Политика Италии в Арктике: акцент на двустороннее сотрудничество
Омываемая теплыми морями Италия осваивает новый вектор для своей экономической активности. Арктическое направление с каждым годом становится для Итальянской республики, являющейся морской державой, одним из приоритетных.
Фото: BSEE / Flickr
Зачем Италии Полярный музей?
Омываемая теплыми морями Италия осваивает новый вектор для своей экономической активности. Арктическое направление с каждым годом становится для Итальянской республики, являющейся морской державой, одним из приоритетных. К слову, в распоряжении ВМС Италии находится два авианосца — «Кавур» полным водоизмещением 35 000 тонн и авиакрылом в 20 летательных аппаратов и «Джеузеппе Гарибальди» водоизмещением 13 850 тонн и авиакрылом в 16 штурмовиков «Харриер» с вертикальным взлетом.
Итальянская верфь Fincantieri способна строить фрегаты совместной франко-итальянской разработки, подводные лодки и эсминцы, а итальянские компании AgustaWestland и Leonardo Helicopters разработали и произвели вертолеты AW139 — единственные летательные аппараты в своей весовой категории, которые могут оснащаться комплексной противообледенительной системой и развивать при этом крейсерскую скорость до 306 км/ч.
Это говорит о том, что технологии авионики и кораблестроения в Италии развиваются семимильными темпами. А ведь ряд ограничений в военной области, включая возможность обладания собственными истребителями, были отменены для Италии только в 1989 году.
Италия, несмотря на географическую отдаленность от Арктики, стала проявлять во внешней политике большую самостоятельность, выражающуюся в том числе в сотрудничестве итальянских нефтяных и промышленных кампаний с Россией в арктическом регионе.
Исторический подтекст интереса к Арктике во многом продиктован исследованиями ительянского политика и антрополога Сильвио Заватти. Он основал в 1944 году Институт полярных исследований в городе Фермо. До сих пор это единственный институт в Италии, занимающимся полярными исследованиями. Институт издаёт научный журнал «Полюс» (Il Polo) и основал единственный в Италии Полярный музей. Там представлены экспонаты, собранные в ходе итальянских полярных экспедиций.
Фото: Полярный музей Фермо
Главные партнеры Италии в Арктике — Россия и Норвегия
Неудивительно, что Италия стала одной из ведущих неарктических стран, которая имеет свои представительства в Арктическом регионе. В частности, на норвежской территории. Станция на архипелага Шпицберген управляется Национальным исследовательским советом Италии. Италия получила статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете а 2013 году. Как страна-наблюдатель Италия формально не имеет права голоса по ключевым арктическим вопросам, но в экономической и научной сферах сотрудничества в Арктике Итальянская республика имеет весьма прочные позиции.
Экономический интерес Италии связан с заинтересованностью итальянской нефтяной компании ENI в продолжении разработки нефтяных и газовых месторождений совместно с норвежской компанией Statoil. В принятии арктической повестки страны-наблюдатели, безусловно, рассматриваются как рекомендующие, но голос Италии в ее солидарном подходе с другими неарктическим странами (Германия, Япония, Южная Корея), слышен отчетливо. Италия нацелена не просто на закрепление своих позиций в Арктическом совете, но и на расширение сотрудничества с таким арктическим гигантом, как Россия.
В этом смысле показателен факт ратифицикации Италией Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS), в соответствии с которой республика придерживается её положений и в Арктическом регионе, что идет вразрез с попыткой США манипулировать интерпретациями Конвенции.
Кроме того, Италия присоединилась к Международной Конвенции по предотвращению загрязнения судов и Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море. Надо отметить, что Италия получила статус наблюдателя Арктического Совета, а Европейскому союзу, членом которого она является, было в этом статусе отказано. Италия безоговорочно признает суверенные права арктических государств и стремится к развитию двустороннего сотрудничества с ними.
Главные партнёры Италии в регионе — Норвегия и Россия. Кроме того, проводятся регулярные консультации по актуальным вопросам развития региона с Китаем, что особенно настораживает Соединенные Штаты, привыкшие видеть итальянцев послушными марионетками своего курса.
Фото: Eni / Flickr / CC BY-NC 2.0
Итальянский бизнес как драйвер арктического направления
В Италии начали готовить собственных специалистов по арктическим вопросам. Главный тренд политики Рима в Арктике — привлечение бизнеса к решению арктических проблем. Именно через бизнес углубляются контакты с Россией. Основная сфера взаимовыгодного сотрудничества — энергетика, где итальянская компания ENI играет ключевую роль. Принятое в 2012 году решение Президента РФ Владимира Путина о допуске частных компаний к участию в шельфовых проектах в Арктической зоне РФ, которое признало, что монополия государственных компаний-гигантов («Газпрома» и «Роснефти») на разработку арктических шельфовых месторождений «сдерживает развитие добычи», воодушевило многие зарубежные нефтяные компании и активизировало их арктические устремления.
Стратегический альянс «Роснефти» с итальянской ENI, предусматривающий участие ENI в разработке шельфа Баренцева моря (на своде Федынского и Центрально-Баренцевом участках) доказывает эффективность новой стратегии двух государств на экономическое сближение.
В 2013 году в Триесте был подписан Меморандум по совместному российско-итальянскому проекту, в котором участвует судостроительная корпорация «Финкантьери» (Fincantieri). Она будет строить буровое судно стоимостью в 1 млрд евро, предназначенное для работы в российской зоне Арктики во льдах толщиной до 1,5 метров. Италия — одна из немногих европейских стран, которая критически оценивает применяемые в отношении России санкции. Во время своего председательства в ЕС Италия предпринимала попытки восстановить полноценные отношения между ЕС и Россией.
Ввод санкций в отношении российской шельфовой нефтедобычи со стороны США в любом случае заставляет Италию действовать осторожно. «Заморозка» ряда совместных проектов с Россией — тому свидетельство. Несмотря на возрастающую потребность в энергоресурсах, так называемый коллективный Запад в ряде случаев действует в ущерб национальным интересам Италии.
Санкции имеют целью сорвать сотрудничество в Арктике между российской госкорпорацией «Роснефть» и американским концерном ExxonMobil, итальянской ENI и норвежской Statoil. Об этом все громче заявляют представители итальянского бизнеса. На этом фоне подписание трёхстороннего соглашения о стратегическом партнерстве между российской госкорпорацией «Ростех», итальянским машиностроительным холдингом «Финмеканика» и нефтяной компанией «Роснефть» — обнадеживающий сигнал.
В рамках этих договорённостей на подмосковном заводе HeliVert (совместном предприятии холдинга «Вертолёты России» и AgustaWestland) будет налажено производство вертолётов AW189, которые предназначены для использования в том числе в Арктике. Это отчетливо показывает, что Италия намерена восстановить отношения с Россией и отдает себе отчет в том, что все попытки остановить развитие Северного морского пути контрпродуктивны. Караван истории не остановить. Он идет в любом случае.
***
Владимир Ераносян, специально для GoArctic