ПМЭФ: «Арктический план», выступление президента, создание новой комиссии по развитию Арктики и Северного морского пути
На Петербургском международном экономическом форуме обсудили перспективы развития Арктики и Севморпути на ближайшие годы
Сегодня – последний день работы Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который подтвердил, что развитие арктической зоны и Северного морского пути остаются ключевыми приоритетами для российской экономики. Как говорили еще на VIII Восточном экономическом форуме (ВЭФ), – более 15% национального ВВП дают предприятия, расположенные в Арктике, «каждый шестой рубль, который создается в нашей стране, создается в Арктике». Кстати, определены даты ВЭФ этого года – он пройдет во Владивостоке с 3 по 6 сентября.
7 июня на ПМЭФ состоялись дискуссия «Арктический план. Международный аспект» и выступление президента России Владимира Путина. Из того, что касается непосредственно Арктики, – президент сообщил о формировании в Госсовете комиссии по развитию арктических регионов России и Северного морского пути (СМП): «Востребованной глобальной артерией становится Северный морской путь. В прошлом году по нему прошло 36 миллионов тонн грузов, а в перспективе перевозки могут превысить 150 миллионов тонн. Для этого мы продолжим развивать инфраструктуру Севморпути, строить транспортные подходы к арктическим портам. Особая роль в этой работе отводится руководителям наших северных субъектов Федерации. В этой связи сформируем в рамках Госсовета комиссию по развитию арктических регионов и Северного морского пути».
Количество задач и планов, связанных с Арктикой и СМП, растет и новая структура дополнит существующие, а это: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России); Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КДРВ); Государственная комиссии по вопросам развития Арктики; инфраструктурный оператор Северного морского пути – государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Главное управление Северного морского пути государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Кроме того, обеспечением безопасности региона и СМП занимаются «Роскосмос» и «Росгидромет», а международным сотрудничеством – Арктический совет.
Сессия «Арктический план. Международный аспект»
По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, Арктическая зона вошла в периметр внимания правительства РФ в новых современных смыслах в 2019 году, в 2020-м были приняты основные документы на уровне государства, в том числе Указ «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Сейчас «Арктика имеет огромное значение для мировой экономики: минерально-сырьевые ресурсы — удобрения, никель, кобальт, платина, медь; углеводороды – нефть, газ; целлюлозно-бумажное производство и продукция лесопромышленного комплекса, алмазы. А еще судостроение». Это в самых разных отраслях концентрирует внимание всего мирового сообщества на Арктике, как и понимание того, что Северный морской путь – более короткая дорога из Азии в Европу – становится ключевым транспортным коридором, считает министр.
На необходимости международной кооперации и важности тесного взаимодействия стран в развитии Северного морского пути акцентировала внимание председатель китайской логистической компании NewNew Shipping Line госпожа Юсинь Фан: «Освоение Арктики – это миссия эпохи, а Северный морской путь и освоенный нами маршрут Архангельск-Шанхай, на который мы возлагаем большие надежды, можно назвать “Арктическим экспрессом № 1”».
«В Российской Арктике расположены значительные запасы водорода, а у России развиваются технологии по его использованию, это может оказать значительный эффект на региональную и мировую экономику. Мы в Японии с интересом следим за этим направлением», — отметил президент Научно-исследовательского института океанической политики, исполнительный директор Фонда мира Сасакавы Хиде Сакагучи.
«В мае этого года в Китае была достигнута договоренность о создании подкомиссии по развитию Северного морского пути. Мы планируем в августе выходить на подписание соответствующих документов, в октябре будет первое… заседание», – уточнил специальный представитель по вопросам развития Арктики Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
В работе сессии «Арктический план» принял участие губернатор Архангельской области Александр Цыбульский: «Важно, чтобы береговая инфраструктура (СМП) не оказалась бутылочным горлышком, именно на этом нам сегодня необходимо сконцентрировать свои усилия». По словам Александра Цыбульского, все задачи, связанные с освоением Арктики и развитием СМП, должны решаться опережающими темпами.
Фото: пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области
Что еще было на ПМЭФ
ВТБ и «Атомэнергопром» подписали кредитное соглашение на 50 млрд руб. для развития Северного морского пути и строительства атомных электростанций.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал, что мост через реку Лену в Якутии официально включен в мастер-план развития территории. Сейчас идет подготовка, а строительство начнется в 2025 году (в сентябре 2023 года была утверждена смета моста на 122 млрд рублей).
Вице-премьер Александр Новак уточнил информацию о добыче нефти: «Мы будем где-то по уровню от 505 млн до 515 млн тонн. Ближе, мне кажется, к 515 млн тонн. Это будет известно точнее в конце года, поскольку у нас в течение года, вы знаете, идут разные корректировки». Таким образом, добыча в РФ может упасть до минимума кризисного 2020 года, по итогам которого страна произвела 512,8 млн тонн нефти.
Путин напомнил, что сейчас руководством судостроительной отрасли практически занимается ВТБ и лично председатель правления банка Андрей Костин.
Женщины Севера и Дальнего Востока смогут пройти обучение и реализовать свои проекты, такие возможности им даст программа «Женщина — лидер. Север и Дальний Восток», которую официально запустила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Кстати, раньше рабочая группа по Арктике при Госсовете предлагала создать и отдельный нацпроект для АЗРФ. Но эта тема пока не поддержана.