От шаманской короны до шлема викинга: рогатый головной убор в Арктике
Почему же раньше викингов изображали в рогатых шлемах? Есть ли археологические подтверждения существованию головных уборов с рогами в Скандинавии? И главное: зачем вообще нужны рога на шлемах?

Участник недавнего штурма Капитолия. Рогатый головной убор, копье и характерные нордические татуировки (валькнут, Иггдрасиль и пр.) создают узнаваемый образ викинга и шамана. Источник: Stephanie Keith / Reuters
Но, Учитель, на касках блистают рога,
Черный ворон кружит над крестом…
Вячеслав Бутусов, Илья Кормильцев. Прогулки по воде.
В последнее время рогатые шлемы викингов всё реже мелькают в фильмах, хотя их по-прежнему можно встретить в комедиях и мультфильмах, уже как признак самоиронии. Ранее же зритель просто не представлял себе викинга без неотъемлемого специфического головного убора. Почему же раньше викингов изображали в рогатых шлемах? Есть ли археологические подтверждения существованию головных уборов с рогами в Скандинавии? И главное: зачем вообще нужны рога на шлемах?
Сцена из оперной тетралогии «Кольцо Нибелунгов». Источник: vikingverse, twitter.com
Появление рогатых шлемов в кинематографе
Основную роль в деле популяризации образа северного воина в рогатом шлеме сыграл кинематограф. Уже в фильмах первой трети ХХ века викинги носят головные уборы с рогами. Туда они перекочевали из оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (премьеры: 1869-1876 гг.). Художник по костюмам Карл Эмиль Доплер (1824-1905 гг.) подготовил более 500 эскизов сценических костюмов для фестиваля в Байроте 1876 года, которые сам Вагнер считал «слишком историческими». Так впервые на театральной сцене оказались германцы в шлемах с рогами.
Эскизы Доплера, где использованы детали одежды германцев и их предков Железного и Бронзового веков, действительно выглядят относительно исторично для того уровня развития исторической живописи (согласно письменным источникам и археологическим находкам). Хотя, создавая единый образ, Доплер смешал находки разных эпох (Средневековья, Железного и Бронзового веков). К тому же, представлены не только германские вещи, но и артефакты их соседей, дополненные авторской фантазией в духе романтизма.
Эскиз Доплера к тетралогии Вагнера
Популярность вагнерианской тетралогии, которая фактически стала предтечей кинематографа, и визуальная эффектность рогатых шлемов привели к тому, что головные уборы с рогами появились у кинематографических викингов. Если скандинавские фильмы о викингах ещё смотрятся достаточно исторично, то в ранних американских фильмах северяне часто изображались в рогатых шлемах. Ведь для американских продюсеров не имеет особого значения: рога на шлемах мифических германцев Вагнера или средневековых викингов.
Изображения и находки рогатых шлемов в Арктике и окрестностях
Однако, как появились рога на эскизах Доплера? Были ли для этого основания? Рассмотрим ретроспективно археологические находки или изображения рогатых головных уборов.
В 1904 году в Норвегии было обнаружено знаменитое судно эпохи викингов – «корабль из Осеберга», датированный 834 годом. В нём нашли гобелен, который действительно содержит антропоморфное изображение в рогатом шлеме.
]
Фрагмент гобелена из Осеберга, где в левом верхнем углу изображена антропоморфная фигура в рогатом шлеме. Источник: ВИКИНГИ / zen.yandex.ru
Вероятно, это не столько воин, сколько жрец или божество, о чём говорит то, как он держит меч в левой руке. Следует отметить, что рога характерно изгибаются и, вероятно, являются бычьими (бизоньими, турьими и т.д.). Существует достаточно много находок мелкой пластики эпохи викингов, изображающей рогатое божество, рога которого характерно изгибаются. Часто в виде рогов представлены две птицы: вероятно вороны Одина Хугин и Мунин. Скорее всего, в образе фигуры в рогатом шлеме представлен бог Один или его жрец.
Антропоморфная фигурка из Старой Ладоги. Рога стилизованы под двух птиц (воронов). Источник: Древности викингов – Viking antiquities, vk.com
Также известны изображения с рогатыми шлемами у предшественников викингов – носителей культуры Вендель. Например, знаменитый шлем из Саттон-Ху – курганного могильника, содержащего погребальный корабль англосаксонского короля. На декоративных пластинах шлема встречаются изображения антропоморфных фигур с копьями и в рогатых шлемах, причём рога стилизованы под птиц (воронов).
Прорисовки изображений на декоративных пластинах, украшающих шлем из Саттон-Ху: пляшущие фигуры и поверженный всадником враг. Источник: proshloe.com
Это и другие изображения на шлеме, а также особенности его конструкции, позволяют ассоциировать показанные ритуальные практики с культом Одина (или аналогичного божества).
Подобные изображения антропоморфных фигур неоднократно находились на территории Скандинавии: например, пластины из Торслунда (Швеция) были обнаружены в 1870 году, незадолго до того момента, как Вагнер сделал заказ Доплеру.
Прорисовка пластины из Торслунда. Один (или его жрец) и берсерк. Источник: Wikimedia Commons
До этого момента рогатые шлемы были представлены только в качестве изображений, однако в 1868 году недалеко от моста Ватерлоо из Темзы был извлечен шлем с рогами. Он был изготовлен из тонкой бронзы, что указывает на его ритуальное использование. Этот рогатый шлем связывают с кельтами Железного века.
Шлем типа Ватерлоо. Источник: topwar.ru
Также с кельтами ассоциируют знаменитый котёл из Гундеструпа (Дания), на котором изображены рогатые антропоморфные фигуры. Причём одна фигура, держащая сломанное колесо, имеет шлем с рогами, изогнутыми подобно бычьим, а другая (вероятно, изображающая кельтского бога Кернунна (Цернунна, Кернунноса)) – шлем с оленьими рогами.
Пластина котла из Гундеструпа с изображением рогатого бога. Источник: Roberto Fortuna, Kira Ursem, Natonalmuseet / Wikimedia Commons
Самые эффектные рогатые шлемы характерны для культур скандинавского Бронзового века. Например, шлемы типа Вексо неоднократно находили в Скандинавии ещё в XVIII веке. Шлемы представляют собой бронзовую полусферу, напоминающую по форме текстильные шапки того времени, на которую прикреплены длинные рога S-образной формы (имитация бычьих рогов). Также на шлеме заметны два выступа в виде полусфер, обозначающих глаза.
Бронзовые шлемы типа Вексо. Источник: Lennart Larsen, Nationalmuseet, CC BY-SA 3.0
Помимо самих шлемов, для Бронзового века Скандинавии характерны фигурки с рогатыми шлемами и петроглифы, изображающие рогатые антропоморфные фигуры, например, из Бохуслена (Швеция). По фигуркам и петроглифам можно гипотетически реконструировать мистерии того времени, связанные с поклонением рогатым божествам. Возможно, такой шлем использовался при разработке дизайна головного убора марвеловского Локи – брата Тора и Хелы из той же вселенной.
Божественные брат и сестра в рогатых головных уборах: Локи и Хела вселенной Marvel. Источник: kolkin7, pikabu.ru
Удивительно, но для более ранних культур нордического круга эпохи Мезолита также известны находки рогатых головных уборов. Поскольку металл тогда не был известен, то они выполнялись непосредственно из оленьих черепов с рогами. На археологической стоянке Стар-Карр (Северный Йоркшир, X-IX тыс. до н.э.), относимой к культуре Маглемозе (эпонимный памятник был исследован в Дании), был обнаружен 21 шлем из оленьих черепов с рогами. Причём в некоторых черепах проделаны отверстия для глаз.
Один из рогатых шлемов из Стар-Карр с глазными отверстиями. Источник: cam.ac.uk
Однако, самое древнее изображение антропоморфной фигуры с рогами, оно же самое древнее антропоморфное изображение вообще, зафиксировано в пещере Труа-Фрер (Франция). Пещерная живопись датируется в настоящее время 13000 лет до н.э., то есть относится ко времени Верхнего Палеолита (Позднего ледникового периода).
В пещере Труа-Фрер, наряду с изображениями бизонов, оленей и даже кузнечика, есть антропоморфная фигура с хвостом и оленьими рогами на голове (возможно, человек был обернут в оленью шкуру). Этот человеко-олень изображен в момент танца или транса.
Антропоморфная фигура с рогами оленя, изображающая божество или шамана. Источник: Clottes J., Lewis-Williams D. / celtiberia.net
Кроме того, в пещере зафиксирована антропоморфная фигура с бычьими рогами (вероятно, в бычьей шкуре). Этот получеловек-полубык также изображен танцующим, возможно, исполняющим музыку на струнном инструменте.
Антропоморфная фигура в рогатом головном уборе. Источник: wellcomecollection.org, CC BY 4.0
Рогатый бог и шаман
Таким образом, мы видим, что головные уборы (шлемы) с рогами без сомнения использовались в Арктике и окрестностях на протяжении всей истории человечества от Палеолита до Средневековья.
Изначально рогатое божество было связано с охотой, а, впоследствии, со скотоводством (благосостоянием) и войной (миром павших воинов). Его жрецы (шаманы) должны были носить головные уборы с рогами (оленьими или бычьими). Обряды, связанные с рогатым божеством, включали в себя танцы и / или трансовое состояние.
После христианизации рогатое божество стало восприниматься как дьявол, а его жрецы в рогатых головных уборах – как дьяволопоклонники. Все мистерии, связанные с рогатыми головными уборами, были маргинализированы и стали преследоваться в виде печально известной Охоты на ведьм.
Эвенкийская корона шамана. Источник: nord-costume.blogspot.com
Впрочем, рогатые головные уборы сохраняются на территории Арктики в виде шаманских корон коренных народов. Шаманизм, мало затронутый христианизацией, сохранил мифы о рогатом божестве (об олене-прародителе и пр.), которые ранее были известны многим народам, но со временем стали забыты.
***
В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic