафиксировали нарвалов в северной части архипелага у островов Карла-Александра и Джексона. Новые данные, полученные в ходе совместной экспедиции, позволят сформировать программу по дальнейшему изучению нарвалов и среды их обитания в Арктике высоких широт до 2022 года.[5]


Новатэк

Новатэк.jpg

В июне компания продолжила стратегию по выходу на рынок СПГ азиатского-тихоокеанского региона. Новатэк, китайская нефтехимическая корпорация Sinopec и Газпромбанк подписали базовые условия соглашения о создании совместного предприятия по реализации арктического СПГ и природного газа конечным потребителям на рынке Китая. Как отметили в компании, создание СП не только позволяет гарантировать сбыт, но и открывает возможности инвестирования в развитие сегмента конечного потребления на одном из крупнейших и наиболее быстрорастущем рынке газа и СПГ в мире.[6]

В свою очередь, во Вьетнам Новатэк может поставить 4 млн тонн СПГ в год в рамках интегрированного проекта по созданию регазификационного терминала и газовых электростанций общей мощностью 4,5 ГВт в провинции Ниньтхуан. Этот проект Новатэк прорабатывает совместно с Total и Siemens.[7]

Кроме того, в июне первую танкерную партию сжиженного природного газа компания доставила в Японию в рамках долгосрочного контракта с концерном Total.[8] Японские компании являются новыми стратегическими партнерами Новатэк по реализации СПГ-проектов на Ямале. Договор о продаже доли в заводе «Арктик СПГ-2» консорциуму японских компаний Mitsui и Jogmec был подписан на саммите G20 в Осаке в присутствии президента Владимира Путина и премьера Японии Синдзо Абэ. По условиям договора, консорциум будет на долгосрочной основе покупать около 2 млн тонн сжиженного пригодного газа. В базовом сценарии Новатэк планировал продать 40% компании, при этом совладелец компании Леонид Михельсон на брифинге в рамках ПМЭФ-2019 рассказал, что в компании обсуждается возможность дальнейшего снижения собственной доли в проекте.[9]

 

Транснефть

Транснефть.jpg

Позитивным событием является подписание Транснефтью в рамках ПМЭФ-2019 соглашения о взаимном сотрудничестве с Ямало-Ненецким автономным округом. Документ определяет взаимодействие сторон в развитии экономики, улучшении инвестиционного климата, реализации социальных проектов, обеспечении эксплуатации в регионе магистральных нефтепроводов.

На Ямале Транснефть реализует крупные проекты. В первую очередь это самый северный в России нефтепровод Заполярье – Пурпе, строительство которого позволило начать разработку крупнейших нефтяных месторождений Ямала – Восточно-Мессояхского и Пякяхинского. На территории ЯНАО трудятся около 1,5 тысяч сотрудников компании.

 

Роснефть

Роснефть.jpg

В июне компания подтвердила планы по масштабному освоению арктических нефтегазовых месторождений. На ПМЭФ-2019 глава Роснефти Игорь Сечин заявил, что компания создаст Арктический кластер месторождений, причем с 2027 года там можно будет добывать около 100 млн тонн нефти в год.

Речь идет о едином интегральном проекте на севере Восточной Сибири, который включил бы в себя ресурсную базу и инфраструктуру действующего Ванкорского, Сузунского и Тагульского месторождений, а также ряд новых крупных проектов, расположенных к северу от Ванкора, в том числе Пайяхской и Западно-Иркинской группы в российской Арктике.[10]

Как заявил Сечин, данный проект должен стать локомотивом развития Арктики, в том числе в контексте обеспечения грузопотока Северного морского пути. По его оценке, ресурсный потенциал российской Арктики для возможных проектов Роснефти превышает 20 млрд тонн нефти.[11] Эта оценка включает в себя как проекты в Карском море, так и на севере Красноярского края. На форуме подчеркнули, что компания обсуждает с Правительством России комплекс мер, стимулирующих разработку арктических ресурсов.[12]

По мнению экспертов, синергией Арктического кластера могут быть охвачены значимые новые месторождения на побережье и на шельфе российского Севера, новые нефтепроводы, опорные перевалочные пункты, и расположенная на Дальнем Востоке верфь «Звезда», которая будет обеспечивать Арктику транспортными судами ледового класса.[13]

 

Росатом

Росатом.jpg

Росатом наращивает активность в качестве инфраструктурного оператора развития Северного морского пути. В рамках ПМЭФ-2019 в июне компания провела учредительное заседание Общественного совета Северного морского пути. Встреча прошла в кают-компании строящегося головного универсального атомного ледокола «Арктика» на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Общественный совет образован для открытого экспертного обсуждения и выработки оптимальных решений по развитию СМП с учетом лучших международных практик. С поддержкой идеи создания такого совета выступила компания Совкомфлот. Следующее заседание Общественного совета пройдет на Восточном экономическом форуме в сентябре 2019 года.[14]

Также на ПМЭФ-2019 Росатом, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Норникель и один из крупнейших мировых портовых операторов DP World подписали соглашение о намерениях по вопросу совместной реализации проекта по комплексному развитию СМП.

Соглашение не является юридически обязывающим и предусматривает комплексную работу по изучению наиболее эффективных коммерческих вариантов использования Северного морского пути. Стороны рассмотрят возможность создания стратегического партнерства в форме совместного предприятия для развития транзитного грузопотока через СМП. Ключевой задачей проекта является увеличение объема грузоперевозок через СМП и Арктическую зону России. Стороны договорились о создании совместной рабочей группы для проведения в течение шести месяцев анализа и подготовки технико-экономической оценки проекта.[15]

 

Башнефть-полюс

Башнефть полюс.jpg

Позитивной социальной инициативой компании стала поддержка Ненецкой окружной организации Всероссийского общества инвалидов. Башнефть-полюс вручила подарочный сертификат на покупку компьютеров к 30-летию ВОИ. Члены общества сами выбрали необходимую технику, её уже доставили в Нарьян-Мар и установили в офисе организации. В ближайшее время компьютеры появятся и в нескольких первичных организациях общества.[16]


Совкомфлот

Совкомфлот.jpg

Компания продолжает развитие как ключевой оператор морских перевозок, обслуживающий крупные нефтегазовые проекты в российской Арктике: «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт» и «Ямал СПГ».

Компания примет участие в СП для организации круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Новатэк, Совкомфлот, а также компания COSCO Shipping и китайский Фонд Шелкового Пути подписали в рамках ПМЭФ-2019 четырехстороннее соглашение в отношении совместного предприятия ООО «Морской арктический транспорт». Основным направлением его деятельности станет создание флота ледокольных танкеров арктического ледового класса для безопасной круглогодичной транспортировки сжиженного природного газа в рамках проектов «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и других.[17]

На ПМЭФ-2019 Совкомфлот и ВЭБ.РФ подписали пакет соглашений о финансировании строительства танкеров типоразмера MR, работающих на газомоторном топливе. Танкеры предназначены для перевозки нефтепродуктов и газового конденсата. Суда намерены использовать в рамках 20-летних тайм-чартерных соглашений с компанией Новатэк.

Ранее Совкомфлот подписал пакет соглашений с компанией Роснефть, судостроительным комплексом «Звезда» и группой ВЭБ.РФ, которые предусматривают строительство на ССК «Звезда» двух крупнотоннажных нефтеналивных танкеров нового поколения типоразмера «Афрамакс» с последующим отфрахтованием этих судов Роснефтью. Суда способны круглогодично перевозить нефть из районов со сложными ледовыми условиями. Танкеры нового поколения спроектированы для работы на газомоторном топливе, что существенно уменьшает выбросы вредных веществ в атмосферу: на 100% оксидов серы (SOx), на 76% – оксидов азота (NOx) и на 27% – углекислого газа (CO2) по сравнению с аналогичными судами, работающими на тяжелом топливе.[18]

Комментарии