Сейчас в Архангельске

13:04 4 ˚С Погода
18+

Планы «Росатома» на 10 лет вперед: малая атомная энергетика, развитие Севморпути, экология, разработка новых технологий

Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев рассказал об актуальных проектах и перспективах

Росатом Севморпуть Малая энергогенерация
Анна Щетинина
19 февраля, 2024 | 23:02

Планы «Росатома» на 10 лет вперед: малая атомная энергетика, развитие Севморпути, экология, разработка новых технологий

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto



«Росатом»

«Мы уже сейчас понимаем, что будем предлагать нашим партнерам через 10–15 лет. Это малая атомная энергетика и весь технологический ландшафт следующего, четвертого поколения: быстрые реакторы, замкнутый топливный цикл, обеспечивающий многократный рециклинг ядерного топлива и решение проблемы радиоактивных отходов», рассказал генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев изданию «Эксперт».

«Росатом» объединяет в себе функции государственного органа власти, определяющего госполитику в области использования атомной энергии с коммерческой и производственной деятельностью. Такой подход позволяет нам решать задачи в интересах всей страны: развитие Северного морского пути, экологические вопросы, связанные с ликвидацией опасного наследия прошлого, разработка новых высоких технологий, которые станут основой будущего технологического уклада».


Атомная энергетика малой мощности

Алексей Лихачев отметил участие корпорации в РТТН – комплексной программе развития техники, технологий и науки в атомной сфере. В нее входят разные направления, включая и АЭС малой мощности, новые типы реакторов на тепловых и быстрых нейтронах, замыкание ядерного топливного цикла, плазменные технологии и термоядерные исследования. В прошлом году программа была продлена до 2030 года, и «Росатом» готовится создать вектор развития этих направлений на ближайшие 15 лет.

На мировой арене – пять стран, определяющих рынок атомной энергетики: Россия, США, Франция, Китай и Южная Корея. «Одним из перспективных направлений на мировом рынке сейчас считается малая мощность», – продолжил Алексей Лихачев. – «В мире над проектами малой мощности, помимо нас, работают Китай, США, Южная Корея и – Аргентина и Канада. Всего более 80 проектов. Но пока они не прошли дальше стадии лицензирования. Россия на этом пути продвинулась дальше всех».

У нас на Чукотке еще с 60-х годов прошлого века работает Билибинская АЭС с блоками малой мощности. Уже в наше время, в 2020 году к Билибинской энергосистеме в Певеке подключена первая в мире плавучая атомная теплоэнергостанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». На Чукотке, кроме того, планируется создание комплекса из четырех модернизированных плавучих энергоблоков для обеспечения Баимской рудной зоны, и наземной АЭС микромощности (до 10 МВт) по проекту «Шельф-М» для разработки месторождения золота «Совиное». Строится наземная станция малой мощности и в Якутии.

Интерес к малым модульным реакторам в мире повышается и «появление новых проектов – вопрос времени».


Северный морской путь

«Развитие ледокольного и арктического грузового флота – неотъемлемая часть развития этой транспортной магистрали и ее превращения в национальный, а затем и глобальный логистический маршрут», – констатирует гендиректор «Росатома».

Объем перевезенных грузов наращивается корпорацией, которая является оператором Севморпути: по итогам 2023 года – 36,25 млн тонн, «более чем на 250 тыс. тонн больше плана и более чем в пять раз больше рекорда СССР, установленного в 1987 году: тогда было 6,8 млн тонн». Объем транзитных перевозок – 2,15 млн тонн. Растет интерес к Северному морскому пути со стороны иностранных судоходных компаний – количество выданных им разрешений на плавание в акватории СМП увеличилось более чем в два раза. И по результатам января видно повышение показателей грузопотока по сравнению с прошлым годом.

Ведется обновление атомного ледокольного флота: в состав «Атомфлота» вошли ледокол проекта 22220 «Арктика», серийные ледоколы нового поколения «Сибирь» и «Урал». Строятся «Чукотка» и «Якутия». Заложено и запланировано строительство двух новых атомных ледоколов. Этот флот позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути (СМП). Кроме того, ведется работа по созданию необходимого для успешного развития навигации на СМП количества грузовых судов высокого арктического класса.

В качестве оператора Севморпути «Росатом» заинтересован и в развитии территорий вдоль него, в том числе – инфраструктуры значимых портов, что влияет на объем грузоперевозок. В частности, в конце 2023 года корпорация и  руководство Архангельской области договорились о сотрудничестве в проекте строительства новой глубоководной зоны морского порта Архангельск.

Подробности интервью генерального директора госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева – в материале «Эксперта».

 

далее в рубрике