Омолон – самый западный посёлок Чукотки
И живёт он сам по себе.
Фото: AlGaman / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0
Труднодоступное место
Омолон – это посёлок в Билибинском районе Чукотского автономного округа. Его название переводится как «Хорошая река». Расположен на правом берегу одноимённой реки. По реке проходит граница Чукотки и Магаданской области. Омолон – один из самых труднодостижимых населённых пунктов Чукотки. На север по прямой от Омолона до районного центра (г. Билибино) около 400 км тундры, в другую сторону, на юг, также 400 км до Омсукчана (Магаданская область).
Регулярные пассажирские перевозки осуществляются только авиацией. В Омолон летают самолёты из Билибино и Магадана. До 1991 года Чукотка входила в состав Магаданской области, и жители Омолона по привычке и из удобства до сих пор на Большую Землю летают через соседний Магадан, а не через собственный окружной центр. В зимний период до Омолона можно добраться по зимнику, но это будет целой экспедицией, так как нет никакого регулярного сообщения и трудно предсказать, каким будет качество снежной дороги в том или ином году.
На Чукотке много труднодоступных посёлков, но почти все из них связаны зимниками хотя бы с соседями. Обычная картина для Чукотки, когда между двумя удалёнными посёлками всего 200–250 км и их связывает зимняя дорога. Омолон таких «соседей» не имеет и ни с кем не связан, такая вот его особенность – Омолон живёт сам по себе, а его жители чувствуют себя отдельным очагом цивилизации.
Река Омолон. Фото: waterresources.ru
История основания посёлка. Аэропорт, АлСиб, оленеводы
Проект аэропорта в будущем посёлке Омолон появился в 1942 году. Причиной тому было тяжелое положение советских войск на фронте. Гитлеровские войска рвались к Волге и Баку, Ленинград попал в блокаду. Великобритания и США оказывали СССР военно-техническую помощь по очень опасному северному пути (через Мурманск и Архангельск), а также с юга – через Иран и Каспийское море. В 1942 году было принято решение открыть восточный путь и создать авиатрассу Ном – Уэлькаль – Красноярск (Аляска – Сибирь). В конце 1942 года стало ясно, что существующие аэропорты на трассе АлСиб не справляются с нагрузкой, и было принято решение основать ряд новых аэропортов. Среди прочих был и аэропорт на реке Омолон.
В 1943 году в совершенно глухих местах проводили изыскательные работы и рубили лес под ВПП, первые строители буквально десантировались на берега реки Омолон – такие тут были дикие края. Строили аэропорт, как это ни странно, американцы и советские заключенные. Кроме самой ВПП были построены: водо-масло-грейка, гаражи, казармы, радиопункт и т.д. До сегодняшнего дня сохранилось только 4 казармы 1944 года постройки. Все они переделаны в обычные жилы дома.
Омолонский аэропорт строился ударными темпами и был введён в эксплуатацию уже в ноябре 1943 года. В годы ВОВ он сыграл важную роль в работе легендарной авиатрассы Аляска – Сибирь. Трасса нужна была для круглогодичного постоянного перегона истребителей и бомбардировщиков из США в СССР. Авиатехника поступала в рамках лендлиза и оказала существенную помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Некоторые построенные в 1943 году здания аэропорта сгорели в 50–60-ых годах, тогда же отстроили новые, которые фактически эксплуатируются до сих пор. Сам посёлок Омолон официально возник вокруг аэропорта только в 1944 году!
После войны аэропорт Омолона и вся инфраструктура вокруг него остались без работы – уже не было нужды гнать авиатехнику из Аляски в Сибирь. Советская власть решила вместо самолётов перегнать 2 больших стада с левого берега реки Колымы (не ближний край!) и организовать колхозное оленеводческое хозяйство в посёлке Омолон. Часть жителей Омолона до сих пор заняты в оленеводческих бригадах. Процесс масштабного перегона оленей с Колымы на Омолон описан писателем Виктором Болдыревым в книге «Гибель синего орла».
Сейчас в Омолонском совхозе действуют 4 оленеводческих бригады. Общая численность оленей 7 400 голов. От Омолона бригады откочёвывают на 200–300 км. В совхозе по штату трудятся 43 оленевода, директор, его заместитель, бухгалтер, младший персонал, механики. В среднем зарплата у оленеводов около 44 000 рублей. Молодежи в совхозе хватает, а самому старшему сотруднику-оленеводу около 55 лет. От государства совхозы получают субсидии, которые зависят от численности оленей в стаде.
Аэропорт Омолон. Фото: AlGaman / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0
Современные проекты и проблемные места
В 2022–2023 годах должны уже закончить строительство новых современных зданий аэропорта с пунктами досмотра, залом ожидания и т.д. Сейчас в аэропорту трудятся всего 14 человек, но это и неудивительно, ведь Омолон – село небольшое, его население всего 950 человек (фактически, не по прописке), плюс ещё нужно учесть тех, кто работает в тундре (в оленеводческих бригадах). При этом, как и по всей Чукотке, здесь наблюдается нехватка авиарейсов – местные жители хотели бы, чтобы число рейсов увеличилось, так как не всегда все желающие (и зимой, и летом) могут вовремя вылететь на Большую Землю.
Современные проблемы Омолона такие же, как у большинства посёлков на Чукотке: не хватает учителей и других специалистов, практически не строится новое жильё, проблема опять же с транспортом. Примечателен такой пример – один мой товарищ, живущий в Анадыре, чтобы попасть в Омолон, был вынужден лететь из Анадыря в Хабаровск, затем из Хабаровска в Магадан и уже оттуда в Омолон (весь путь занял 6 дней)! То есть оказалось проще сделать крюк через весь Дальний Восток, чем напрямую (или с пересадкой в райцентре) попасть из столицы региона в посёлок.
Конечно, проекты развития Чукотки и Дальнего Востока существуют. В этом году уже дотянули оптоволокно до Анадыря по морю-океану, обещают это оптоволокно протянуть и по всей Чукотке (в том числе и до Омолона), вопрос только: сколько ещё пройдёт лет? Ведь Чукотка по своей территории огромна, а живёт тут всего 50 000 человек. Климат суровый, да и вечная мерзлота усложняет любое строительство.
Другой проект – это строительство дороги Омсукчан – Омолон – Илирней – Певек. Но на данный момент он поставлен на паузу. Со стороны Омсукчана (Магаданская область) было отсыпано 20 км дороги и потом организация свернула работу. Со стороны Певека тоже пока происходит неясное топтание на месте. Видимо, не хватает финансирования.
В заключение хочется сказать, что большинство современных проблем Омолона, да и других чукотских посёлков, можно достаточно быстро решить. Стоит лишь уделить больше внимания нуждам простых людей, наладить межведомственное взаимодействие – настоящее, а не из-под палки или формальное, для галочки.
***
Константин Каськаев, специально для GoArctic