Сейчас в Архангельске

10:38 3 ˚С Погода
18+

ПОРА: туризм в Арктике – дело МСБ и государства

16 марта 2021 г. прошло очередное заседание Экспертного совета ПОРА, посвящённое проблеме развития арктического туризма

Туризм
17 марта, 2021 | 14:24

ПОРА: туризм в Арктике – дело МСБ и государства

 
16 марта 2021 г. прошло очередное заседание Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, посвящённое проблеме развития арктического туризма. Заседание состоялось в онлайн-режиме, объединив участников из Якутии, Коми, Карелии, Архангельской области и других арктических регионов. 

«Развитие арктического туризма является важным направлением устойчивого развития регионов АЗРФ. Однако на сегодняшний день огромный потенциал арктического туризма, связанный в первую очередь, с уникальной природой Арктики, используется очень слабо. В то же время существует угроза, что развитие туризма в Арктике повлечет за собой деградацию хрупкой экологической системы. Перспективы развития арктического туризма требуют детального обсуждения экспертным сообществом», – считает координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников, который выступил модератором мероприятия.  

«Два основных ограничения арктического туризма – экологическое (хрупкость экосистем) и логистическое (труднодоступность, дороговизна) – ведут к маркетинговой проблеме. Арктический туризм – дорогой и для немногих. Арктический туризм должен позиционироваться на luxury рынках – где-то рядом с якутскими бриллиантами. Необходима государственная поддержка продвижения на такие рынки», – считает член экспертного совета ПОРА Вячеслав Марача. 

Туристические продукты на севере – штучные, и необходимо стремиться к развитию организованного туризма, поскольку «дикие» туристы приносят очень мало дохода, а порой и вредят территории, согласна  Анна Клепиковская, директор по развитию отеля «Голубино» в Архангельской области. Владимир Маслобоев, советник руководителя ФИЦ Кольского научного центра РАН, считает, что по примеру скандинавских стран нужно оценить экологическую емкость особо охраняемых природных территорий на севере, чтобы они не пострадали от наплыва посетителей, как это уже происходит в популярной в Мурманской области Териберке.
 
На заседании экспертного совета игроки туристического рынка поделились опытом реализации туристических проектов в арктических регионах и своим взглядом на проблемы развития отрасли. Так, Аксинья Шишигина, первый заместитель генерального директора концерна «Сахабулт», который объединяет якутских ремесленников и охотников, рассказала об опыте создания «шоп-туров» за якутскими драгоценностями и соболиными мехами. По ее словам, Якутия привлекает туристов необычным опытом – в частности, этой зимой россияне из других частей страны приезжали в республику просто ради того, чтобы испытать на себе необычные морозы (до -50 градусов Цельсия).
 
Анастасия Павлова, руководитель Комитета по туризму Делового центра СНГ, Руководитель Международной Интеграционной Программы «СНГ + МИР», отметила, что необходим новый стиль маркетингового продвижения арктических туристических продуктов, адаптированный к восприятию русской Арктики иностранными туристами.
 
Туристические маршруты в Арктике должны быть межрегиональными, считает Алексей Волков, вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства. По его словам, организованные круизные и другие маршруты, которые объединяют несколько арктических регионов, могут выступать драйвером развития арктического туризма. В то же время Юлия Алферова (АНО «Национальное агентство развития предпринимательства») считает, что туристическое направление обязательно должно быть связано с программой работающих в регионах центров «Мой бизнес». Это поможет вовлечь в развитие отрасли средний и малый бизнес и создать рабочие места. Она отметила, что  для развития арктического туризма необходимо наладить междисциплинарную и межведомственную работу за счёт взаимодействия всех ответственных органов власти и институтов развития, объединения усилия всех арктических регионов в рамках единой стратегии. По мнению спикера, нужен Совет по развитию туризма в Арктике как координирующий и связующий орган, где будут рассматриваться все проблемы,  начиная с маркетинга и продвижения, заканчивая стратегическим управлением проектов.
 
В заключение мероприятия, Александр Воротников отметил необходимость подготовки кадров в сфере арктического туризма, которые должны обладать компетенциями с учетом специфики Арктики. Такие кадры должны готовиться в научно-образовательных центрах (НОЦ) регионов АЗРФ. НОЦ также должны взять на себя и научное обеспечение развития арктического туризма, считает эксперт.
далее в рубрике