Сейчас в Архангельске

08:28 3 ˚С Погода
18+

Потепление климата может отразиться на жизни северных автозимников

Водителям на Крайнем Севере всё сложнее рассчитывать на продолжительную работу автозимников.

Транспорт и логистика Экология
Михаил Пустовой
6 мая, 2022 | 20:37

Потепление климата может отразиться на жизни северных автозимников
Фото: Михаил Пустовой


Водителям на Крайнем Севере всё сложнее рассчитывать на продолжительную работу автозимников. Потепление климата сокращает жизнь сезонных дорог и ледовых переправ. На это обращают внимание эксперты научного учреждения Востокгосплана и кафедры геокриологии геологического факультета МГУ.

Укорачивание жизни зимников сказывается на транспортной сети Арктического региона – на связях поселений с центрами, завозе грузов для людей и промышленников. Бюджетной альтернативы зимникам нет из-за огромных расстояний, болот и вечной мерзлоты.

Самые значимые зимники и переправы в России находятся на севере Поморья, в Коми, ЯНАО и Красноярском крае, в Якутии и на Чукотке. Например, в Шурышкарский и Красноселькупский районы ЯНАО путь на автомашине открыт исключительно по сезонным дорогам. Только зимой есть дороги до Нарьян-Мара, Мужей, Яр-Сале, Хатанги, Тикси, Черского и Певека. На реке Печоре нет автомобильных мостов, а связь между Лабытнангами и Салехардом идёт по ледовой переправе через Обь или на барже. Ждёт моста Якутск.

Зимники, в зависимости от регионов, в России прокладывают с ноября по декабрь. Отдельные направления, как Салемал – Яр-Сале в ЯНАО, официально открываются даже позже – в феврале. На апрель приходится закрытие сезонных дорог и переправ.

Аналитики отмечают смещение запуска сезонных дорог и всё раньше их закрытие. Причина – поздние ледоставы, медленный рост толщины льда и затягивающиеся уходы льдов с рек. Так в 2021 году автозимник на Нарьян-Мар в НАО открыли 1 февраля, вместо декабря. Тепло в апреле приносит ранние ракраины и заполняемой днем водой колеи, что ставит крест на проезде автомобилей (кроме вездеходов), даже если речные льды ещё твердые.

Эксперты отмечают, что в Европейской части России сроки становления льда сместились на 11-14 дней. В ЯНАО на 4-5 дней. Более оптимистичные наблюдения приходят с Восточной Сибири – ледостав там сместился всего на 2-3 дня: сухая морозная погода благоприятствует.

Прогнозы всё тревожнее.

«К концу XXI века, продолжительность периода ледостава для рек Кольского полуострова, низовьев рек Северная Двина и Печора сократится на 80 суток (т.е. на 40-50%) по сравнению со значениями 1986–2005 гг. Снижение толщины льда для рек европейского сектора и Западной Сибири составляет 30–40 % от современных значений. Наиболее заметные изменения ожидаются для рек Чукотки – толщина льда может сократиться на 50 см»,уверяют авторы исследования.

Вопрос появления мостов и всесезонных дорог в арктических регионах, судя по всему, встанет в повестке. Последняя всесезонная дорога открыта в декабре 2020 года между Салехардом и Надымом. Но с приходом весны она частично становится труднопроходимой. Очевидно, новая транспортная сеть потребует не только вахтовиков-дорожников, но и серьёзный подход к строительному материалу, и большие научные изыскания.

далее в рубрике