Первый спектакль с тифлокомментированием пройдёт в Архангельском театре драмы 16 октября

Культура и искусство
8 Октября, 2020, 05:14
Первый спектакль с тифлокомментированием пройдёт в Архангельском театре драмы 16 октября
Фото: пресс-служба кинофестиваля Arctic open


Библиотеки, музеи, театры должны быть доступны, удобны, дружественны к людям с ограниченными возможностями здоровья: к такому выводу пришли участники круглого стола «Искусство без барьеров». Встреча состоялась в рамках образовательной программы Международного кинофестиваля Arctic open и была посвящена вопросам создания равных условий в учреждениях культуры региона для всех групп населения, сообщает пресс-служба фестиваля.

В интеллектуальном центре научной библиотеки САФУ обсудили важность введения услуги тифлокомментирования – лаконичного описания предмета, пространства или действия слабовидящему человеку. На сегодняшний день в регионе всего один профессиональный тифлокомментатор – Евгения Борисова, сотрудник библиотеки для слабовидящих в Архангельске. В прошлом году на социальной площадке кинофестиваля Arctic open она помогла зрителям с проблемами зрения погрузиться в атмосферу фильмов.

Теперь тифлокомментарии будут доступны для людей с нарушениями зрения в Архангельском театре драмы. Первый такой спектакль пройдет 16 октября. Постановку «Гроза» по пьесе Островского смогут послушать люди с проблемами зрения с помощью специального оборудования. Участники круглого стола и самые главные эксперты – незрячие зрители – протестировали специализированное оборудование и послушали отрывок спектакля.

По словам директора кинофестиваля Arctic open Тамары Статиковой, круглый стол стал только началом разговора о доступности кино, музеев и театров для людей с нарушениями зрения.

Ведущий консультант регионального министерства образования и науки Андрей Юркин считает, что в вопросах доступности искусства для всех категорий граждан большую роль играет подготовка специалистов к работе с людьми, имеющими ограничения в здоровье.

«В Архангельской области нет ни одной специальной коррекционной образовательной школы для детей с нарушениями зрения, но есть обычная общеобразовательная школа в Архангельске, где учатся такие ребята, – говорит специалист. – Я бы обратил особое внимание на повышение квалификации работников сферы образования и сотрудников других организаций в вопросах, связанных с тифлопедагогикой, тифлопсихологией и тифлокомментированием в том числе. Такая поддержка поможет любому ребенку заниматься не только в стенах школы, но и в спортивных секциях, учреждениях культуры и других организациях».

Заместитель начальника управления культуры и искусства регионального минкульта Анна Фофанова подчеркнула необходимость внедрения тифлокомментирования.

«Библиотеки, музеи, театры должны быть доступны, удобны, дружественны для людей с ограниченными возможностями здоровья. В регионе существуют практики адаптации услуг культуры, но это лишь начало большой серьезной работы, – сказала она. – Несколько лет назад мы уже проводили экскурсии в театры для слабовидящих. Сегодняшняя наша встреча – новый шаг вперед. Особенно приятно, что это мероприятие организуется в рамках масштабного кинофестиваля, на котором создается доступная среда для всех зрителей».

На круглом столе опытом по проведению выставки «Чувство живописи» поделились сотрудники арт-центра «Красный» из Новосибирска. Там слабовидящие посетители слушают не только искусствоведческие описания картины вместе с тифлокомментариями, но и стихотворения, чувствуют ароматы, соответствующие атмосфере, могут потрогать тактильные копии произведений искусства.

Второй день круглого стола был практическим: состоялся показ документального фильма «Дети Грота» о работе школы-интерната имени К.К. Грота для детей с нарушением зрения (Санкт-Петербург).

далее в рубрике