Сейчас в Архангельске

18:01 1 ˚С Погода
18+

«Путь на Север» покажут в Музее изобразительных искусств Архангельска 28 ноября

Масштабный проект представит около пятидесяти произведений классиков отечественного искусства на тему Севера

Изобразительное искусство Музей Выставка
Анна Щетинина
26 ноября, 2023 | 14:19

«Путь на Север» покажут в Музее изобразительных искусств Архангельска 28 ноября

Рерих Н. К. «Святой остров», 1917. Государственный Русский музей / rusmuseumvrm.ru


Государственный Русский музей и Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» презентуют «Путь на Север» – выставку работ выдающихся русских художников, в чьем творчестве Север прозвучал особой темой: Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Николая Рериха и многих других. Художественный проект представляет Север в широком географическом диапазоне – от северной Балтии до Арктических земель, сообщает пресс-центр Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».



Куинджи А. И. «Ладожское озеро», 1873. Государственный Русский музей / rusmuseumvrm.ru


В конце ХIХ века происходит настоящий сдвиг в восприятии северного пейзажа. Это изменение было связано с поиском «эпической древности» и «истоков русской цивилизации». Путь к исконному миру, не искаженному прогрессом, чистому в своей первозданности и простоте, вел на Север. Со времен Древней Руси Севером считались обширные территории, включающие Новгород, Псков, Ладогу, заповедную территорию Карелии, остров Валаам. Запечатлеть древнюю «Северную Русь» отправляется на Валаам великий русский пейзажист Иван Иванович Шишкин. В 70-х годах ХIХ столетия в эти места за новыми сюжетами и «новым светом» приезжает выдающийся живописец, мастер философского пейзажа Архип Иванович Куинджи. Плененный поэтикой аскетичной северной природы, Куинджи пишет цикл из трех полотен, посвященный Северу. В экспозиции выставки представлена первая работа «северной трилогии» – «Ладожское озеро» 1871 года.



Борисов А.А. (1866–1934). «На промысле за оленем», 1901. Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» http://arhmuseum.ru/


Ученик Куинджи, Николай Константинович Рерих искал в застывшей северной природе первородное начало. Стремление понять «мистическую душу Севера» у Рериха было настолько велико, что именно на нем долгие годы будут сконцентрированы все его творческие силы. Но сильнее всех проникся Севером его уроженец, другой ученик Куинджи – Александр Алексеевич Борисов. Для всех «куинджистов» был характерен поиск некой неприкосновенной сакральной земли – собственной Гипербореи, где останавливается ход времен и соединяются воедино земное и вселенское пространство. Для Борисова таким сокровенным местом стала Арктика. Как и Александр Борисов, до конца был предан единственной теме – Северу –старейший архангельский художник Степан Григорьевич Писахов.



Писахов С.Г., «Берег Белого моря. Восход солнца», 1909. Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» / http://arhmuseum.ru/


Основу экспозиции составляют произведения первого русского импрессиониста Константина Коровина. В 1894 году по приглашению предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова Коровин отправляется на Север в компании своего друга и единомышленника Валентина Серова. Под влиянием мощи Севера яркая, солнечная палитра, свойственная ранним произведениям художника, уступает место холодной серебристо-жемчужной гамме. Эта строгая тональная система и декоративный стилизующий подход легли в основу новой художественной эстетики в русском изобразительном искусстве.



Коровин К. А., Клодт Н. А., «Остатки стоянки самоедов. (Священное место)», 1899. Государственный Русский музей / rusmuseumvrm.ru


Выставка сопровождается обширной программой событий и лекций.


далее в рубрике