Прошлое и настоящее заполярной Игарки
От редакции:
Эту статью написали две жительницы Игарки – коренная и приезжая. Обе они трудятся в Музее вечной мерзлоты – месте, которое польская исследовательница Кинга Нендза-Щикониовска считает «градообразующим предприятием» Игарки. Что-то в жизни города кажется важным им обеим, что-то они подмечают по отдельности, но благодаря этим двум взглядам можно понять, что город помнит о прошлом и чем он живёт в настоящем.
Альбина Галеева, директор Музея вечной мерзлоты:
Почему люди из разных уголков России едут в заполярную Игарку?
Для кого-то это интерес, любопытство, туристический объект, для других – работа, для иных – воспоминания о детстве, юности, прожитых годах. Несмотря на богатое историческое прошлое, сегодня Игарка относится к числу малых, заброшенных, «умирающих» городов, к счастью, не совсем забытых. Безусловно, определённое оживление связано с разработкой Ванкорского месторождения, именно это вселяет надежду в игарчан, что город не обречён, но чего ожидать в ближайшем будущем – сказать трудно.
Город, который ещё 25-30 лет тому назад имел численность населения до 23 тыс. жителей, сегодня едва насчитывает чуть больше 4700 человек. Вся промышленная инфраструктура, расположенная в «старой части» города уже не существует, как и нет жилых и социальных объектов. Сегодня и в «новой части» города большая часть домов оказались заброшенными, разрушенными, пугающими пустыми глазницами окон, посещают их разве только подростки и любители острых ощущений.
Однако город живёт своей жизнью, в основном сосредоточенной компактно в 2-х микрорайонах и на острове Полярный, где расположен новый аэропорт, где всегда суета, оживление, радостные от встреч и грустные от расставаний лица пассажиров, напряжённые, но доброжелательные лица сотрудников.
Всех приезжающих в Игарку, весьма условно, можно разделить на тех, кто приехал заработать и тех, кто хочет побывать в Музее вечной мерзлоты (одни – увидеть уникальный объект с целью познания, изучения, другие – любители природы).
История музея неразрывно связана с историей города. Многие считают, что Музей вечной мерзлоты появился в 1930 году. Здесь следует внести ясность в это ошибочное утверждение.
Прибывшие в июне 1929 года первостроители города в основной массе были малограмотными. Первые здания начали возводить без учёта свойств вечной мерзлоты. Уже весной следующего года из-за деградации мёрзлых грунтов, дома начали разрушаться. Поэтому была образована научно-исследовательская лаборатория, по изучению свойств вечной мерзлоты и, самое главное, - как вести строительство в данных условиях. Для научной работы были привлечены ведущие мерзлотоведы страны. В 1936 году начата выработка опытного подземелья для того, чтобы изучать вечную мерзлоту в естественных условиях. Титаническими усилиями многих людей к началу 1942 года удалось её завершить. В эти и последующие годы сотрудники Игарской научно-исследовательской мерзлотной станции провели огромный объём работ по изучению свойств вечной мерзлоты, по разработке десятка типов фундаментов, рекомендаций по строительству непосредственно в условиях вечной мерзлоты. В 1965 году доктор геолого-минералогических наук А.М. Пчелинцев, который был в то время руководителем мерзлотной станции, создал на базе данного научного учреждения небольшой Музей вечной мерзлоты. Александр Михайлович много лет хотел воплотить в жизнь идею основателя науки мерзлотоведение М.И. Сумгина, мечтавшего создать своего рода «хранилище вечности», где можно было бы замораживать всевозможные виды флоры и фауны, и даже тела людей разных рас для изучения последующими поколениями. Конечно, воплотить в жизнь это не удалось. Созданный Пчелинцевым музей вечной мерзлоты, расположенный в толще вечномерзлых грунтов, вплоть до 1996 года посещали в основном учёные-мерзлотоведы, почётные гости города, артисты, музыканты и т. д. Обычных посетителей в уникальное подземелье практически не водили. Музей занимал лишь его небольшую часть, остальные помещения использовались как лаборатории для проведения научных исследований. После 1996 года тематика работ игарских мерзлотоведов изменилась, и подземелье вместе со всеми надземными помещениями стало единым целым – Музеем вечной мерзлоты, Памятником природы Краевого значения.
История города в экспонатах, фотографиях, документах легла в основу экспозиции музея. С начала 30-х годов в Игарке появились первые спецпереселенцы, то есть семьи раскулаченных крестьян. Этот период продолжался до 1937 года, когда по всей стране начался разгул массовых сталинских репрессий. А в годы Великой Отечественной войны в Игарку начали привозить людей с прифронтовой полосы, тех, кто, по мнению нашего правительства, могли перейти на сторону Германии: латышей, греков, финнов, калмыков, немцев Поволжья и многих других. Последний этап спецпереселений пришелся на 1948 год, когда в Игарку вывезли 5560 литовцев. Это, увы, не единственные трагические события в истории нашего города. В 1947 году силами заключённых ГУЛАГа началась прокладка железной дороги Салехард-Игарка. Трансполярная магистраль была одной из «великих строек социализма», но в отличие от них она оказалась мёртвой. С 1949 года, когда началась прокладка Енисейского направления Сталинской дороги, известного как Стройка № 503, ее центром стала Заполярная Игарка, но после смерти вождя судьба стройки резко изменилась. С октября 1953 года началась ликвидация стройки-гиганта. Итогом грандиозного строительства стали выброшенные на ветер огромные народные средства, но гораздо большими, непереводимыми ни на какие деньги, оказались человеческие потери, искалеченные людские судьбы.
Сотрудниками музея на протяжении многих лет проводится работа по сбору материалов, имеющих прямое отношение к тем событиям. Помимо отдела природы с уникальным подземельем, в музее был открыт для посетителей отдел «Стройка № 503», где с 1997 года расположена экспозиция по этой теме.
В настоящее время музей вызывает особый интерес у российских и иностранных туристов, а также пользуется искренней любовью местных жителей, гордящихся своей главной достопримечательностью.
Какова же роль музея вечной мерзлоты в жизни современной Игарки? Пожалуй, это единственное место в городе, куда любой человек приходит не только для развлечения, не для участия в каком-либо шоу, а для того, чтобы понять и оценить настоящее через призму прошлого, а порой, чтобы просто отдохнула душа, уставшая от стрессов и проблем, постоянных спутников нашей жизни, увидеть фотографии бывших коллег, друзей, соседей, вспомнить самые дорогие моменты своей жизни, знаменательные события города… Кроме уникального подземелья, где человек действительно чувствует дыхание вечности, в экспозициях музея вечной мерзлоты собран богатейший материал по истории города, сталинским репрессиям, этнографии, палеонтологии, о животном и растительном мире Игарского района (до вхождения в состав Туруханского района Игарский район был самостоятельной административно-территориальной единицей и занимал площадь от Курейки до Дудинки) и др. Большинство экспонатов представляют историческую ценностью и являются собственностью государства. В отделе искусствоведения расположены коллекции живописи, графики, предметов декоративно-прикладного искусства игарских и красноярских художников. Сотрудники музея проводят экскурсии, конкурсы, массовые мероприятия, прилагают немало усилий для того, чтобы сохранить влияние музея на город, всей душой веря в то, что Игарка будет жить, а значит, будет жить и Музей.
Наверное, для любого человека, любящего свою страну, музей является своеобразной отдушиной. У игарчан к музею отношение особое. Слишком много пережил заполярный город за годы своего становления, годы репрессий, военный и послевоенный период, тяжёлые 90-е годы, затем развал лесокомбината – градообразующего предприятия и многие другие события, не самым лучшим образом сказавшиеся на судьбе Игарки и её жителей. Многие игарчане помнят свой город цветущим, красивым, ухоженным и по-домашнему уютным. Сегодня Игарка другая. И то, что с ней произошло, у коренных жителей вызывает обиду и боль. Молодое население, выросшее в иных условиях, считают город депрессивным, жизнь – вялой, мечтают из удалённого города быстрее перебраться в "нефтегазовые" города, а также города с иностранными инвестициями, энергетическими предприятиями, с экспортными производствами... Однако чем меньше размер города – тем добрее и открытее лица, тем ценнее простые радости жизни, тем комфортнее и безопаснее проживание в нём – тихая, неторопливая и размеренная жизнь. Наверное, некая наивность присуща большинству жителей Игарки, которые по-настоящему любят свой город и продолжают верить в его будущее.
Любовь Начинкина, методист Музея вечной мерзлоты:
Название «Игарка» было знакомо мне уже довольно давно, даже не знаю, когда оно закралось в мою память, но, наверное, благодаря песне группы «Ночные снайперы» - «Морячок», помните вот это: «Он ходил в Игарку, в Рио, в Нагасаки»?.. Эта строчка заставила меня задуматься и сделать определённые выводы: первое – это город-порт, второе – это международный порт (туда заходят иностранные суда), ну что ж, очень интересно, ведь я знаю, что это город в Красноярском крае, и он стоит на берегу Енисея. И вот, в этот загадочный город из песни едет работать мой супруг, после чего с Игаркой наконец-то знакомлюсь и я.
Что сказать о первом впечатлении? Оно было смешанным, неоднозначным и ошеломляющим. Город встречает приехавших в него людей развалинами – величественное, как древнегреческий Акрополь, здание Дома Культуры Лесопильно-перевалочного комбината с колоннами возвышается на берегу, когда переплываешь протоку, пробираясь из аэропорта в город, сразу притягивает к себе взгляды и создаёт какое-то особое, странное ощущение, далее видишь развалины бывшего градообразующего предприятия – Лесопильно-перевалочного комбината (который и поставлял лес на экспорт), затем заброшенные дома старого и нового города, и только потом жилые микрорайоны, где расположены пяти и девятиэтажные дома.
В общем, первое впечатление было тяжёлым и унылым. Но всё это было до того момента, когда я смогла побывать на берегу Енисея на скалистом местном пляже. Для меня это место было откровением: Енисей здесь бесподобно огромен, подобен морю, противоположный берег разглядишь не сразу, и эта величественная, могучая гладь воды не может оставить равнодушным. Река притягивает взгляд и мысли, она совсем другая, чем та, что я наблюдала южнее, хотя это всё тот же Енисей, только вобравший в себя силы и воды других рек и ставший поистине огромным и впечатляющим.
А дальше произошло знакомство с удивительной и полной трагизма историей этого города. Вообще, Игарка, считается городом первой пятилетки – её строительство началось в 1929 г., но, оказывается, это не совсем так. То есть история строительства советского города Игарки действительно началась тогда, но вот станок Игарка существовал в этих местах задолго до строителей, высадившихся на берег Игарской протоки осенью 1929 г. Первые упоминания о нём встречаются уже в документах начала XVIII в., вот только станок этот находился на левом, а не на правом, как нынешняя Игарка, берегу Енисея.
Но меня очень поразила бурная история города именно в советский период. На примере Игарки, мне думается, можно увидеть историю всего Советского государства. А именно: спонтанное, непродуманное строительство (первые дома возводили в городе без учёта особенностей вечной мерзлоты, что привело к их быстрому разрушению); затем большой экономический подъём, бурное развитие (конечно, как было почти повсеместно в Советском Союзе, не без значительной помощи "спецконтингента"), экспорт леса за границу, что давало возможность этому городу жить совсем по другим меркам, в отличие от большинства советских городов и населённых пунктов, в которых наблюдался тотальный дефицит товаров народного потребления; и наконец, гибель градообразующего предприятия – ЛПК и последовавший за этим отток большей части населения.
Сейчас город Игарка совсем небольшой, и здесь уже нет ни лесопильно-перевалочного комбината, ни рыбоперерабатывающего завода, ни педагогического училища, ни кинотеатра и много чего ещё другого, что было неотъемлемой частью города.
Количество детских садов снизилось до двух (когда-то их было около 20), школа одна, правда, открылся Многопрофильный техникум. Когда-то шумный, портовый город, который постоянно слышал гудки речных и морских судов, заходивших в порт и стоявших на рейде (да-да, Игарская протока очень глубоководная, и сюда могли заходить морские суда, что и сделало этот город уникальным заполярным морским портом!), стал тих и заброшен.
Сейчас основная жизнь и движение города сосредоточены в двух микрорайонах, которые ниточкой дороги через старый и новый город, развалины бывшего ЛПК, связаны с аэропортом, в котором кипит жизнь. Активная жизнь аэропорта связана прежде всего с разработкой Ванкорских месторождений – через Игарку люди летают на вахту. Причём количество вахтовиков довольно большое, люди со всей России работают в этой компании, многие жители Игарки тоже летают на Ванкорские нефтяные месторождения на работу.
Но необходимо отметить, что людей привлекает в Игарке не только возможность уехать на Ванкорские месторождения, здесь есть поистине уникальное явление – Музей вечной мерзлоты.
Так случилось, что я теперь работаю в этом музее, и могу сказать, что он действительно очень интересный и необычный. Уникальным это подземелье является потому, что в нём сохранена вечная мерзлота в своих естественных условиях. Стены, благодаря сегрегационному льду, выглядят как «слоёный пирог» - слои грунта перемежаются слоями блестящего льда. А ещё здесь была обнаружена весьма нетривиальная находка: русло древнего водотока, в котором были стволы реликтовых лиственниц (возраст примерно 49 тыс. лет). Но не только подземельем может удивить музей, в его составе есть несколько отделов: подземная и наземная часть отдела природы, в подземелье, кроме самой вечной мерзлоты посетители могут увидеть приборы, которыми пользовались учёные-мерзлотоведы в 40-50-х годах, в наземной части представлены предметы быта северных народов, картины, чучела рыб, птиц и зверей данного региона. Особо хочется отметить отдел «Стройка №503», здесь представлены вещи и предметы лагерного быта, которые были привезены из лагеря близ поселка Ермаково; ещё очень интересна экспозиция, посвящённая театру заключённых.
Разнообразны коллекции, представленные в экспозиционно-выставочном центре: история полярной авиации, история Лесопильно-перевалочного комбината, раздел о спецпереселенцах, о пантеоне И.В. Сталину в Курейке, и особое место – экспозиция, посвящённая В.П. Астафьеву. В отделе искусствоведения можно увидеть работы художников с мировой и общероссийской известностью: Т.В. Ряннелья, Н.И. Рыбакова, В.И. Бичевого, и многих других, представлены работы местных профессиональных мастеров и выпускников существовавшего когда-то Дома ремёсел, выполненные в различных художественных техниках. Идя по залам, можно встретиться взглядом со старой долганкой, увидеть северное сияние или короткое игарское лето, жаркий летний полдень в берёзовой роще, панораму строительства Курейской ГЭС и многое другое, что снова и снова привлекает сюда посетителей.
После знакомства с музеем, я совершенно по-другому посмотрела на этот город. Я поняла, почему у местных жителей такую обиду вызывает сегодняшнее состояние Игарки, ведь они помнят её совсем другой: процветающей и благополучной, уникальным заполярным городом известным далеко за пределами нашей страны. Именно поэтому игарчане не готовы смириться с нынешним положением своего города, они уверены, что все проблемы, постигшие его, - временные, и что рано или поздно всё обязательно изменится, вопрос только в том, не случилось бы это слишком поздно…
Игарка, февраль-март 2018 года.