Оползни холмов в Арктике способствуют выбросам углерода
Ученые исследовали тундру Таймыра и пришли к выводу, что усилившееся разрушение холмов стимулирует глобальное потепление.

Фото: Сергей Горшков / GeoPhoto
Ученые исследовали тундру Таймыра и пришли к выводу, что усилившееся разрушение холмов стимулирует глобальное потепление. Оползни открывают дорогу выбросам органического углерода из вечной мерзлоты. Об этом сообщили в Университете Аляски в Фэрбенксе.
Оползни холмов вызывают процесс оттаивания вечной мерзлоты в почвах, что в свою очередь способствует дальнейшему разрушению мерзлоты.
Ученые из трех стран исследовали север полуострова Таймыр – от побережья Карского моря до гор Бырранга на юге. Местность 130-12 тысяч лет назад покрывал ледяной щит. Отступая, он оставил после себя богатые льдами зоны. Также там находятся запасы углерода.
Площадь в 27100 квадратных километров участники команды изучили по спутниковым съемкам, выбрав два периода – 2010-2017 и 2018-2021 гг.
Выяснилось, что количество осыпей и обвалов склонов холмов в тундре с каждым годом увеличивается. За 2010-2017 год число оползней составило 82, а в период 2018-2021 год произошло уже 1404 оползней (сказалось жара в 2020 году). Все это открывает дорогу для выбросов углеводорода в атмосферу, который её разогревает.
«Экстремальная жара способствует тому, что древний подземный лёд оказывается ближе к поверхности. Ландшафт вечной мерзлоты сильно изменится в ближайшие десятилетия. Процесс сопровождают выбросы парниковых газов, таких как двуокись углерода, что усилит изменение климата», – констатирует участник исследований, доцент Саймон Звибак.
Количество выделяемого углекислого газа на Таймыре и его точное влияние на климат ученым ещё предстоит оценить. А затем создать актуальную климатическую модель.
Между тем, оползни холмов в тундре распространены на Таймыре, на Ямале и в канадской Арктике.
Явление изучили Филипп Бернхард из Швейцарского федерального технологического института, Ирена Хайнсек из Цюрихского института и Немецкого аэрокосмического центра и Саймон Звибак Геофизического института Университета Аляски в Фэрбенксе.