Особенности охоты на ведьм в Исландии
17 июня в Исландии празднуют День провозглашения республики (по сути, День независимости от Дании). В этот день родились выдающиеся исландцы: лидер движения за независимость Йон Сигурдссон и режиссер Храбн Гюднлёйгссон. Однако были в истории Исландии и «черные страницы», такие как охота на ведьм.
Исландский колдун за работой (макет из Музея исландской магии и колдовства). Источник: Jennifer Boyer / Flickr / CC BY-ND 2.0
17 июня в Исландии празднуют День провозглашения республики (по сути, День независимости от Дании). В этот день родились выдающиеся исландцы: лидер движения за независимость Йон Сигурдссон и режиссер Храбн Гюднлёйгссон. Однако были в истории Исландии и «черные страницы», такие как охота на ведьм. Да, подобных эксцессов не избежала практически ни одна протестантская или католическая страна, но исландская охота на ведьм была особенной.
Европейская охота на ведьм
За колдовство всю сознательную историю человечества преследовали. Об этом есть упоминания и в вавилонском кодексе Хаммурапи, и в римских Законах двенадцати таблиц. Однако настоящая охота на ведьм развернулась в Европе Нового времени. Тогда католическая церковь, теряя паству, решила заняться борьбой не только с ересями, но и с «пережитками язычества». Да и их идейные противники – протестанты – преследовали ведьм и колдунов не менее рьяно.
Сожжение ведьм у замка Рейнштейн (близ г. Бланкенбург). 1555 г. Источник: Wikimedia Commons
Среднестатистическая охота на ведьм выглядела следующим образом: какой-нибудь крестьянин или горожанин обвинял женщину в том, что она навела на него (или на домашнюю скотину) порчу. Далее появлялся специально обученный человек, который проводил расследование: подозреваемую подвергали различным испытаниям, искали на ее теле специальные отметины, расспрашивали о заключении договора с дьяволом, об участии в шабашах, пытали, чтобы она указала на других ведьм. Затем собранные доказательства рассматривал суд и выносил приговор (зачастую, сожжение на костре).
Чаще всего обвинители пытались доказать факт договора ведьмы с Сатаной, дьяволом или демонами рангом пониже. Поскольку обвинителями выступали мужчины, а обвиняемыми были, в основном, женщины, то в некоторых современных исследованиях процессы над ведьмами рассматриваются с гендерных позиций.
Современная исландская ведьма в своем магазине. Источник: Art Bicnick & John Rogers / grapevine.is
Исландские особенности
Исландия в XVII веке находилась под властью Дании и вслед за ней стала лютеранской страной. Однако там еще долго сохранялись (и сохраняются до настоящего времени) фрагменты дохристианских верований. Исландцы помнили древних богов Одина, Тора и других, поэтому поначалу не нуждались в помощи библейского Сатаны. Кроме того, в Исландии сохранялась память о рунах, которые продолжали вырезать на деревянных и костяных изделиях. Наносили как отдельные символы, так и гальдраставы (исл. Galdrastafir) – магические руноподобные знаки из многих переплетённых рун, нередко сильно стилизованных. При этом руны как бы «вязались», а не писались в строчку, для сокрытия от непосвящённых истинного значения написанного.
Страница с гальдраставом. Источник: Jennifer Boyer / Flickr / CC BY-ND 2.0
Часто гальдраставы наносились на специальные дощечки, символические веретёна, с помощью которых колдуны привлекали потустороннюю помощь, прося удачу в рыбной ловле, защиту от воров, смерти противника и т.д.
Колдуны Исландии меньше интересовались сделкой с дьяволом, они просто продолжали традицию, шедшую с дохристианских времен. Другой особенностью исландского колдовства было то, что обвиняемыми на процессах были в подавляющем большинстве случаев мужчины: из 22 казненных лишь одна была женщиной.
«Помощники» исландских колдунов. Источник: Jennifer Boyer / Flickr / CC BY-ND 2.0
Вообще в Исландии почтительно относились к колдунам, многие из которых были знаменитостями. Например, Йон Лурди Гудмундссон (1574 – 1658) был известен тем, что с помощью магии смог отразить нападение пиратов-мусульман из Северной Африки, которые прибыли в Исландию с целью похищения местных жителей и продажи их в рабство.
Постепенно из-за распространения первых книг о колдовстве и в Исландии стали осуществлять попытки заключения союза с дьяволом. Борясь с «классическим, сатанинским» колдовством, датские власти стали обращать внимание и на исландскую традиционную магию. В 1630 году на территории Исландии стал распространяться датский Акт о колдовстве (Закон о ведьмах 1617 года). Самый интенсивный период преследований колдунов пришелся на 1654 – 1685 годы.
Одним из самых известных процессов над колдунами в Исландии был суд в Киркьюбуле (ныне Стёдварфьордюр) в 1656 году. Заявителем выступил местный пастор Йон Магнуссон, который посчитал, что на него наслали порчу, так как в его семье произошло несколько несчастных случаев, в частности, его слуга потерял дар речи во время рыбалки.
В наведении порчи он обвинил двух местных жителей Йона Йонссона (отца) и Йона Йонссона (сына). Было проведено расследование, которое выявило в их доме магические книги с гальдраставами. Старший Йонссон отрицал сделку с дьяволом, но признал, что владеет магическими книгами, и желал болезни пастора. Младший Йонссон признал, что заключил сделку с демонами, чтобы те вылечили его корову. В итоге обоих признали виновными и сожгли на костре.
«Шест ненависти» для осуществления проклятия из Музея исландской магии и колдовства. Источник: Jennifer Boyer / Flickr / CC BY-ND 2.0
Однако напасти пастора Магнуссона не прекратились, и он обвинил дочь и сестру колдунов Туридур Йонсдоттир, но последняя смогла оправдаться, так как двенадцать человек поклялись, что она честная и праведная христианка. Более того, она подала встречный иск и отсудила все имущество Магнуссона. Пастор описал всю эту историю в произведении с красноречивым названием «История страданий Йона Магнуссона».
Воин Бога или Князь тьмы?
По мотивам этой книги исландский режиссер Храбн Гюднлёйгссон, известный своей трилогией в стиле хаукарль-вестерн, снял художественный фильм «Myrkrahöfðinginn» (1999 год). Название дословно переводится как «Князь тьмы», но в российском прокате его перевели как «Воин Бога».
Постер фильма. Из открытых источников
Поскольку фильм снят по мотивам произведения, то не стоит ждать документальной достоверности. Режиссер показывает, что пастор одержим не столько дьяволом, сколько красотой девушки-служанки Туридур, с которой он знакомится, прибыв в маленькую исландскую деревню. Зайдя в кирху, он застает там пьянку семьи Йонссон, причем жена предыдущего пастора разрешила им это сделать.
Исландская кирха. Кадр из фильма.
Получив приход и вдову предыдущего пастора Торкатлу в жены, Йон Магнуссон пытается добиться расположения служанки Туридур. Видя это, жена изгоняет служанку из дома. В отместку брат девушки Пауль (младший) (почему-то не Йон) написал в молитвеннике жены похабные стихи рунами. К тому же, пастор нашел в своей постели две дощечки с рунами, окрашенными кровью.
Пастор Йон Магнуссон. Кадр из фильма.
Пастор обвиняет в колдовстве отца и брата Туридур (старшего и младшего Паулей соответственно), и призывает для расследования королевского судью. Судья Магнус Магнуссон понимает, что имеет дело с традиционной исландской магией, но не может не довести дело до сжигания колдунов, так как боится, что пастор Йон доложит его руководству в потакании сатанистам.
Судья Магнус Магнуссон. Кадр из фильма.
В итоге родственников сжигают, но пастор обвиняет в колдовстве Туридур, поскольку та отказалась вступать с ним в интимные отношения. Однако Туридур спасает сына судьи, используя свои навыки, и тот решает ей помочь. Они пытаются найти человека, который может поклясться, что Туридур невиновна, и приходят к ее жениху Свейну, но тот, запуганный пастором, успевает повеситься.
Окончательно обезумевший Йон Магнуссон пытается изнасиловать связанную Туридур в кирхе, но в результате несчастного случая его пасынок стреляет, и пуля застревает в паху пастора. Так как после сожжения родственников только Туридур может врачевать, то ей разрешают провести операцию. Она извлекает пулю и попутно кастрирует пастора.
Туридур. Кадр из фильма.
Режиссер Храбн Гюднлёйгссон снял прекрасную иллюстрацию охоты на ведьм в Исландии. Чтобы было понятнее европейскому зрителю, он сделал именно влечение пастора к ведьме основным двигателем сюжета, а настоящие исландские колдуны – ее родственники – оказались случайными жертвами.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic